Более 160 информационных споров с момента своего создания разрешила Общественная коллегия по жалобам на прессу — независимая структура гражданского общества, которая осуществляет саморегулирование в сфере массовой информации. В рамках дискуссии "Саморегулирование. Проблемы журналистской этики" на Дальневосточном МедиаСаммите эксперты рассказали о том, кто же получает "черные метки" от коллегии и с какими трудностями приходится сталкиваться при рассмотрении жалоб, сообщает корр. ИА PrimaMedia.

 

"В разные годы к нам обращались обращались депутаты Жириновский и Железняк, партия "Яблоко", РТРС, Росохранкультура, священники, судьи, общественные деятели. А сейчас дошло до того, что журналисты жалуются на журналистов, газета на газету, когда одно издание третирует другое издание в борьбе за спонсорство, когда спорят о заимствовании текста или его части. И это отнюдь не радует. Но во всех случаях мы разбираемся и стараемся быть объективными", — отметил член Общественной коллегии, секретарь Союза журналистов России Александр Копейка.

Общественная коллегия по жалобам на прессу существует с 2005 года. В ее состав входят 50 человек – поровну от медиа-сообщества и медиа-аудитории.

"К нам поступают жалобы со всей страны. Для разрешения спора мы направляем ответчику так называемую "черную метку" с просьбой дать свои объяснения по делу. Ответа ждем в течение 30 дней, а после рассматриваем информационный спор – с участием ответчика-обидчика или без него, у нас есть такое право", — объяснил Копейка. Он не стал скрывать, что многие федеральные издания не реагируют на заключения Общественной коллегии по жалобам на прессу и не считают нужным давать свои объяснения по поступающим обращениям. Так, телеканал НТВ, на который очень много жалоб, ни разу не присутствовал при их рассмотрении, как и телеканал "Россия", газета "Московский комсомолец" была на рассмотрении восьми жалоб из 13-ти, "Комсомольская правда" — на двух из 13-ти.

Но исправить ситуацию с нарушениями журналистами профессиональной этики не смогут никакие государственные регуляторы.

"Все, что есть в законе, обязательно к исполнению для всех журналистов, а вот то, что касается морально-этической стороны вопроса, лежит в плоскости добровольного принятия", — подчеркнул директор высшей школы телевидения Сергей Булах.

Потому, чтобы у медиасообщества не было друг к другу вопросов, а медиа-аудитория не была возмущена деятельностью сотрудников СМИ, необходимо и дальше развивать определенный механизм осуждения и общественного порицания.

Напомним, что Дальневосточный МедиаСаммит-2017 — главное событие медиаотрасли на Дальнем Востоке — проходит 8-10 июня в кампусе ДВФУ во Владивостоке. Ведущие представители медиасообщества Дальнего Востока и приглашенные эксперты, а также делегации иностранных журналистов обсуждают последние тренды блогосферы, digital-маркетинг, фактчекинг, PR для стартапов, возможности социальных медиа и другие актуальные вопросы развития отрасли.

Организаторами МедиаСаммита выступили Приморское отделение Союза журналистов России, администрация Приморского края, ДВФУ, Законодательное собрание Приморского края, ВГУЭС. Соорганизатор — агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.

Источник: PrimaMedia

Журналистская этика, на мой взгляд, основывается на одном-единственном принципе: твердое понимание того, что ты, журналист, несешь ответственность только перед своей аудиторией, и что эта ответственность заключается в трех вещах: информировать максимально полно, объективно и честно.
Владимир Познер
Журналист
Журналистская этика — важнейший стандарт профессии, разделяемый всем журналистским сообществом и регламентирующий деятельность журналиста в различных ситуациях.
Елена Вартанова
Декан факультета журналистики МГУ
Профессиональная этика журналиста, как система ориентации профессионала, опирается на профессиональную этику как систему особых профессионально-этических документов — кодексов, деклараций, хартий и т.д. Эти документы представляют собой подсказки или прямые предписания, результирующие опыт проживания профессии и её представителей в современном обществе. Что важно: даже и прямое предписание не предполагает перенесения ответственности за выбор поступка, линии поведения, образа действий живым человеком на документ.
Юрий Казаков
Медиаэксперт
Как сказал Юрий Щекочихин: «ниже пояса не бить и не лизать».
Дмитрий Муратов
Главный редактор «Новой газеты»
Журналистская этика — это то же, что профессиональная совесть газетчика или телевизионщика. Это право на правду и не разрушающий человеческие отношения способ её реализации. Это забота о репутации, своей и коллег, с тобой работающих. Журналист в этическом идеале — это профессионально образованный порядочный человек.
Алексей Симонов
Президент Фонда защиты гласности
Журналистская этика — это профессиональные стандарты, основанные на морально-допустимом поведении журналиста по отношению к человеку, субъекту публикации или источнику информации, находящемуся в фокусе интереса прессы. Соблюдение этих профессиональных стандартов является необходимым не только в целях предоставления обществу качественной информации, но и является важнейшим условием профессиональной репутации журналиста, редакции, в которой он работает, завоевания доверия аудитории, а иногда и обеспечения безопасности журналиста.
Галина Арапова
Директор Центра защиты прав СМИ
Сегодня журналистское сообщество расколото — в этом главная причина того, что нарушение стандартов не влечет за собой последствий для нарушителя, а читатель (зритель) в массе еще не научился оценивать материалы, в том числе, и с точки зрения стандартов.
Леонид Никитинский
Журналист
Журналистская этика — понятие сегодня, мягко говоря, немодное. Но те, кто несмотря ни на что, соблюдают её правила, заслуживают самого глубокого уважения. Я уверен, именно за ними будущее нашей прессы.
Эдуард Сагалаев
Медиаменеджер
Журналистика не может работать только в пространстве права. Она вынуждена самоограничиваться, сдерживать свои властные устремления. Постоянно апеллируя к конкретному гражданину, к конкретному обществу и к их проблемам, она обязана пытаться самой себе объяснить, что такое норма, что такое не норма, что такое «правильное» профессиональное поведение.
Виктор Монахов
Эксперт по информационному праву
Сегодня журналистская этика вряд ли актуальна для большинства «публично пишущих» людей, поскольку и уровень подготовки аудитории, и уровень восприятия журналистского текста, и уровень «журналиста как сотрудника СМИ» значительно ниже того горизонта, на котором появляются этические проблемы профессии. Повышение интеллектуально-эстетического уровня «сотрудника СМИ» — предтеча следованию этическим принципам журналистики.
Артем Кирьянов
Председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков
Наша цель
Формирование культуры честной журналистики
и утверждение свободы массовой информации в России

журналисты, юристы, судьи, экономисты

рассмотрения жалоб
на этические нарушения СМИ

богатый опыт внесудебного урегулирования споров
Издательская деятельность
«Черная метка» СМИ
В практике Коллегии так называется письменное уведомление СМИ о поступившей жалобе на его материалы.
Редакция СМИ вправе не реагировать на данное уведомление, однако ее ответ или участие в заседании демонстрирует высокий уровень профессиональной культуры и повышает градус доверия к нему со стороны общества. Мы ведем список всех СМИ, на которые поступали жалобы, фиксируем наиболее частых нарушителей и тех, кто игнорирует правила и принципы саморегулирования СМИ.

Посмотреть список СМИ