Этика журналистов в соцсетях - предмет регулирования советов по прессе?
006_7230.jpg
Рассматриваем
информационные споры

с выраженной профессионально-этической составляющей и затрагивающие права граждан в сфере массовой информации

005_7230.jpg
Рассматриваем
информационные споры

с выраженной профессионально-этической составляющей и затрагивающие права граждан в сфере массовой информации

003_7230.jpg
Рассматриваем
информационные споры

с выраженной профессионально-этической составляющей и затрагивающие права граждан в сфере массовой информации

004_7230.jpg
Рассматриваем
информационные споры

с выраженной профессионально-этической составляющей и затрагивающие права граждан в сфере массовой информации

002_7230.jpg
Рассматриваем
информационные споры

с выраженной профессионально-этической составляющей и затрагивающие права граждан в сфере массовой информации

001_7230.jpg
Рассматриваем
информационные споры

с выраженной профессионально-этической составляющей и затрагивающие права граждан в сфере массовой информации

previous arrow
next arrow

Члены Коллегии о журналистской этике

Журналистская этика — понятие сегодня, мягко говоря, немодное. Но те, кто несмотря ни на что, соблюдают её правила, заслуживают самого глубокого уважения. Я уверен, именно за ними будущее нашей прессы.
Эдуард Сагалаев
Медиаменеджер
Журналистская этика — важнейший стандарт профессии, разделяемый всем журналистским сообществом и регламентирующий деятельность журналиста в различных ситуациях.
Елена Вартанова
Декан факультета журналистики МГУ
Профессиональная этика журналиста, как система ориентации профессионала, опирается на профессиональную этику как систему особых профессионально-этических документов — кодексов, деклараций, хартий и т.д. Эти документы представляют собой подсказки или прямые предписания, результирующие опыт проживания профессии и её представителей в современном обществе. Что важно: даже и прямое предписание не предполагает перенесения ответственности за выбор поступка, линии поведения, образа действий живым человеком на документ.
Юрий Казаков
Медиаэксперт
Как сказал Юрий Щекочихин: «ниже пояса не бить и не лизать».
Дмитрий Муратов
Главный редактор «Новой газеты»
Журналистская этика — это то же, что профессиональная совесть газетчика или телевизионщика. Это право на правду и не разрушающий человеческие отношения способ её реализации. Это забота о репутации, своей и коллег, с тобой работающих. Журналист в этическом идеале — это профессионально образованный порядочный человек.
Алексей Симонов
Президент Фонда защиты гласности
Журналистская этика — это профессиональные стандарты, основанные на морально-допустимом поведении журналиста по отношению к человеку, субъекту публикации или источнику информации, находящемуся в фокусе интереса прессы. Соблюдение этих профессиональных стандартов является необходимым не только в целях предоставления обществу качественной информации, но и является важнейшим условием профессиональной репутации журналиста, редакции, в которой он работает, завоевания доверия аудитории, а иногда и обеспечения безопасности журналиста.
Галина Арапова
Директор Центра защиты прав СМИ
Сегодня журналистское сообщество расколото — в этом главная причина того, что нарушение стандартов не влечет за собой последствий для нарушителя, а читатель (зритель) в массе еще не научился оценивать материалы, в том числе, и с точки зрения стандартов.
Леонид Никитинский
Журналист
Журналистская этика, на мой взгляд, основывается на одном-единственном принципе: твердое понимание того, что ты, журналист, несешь ответственность только перед своей аудиторией, и что эта ответственность заключается в трех вещах: информировать максимально полно, объективно и честно.
Владимир Познер
Журналист
Журналистика не может работать только в пространстве права. Она вынуждена самоограничиваться, сдерживать свои властные устремления. Постоянно апеллируя к конкретному гражданину, к конкретному обществу и к их проблемам, она обязана пытаться самой себе объяснить, что такое норма, что такое не норма, что такое «правильное» профессиональное поведение.
Виктор Монахов
Эксперт по информационному праву
Сегодня журналистская этика вряд ли актуальна для большинства «публично пишущих» людей, поскольку и уровень подготовки аудитории, и уровень восприятия журналистского текста, и уровень «журналиста как сотрудника СМИ» значительно ниже того горизонта, на котором появляются этические проблемы профессии. Повышение интеллектуально-эстетического уровня «сотрудника СМИ» — предтеча следованию этическим принципам журналистики.
Артем Кирьянов
Председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков

Плюсы обращения в Коллегию


- альтернатива судебному разбирательству;
- неангажированность;
- открытость и публичность;
- отсутствие бюрократических проволочек;
- быстрота и простота процедуры;
- безвозмездность;
- определённость моральной оценки

 

Подать жалобу

Наша цель
Формирование культуры честной журналистики
и утверждение свободы массовой информации в России

авторитетные журналисты, юристы, экономисты, учёные, преподаватели, общественные деятели

рассмотрения жалоб на предполагаемые нарушения норм и правил журналистской профессии

большой и постоянно пополняемый опыт внесудебного регулирования споров

НОВОСТИ


ПРОБЛЕМА: Может ли информация, размещенная представителем медиа на своей личной странице в социальной сети, послужить поводом для жалобы?

