Форум проходил в Хабаровске с 24 по 26 мая  и собрал около 400 представителей СМИ, пресс-служб, блогеров, руководителей крупных предприятий и компаний ДФО, ведущих дальневосточных вузов.

 

 - Большой и качественный отряд хабаровских журналистов всегда служил для нас примером в Москве. Мы постоянно ставим вас в пример молодым. На форуме собрались представители медиасообщества и власти. Знаю, что они не всегда дружат, но находят возможности для диалога, - сказал на открытии московский гость медиафорума - секретарь Союза журналистов России Рафаэль Гусейнов.

 Его поддержал и губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт - участник форума. По словам главы края, «медиафорум будет способствовать укреплению взаимодействия и диалога между властью и средствами массовой информации...».

 - Тем более, что здесь собрались не только журналисты региональных СМИ, но и коллеги из ведущих федеральных изданий и телеканалов, специалисты по связям с общественностью, блогеры. Сегодня Дальний Восток России вступил в эпоху уникальных по сложности и масштабу социально-экономических преобразований... Реализуются важные федеральные инициативы, нацеленные на развитие и модернизацию региона, привлечение инвестиций и человеческого капитала - создаются территории опережающего развития, работает федеральный закон о дальневосточном гектаре. Необходимо больше рассказывать о Дальнем Востоке и о Хабаровском крае, в частности. Надеюсь, что в ходе работы форума вы откроете новые темы, героев для себя и дальнейших публикаций! - пожелал губернатор.

 Секретарь Союза журналистов России Денис Токарский поведал на медиафоруме, что «пальму первенства доверия среди СМИ по-прежнему делят телевидение и печатная пресса».

 - Телевидению, правда, верит лишь та возрастная группа, которая привыкла ему верить, - сказал Денис Токарский. -  Но в целом газеты и телевидение - более авторитетны, чем Интернет-СМИ по той причине, что там сохраняются определенные традиции работы с информацией, ее проверкой, сбором комментариев разных сторон. Интернет-СМИ и блогеры все-таки больше ориентированы на оперативность и громкие заголовки. Им важно зацепить внимание читателей, собрать максимальное количество аудитории. Очень часто это идет в ущерб контенту.

 По его словам, несмотря на то, что Интернет-СМИ приобретают популярность, все-таки по охвату аудитории до сих пор на первом месте находится телевидение.

 - Если разобрать все цифры, которые любят приводить «интернетовские» издания, то мы часто сталкиваемся с лукавством. Самое популярное Интернет-СМИ в России - это Лента.ру. Ее охват аудитории - 2 млн уникальных посетителей в сутки. А у нас 146 млн жителей в России. Так о какой популярности можно говорить? -  спросил Денис Токарский.

 Директор по внешним коммуникациям «Rambler&Co» Матвей Алексеев считает, что такой формат (как медиафорум) необходим для систематизации отношений между разными СМИ.

 - Последняя тенденция, которую мы замечаем, - в России очень много молодых журналистов, которые пока находятся в статусе частных блогеров, пишущих о своем крае, городе, - говорит Матвей Алексеев. - Они не могут найти направление, куда двигаться дальше. Поэтому проведение таких форумов - систематизация отношений молодых начинающих звездочек с крупными СМИ. В том числе понимание тенденций, куда двигаются СМИ, новые форматы, каналы коммуникации.

 Матвей Алексеев также отметил, что должна происходить смена поколений в профессии.

 - На мой взгляд, старшее поколение СМИ должно уступить дорогу молодым, - продолжает он. - Это абсолютно однозначно. Многие главные редакторы печатных СМИ, которые долго были в моде -  сейчас не в тренде вообще. Молодежь - в тренде. Те, кто говорят со своей аудиторией на своем языке. А старые главные редакторы не умеют этого делать. Они говорят старыми, большими, тяжелыми материалами. Но молодежи это чуждо - она потребляет короткую информацию из соцсетей, других каналов коммуникации, мессенджеров, чатов. Основная ориентация должна быть на них по простой причине - они наше будущее.

 Галина Антонец, медиаюрист холдинга «PrimaMedia» (Владивосток) отметила, что «сейчас модно вести блоги. И люди, которые делают это, считают, что они занимают со СМИ одну нишу».

 - Но ни в коем случае блогеров никто не приравнивал к СМИ, - говорит она. - При числе подписчиков свыше 3 тысяч их обязали предоставлять определенную информацию о себе. Но никаких прав, равных с журналистскими, закон о СМИ им не дал. То есть то, что называют «законом о блогерах», наделило их определенными обязанностями, но к СМИ их не приравняло. Соответственно таких прав, как у СМИ, у них нет. По сути закон «ни о чем». И если вы строчите что-то в своем профиле в соцсетях, то ответственность за это несете как обычный гражданин, а не как медиадеятель.

 Правда, надо заметить, что Постановление Пленума ВС РФ №16 от 15 июня 2010 года «О практике применения Закона о СМИ» уже прописало некоторые обязанности пользователей Интернета. Так, согласно п. 6 Постановления, «лица, допустившие нарушения законодательства при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, не зарегистрированные в качестве средства массовой информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ без учета особенностей, предусмотренных законодательством о СМИ». Кстати, именно правоприменительную практику этот пункт впервые нашел в Хабаровске, в Железнодорожном суде  (судья Алейникова И.А.). Владельцу сайта присудили за публикации выплатить моральный ущерб в 300 тыс. рублей...

 На медиафоруме «Хабаровский край - территория диалога» оргкомитет впервые учредил особый знак «Серебряный Enter», чтобы отметить тех журналистов, чья работа способствует продвижению имиджа Хабаровского края. Награда представляет собой клавишу Enter. И  не случайно. Именно эта кнопка на компьютерной клавиатуре дает команду подтвердить что-либо или сообщить о готовности пользователя.

Председатель Хабаровского краевого отделения Союза журналистов России Ксения Исаева предложила, чтобы медиафорум стал ежегодным мероприятием.

 - У нас будет площадка раз в год собраться всем вместе и обсудить свои проблемы, поделиться опытом... не московским, а местным, - сказала она. - Думаю, такое мероприятие будет продуктивным для всех: и для журналистов, и для представителей власти.

Источник: Союз журналистов России

Журналистская этика, на мой взгляд, основывается на одном-единственном принципе: твердое понимание того, что ты, журналист, несешь ответственность только перед своей аудиторией, и что эта ответственность заключается в трех вещах: информировать максимально полно, объективно и честно.
Владимир Познер
Журналист
Журналистская этика — важнейший стандарт профессии, разделяемый всем журналистским сообществом и регламентирующий деятельность журналиста в различных ситуациях.
Елена Вартанова
Декан факультета журналистики МГУ
Профессиональная этика журналиста, как система ориентации профессионала, опирается на профессиональную этику как систему особых профессионально-этических документов — кодексов, деклараций, хартий и т.д. Эти документы представляют собой подсказки или прямые предписания, результирующие опыт проживания профессии и её представителей в современном обществе. Что важно: даже и прямое предписание не предполагает перенесения ответственности за выбор поступка, линии поведения, образа действий живым человеком на документ.
Юрий Казаков
Медиаэксперт
Как сказал Юрий Щекочихин: «ниже пояса не бить и не лизать».
Дмитрий Муратов
Главный редактор «Новой газеты»
Журналистская этика — это то же, что профессиональная совесть газетчика или телевизионщика. Это право на правду и не разрушающий человеческие отношения способ её реализации. Это забота о репутации, своей и коллег, с тобой работающих. Журналист в этическом идеале — это профессионально образованный порядочный человек.
Алексей Симонов
Президент Фонда защиты гласности
Журналистская этика — это профессиональные стандарты, основанные на морально-допустимом поведении журналиста по отношению к человеку, субъекту публикации или источнику информации, находящемуся в фокусе интереса прессы. Соблюдение этих профессиональных стандартов является необходимым не только в целях предоставления обществу качественной информации, но и является важнейшим условием профессиональной репутации журналиста, редакции, в которой он работает, завоевания доверия аудитории, а иногда и обеспечения безопасности журналиста.
Галина Арапова
Директор Центра защиты прав СМИ
Сегодня журналистское сообщество расколото — в этом главная причина того, что нарушение стандартов не влечет за собой последствий для нарушителя, а читатель (зритель) в массе еще не научился оценивать материалы, в том числе, и с точки зрения стандартов.
Леонид Никитинский
Журналист
Журналистская этика — понятие сегодня, мягко говоря, немодное. Но те, кто несмотря ни на что, соблюдают её правила, заслуживают самого глубокого уважения. Я уверен, именно за ними будущее нашей прессы.
Эдуард Сагалаев
Медиаменеджер
Журналистика не может работать только в пространстве права. Она вынуждена самоограничиваться, сдерживать свои властные устремления. Постоянно апеллируя к конкретному гражданину, к конкретному обществу и к их проблемам, она обязана пытаться самой себе объяснить, что такое норма, что такое не норма, что такое «правильное» профессиональное поведение.
Виктор Монахов
Эксперт по информационному праву
Сегодня журналистская этика вряд ли актуальна для большинства «публично пишущих» людей, поскольку и уровень подготовки аудитории, и уровень восприятия журналистского текста, и уровень «журналиста как сотрудника СМИ» значительно ниже того горизонта, на котором появляются этические проблемы профессии. Повышение интеллектуально-эстетического уровня «сотрудника СМИ» — предтеча следованию этическим принципам журналистики.
Артем Кирьянов
Председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков
Наша цель
Формирование культуры честной журналистики
и утверждение свободы массовой информации в России

журналисты, юристы, судьи, экономисты

рассмотрения жалоб
на этические нарушения СМИ

богатый опыт внесудебного урегулирования споров
Издательская деятельность
«Черная метка» СМИ
В практике Коллегии так называется письменное уведомление СМИ о поступившей жалобе на его материалы.
Редакция СМИ вправе не реагировать на данное уведомление, однако ее ответ или участие в заседании демонстрирует высокий уровень профессиональной культуры и повышает градус доверия к нему со стороны общества. Мы ведем список всех СМИ, на которые поступали жалобы, фиксируем наиболее частых нарушителей и тех, кто игнорирует правила и принципы саморегулирования СМИ.

Посмотреть список СМИ