ВОПРОСЫ:
· Должен ли журналист нести ответственность за публикуемую информацию не только в печатных и онлайн СМИ, но и на своей странице в соц.сети?
· Поступали ли в совет по прессе жалобы подобного рода?


ИРЛАНДИЯ: Совет по прессе Ирландии (Press Council of Ireland)

Положения в Кодексе Этики относительно подобных случаев НЕТ. Однако можно с уверенностью сказать, что социальные сети, блоги и т.д. находятся вне компетенции Совета по жалобам на прессу. Поэтому жалоба только на основании того, что публикация принадлежит журналисту, – не имеет смысла, так как в данном случае публикация приравнивается к личному высказыванию (Совет по жалобам на прессу работает исключительно с журналистскими публикациями и редакторской ответственностью за данные публикации).

При этом Совет может рассматривать жалобы касательно публикаций в социальных сетях на официальных страницах изданий.

ДАНИЯ: Совет по прессе Дании (Presse Naevnet)

Совет по жалобам на прессу РАССМАТРИВАЕТ жалобы на контент в интернете и социальных сетях. Однако компетенция Совета также ограничена следующими пунктами:

· рассматриваются только жалобы на нарушения тех пунктов, которые уже закреплены в Датском Законе об ответственности СМИ;

· страницы соц.сетей и комментарии, где люди не из СМИ могут оставлять неотредактированные комментарии находятся вне компетенции Совета по жалобам на прессу;

· сайт, на который подается жалоба, должен быть зарегистрирован;

То есть Совет вправе рассматривать жалобы в случае, когда информация была опубликована представителем медиа с нарушением определенных пунктов Кодекса журналистской этики на зарегистрированном сайте.

ШВЕЙЦАРИЯ: Совет по прессе Швейцарии Schweizer Presserat)

Совет никогда не сталкивался с жалобами на пользовательский контент в социальных сетях.

НОРВЕГИЯ: Совет по прессе Норвегии (Norsk Presseforbund)

Совет по жалобам на прессу РАССМАТРИВАЕТ жалобы на контент в социальных сетях. Однако предметом жалобы может служить только публикация на официальных страницах издания или если связь с изданием очевидна.

БЕЛЬГИЯ (Фламандский р-он): Совет по прессе Бельгии (Raad voor de Journalistiek)

Совет по жалобам на прессу РАССМАТРИВАЕТ жалобы на контент в социальных сетях. Однако предметом жалобы может служить только публикация на официальных страницах издания или если связь с изданием очевидна.

КОСОВО: Совет по прессе Косово (Press Council of Kosovo)

Совет по жалобам на прессу НЕ рассматривает случаи, связанные с высказываниями пользователей соц.сетей, даже если информация была опубликована представителем медиа.

ИЗРАИЛЬ: Совет по прессе Израиля (Israel Press Council)

Если приравнять социальные сети к изданиям, то, получается, что абсолютно каждый пользователь – это журналист, что является ошибкой. Поэтому Совет по жалобам на прессу НЕ рассматривает случаи, связанные с высказываниями пользователей соц.сетей, даже если информация была опубликована представителем медиа.

РОССИЯ: Общественная коллегия по жалобам на прессу

Коллегия не сталкивалась напрямую с жалобами на публикации журналистов в социальных сетях, однако в жалобе пятнадцатилетнего писателя Михаила Самарского на ведущую радиостанции "Эхо Москвы" Ксению Ларину этот вопрос рассматривался косвенно. По мнению Коллегии, в эпизоде с оскорблением писателя в прямом радиоэфире Ларина перенесла на профессиональную журналистскую площадку приемы и методы, применяемые обычно в нежурналистских форматах массовых коммуникаций: личные оскорбления, оценочные суждения, не подкрепленные взвешенными аргументами, избыточная эмоциональность и т.п.

Общественная коллегия обратила особое внимание как журналистов, так и граждан, имеющих дело с журналистикой, на необходимость различать профессиональные СМИ и блогосферу. Если в профессиональной журналистике действуют выработанные за многие десятилетия принципы, стандарты и нормы профессиональной этики, то в блогосфере активно идет процесс формирования совершенно других, в том числе, неприемлемых для журналистики традиций, правил и обычаев. Здесь стали допустимыми максимализм, резкость суждений и некорректное, в том числе, хамское речевое поведение, - что в этой среде скорее норма, чем отклонение от нее. Даже неосознанный перенос неприемлемых для качественной журналистики традиций и обычаев блогосферы в СМИ сегодня чреват опасностью не только для нормального существования института профессиональной журналистики и независимости СМИ, но и с точки зрения подспудно устанавливающегося, постепенно формирующегося стиля, характера, особенностей культуры общественных отношений.

Подпишитесь на наши новости

Документы

Коллегия запустила серию подкастов 

 

В подкасте на примерах из реальной профессиональной деятельности участники дискуссии ищут ответы на вопросы: в чем различия между журналистом и блогером, станет ли ведение блога профессией и что важнее - хайп или профессиональный долг? Что ждет блогосферу - саморегулирование или госрегулирование? И если есть закон – значит ли, что ты защищен?

 

Слушать  в Яндекс Музыке

 

Слушать  в Apple Podcasts

 

Слушать  в CastBox

 

Слушать  в Pocket Casts

Больше о журналистской этике в социальных сетях Коллегии

   
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов