Ереванский пресс-клуб и Объединение журналистов Азербайджана “Ени несил”  выпустили Глоссарий языка вражды в СМИ Азербайджана и Армении. Представленные в Глоссарии наиболее распространенные клише, стереотипы и примеры недостоверной (или вызывающей обоснованные сомнения) информации в СМИ Азербайджана и Армении - это результат многолетних исследований армянской и азербайджанской журналистики, осуществляемых двумя организациями на протяжении десяти лет (с 2001 по 2010).

Все статьи трех разделов Глоссария имеют аналогичную схему: отмечается частота использования конкретного клише/стереотипа/недостоверной информации, а также наличие “зеркальной” (копирующей) версии в СМИ другой стороны; указывается, кем (журналистами, экспертами, политиками, официальными лицами) чаще всего используются подобные клише/стереотипы/недостоверная информация; приводятся примеры из материалов СМИ; далее следуют комментарий, анализирующий причины негативного восприятия аудиторией другой стороны данного клише/стереотипа/недостоверной информации, и рекомендация, как избежать их использования, с предложением альтернативных вариантов, которые могут более нейтрально восприниматься аудиторией другой страны и, в конечном счете, способствовать смягчению атмосферы вражды и ненависти.

“Агрессия” - одно из наиболее часто употребляемых клише в СМИ обеих стран. И если в азербайджанских СМИ говорят об “агрессии Армении”, то в армянских СМИ ее зеркальный вариант - “агрессия Азербайджана”. Другое устойчивое клише в армянских СМИ - “пропагандистская ложь/фальсификация Азербайджана” в азербайджанских СМИ имеет зеркальный вариант - “армянская пропаганда/ложь”.

Живучему стереотипу в азербайджанских СМИ “Армения - вражеская страна/армянин - враг” противопоставляется не менее стойкий стереотип в армянских СМИ - “Азербайджан - непримиримый враг Армении/азербайджанцы - извечные враги армян”. Авторы Глоссария убеждены в неприемлемости данных стереотипов, направленных на формирование и закрепление в общественном сознании образа врага в лице целой нации, расистских идей. Более того, эти стереотипы нередко присутствуют в материалах, даже не имеющих прямого отношения к карабахскому конфликту. Понимая, что при нынешнем состоянии армяно-азербайджанских отношений невозможно полностью исключить использование данных стереотипов в медиа обеих стран, авторы исследования рекомендуют СМИ существенно ограничить его тиражирование, в частности, отказываться от их использования в публикациях, не связанных с конкретными проявлениями конфликта, дабы ограничить их негативное воздействие на аудиторию противоположной стороны.

В числе вызывающей обоснованные сомнения в Глоссарии приводится информация, посвященная режиму прекращения огня. СМИ Азербайджана и Армении, как правило, параллельно информируют об инцидентах на линии соприкосновения, предлагая аудитории противоположную интерпретацию происшедшего (сведения об инициаторах перестрелок, а порой и о жертвах). На деле же практически во всех случаях однозначных доказательств о том, кто виноват в перестрелках, не предоставляется. Ни в одной, ни в другой стране нет независимых источников, способных представить объективную картину происшедшего: подобная информация как в азербайджанских, так и в армянских СМИ распространяется в основном со ссылкой на заявления официальных ведомств своих стран, в частности, министерств обороны. Вместе с тем, убеждены авторы Глоссария, отсутствие из года в год ответственных за нарушение перемирия, безнаказанность ведут к эскалации подобных явлений. Необходимость расследования каждого случая перестрелок становится все более актуальной, иначе будет усиливаться угроза перерастания инцидентов в масштабное военное противостояние. Возможно, журналисты могли бы внести свой вклад в независимые расследования, отказавшись от ссылок исключительно на официальные источники. Особенно эффективными могли бы стать совместные расследования представителей азербайджанских и армянских СМИ.

Повсеместно в СМИ двух стран искажаются заявления официальных лиц, цитаты из выступлений политиков, экспертов, общественных деятелей, журналистов, а также их имена и должности. Подобные искажения, независимо от их причины, воспринимаются аудиторией другой страны как намеренные, преследующие цель дезинформировать людей. И даже ошибки в правописании имен воспринимаются людьми как унижение, тем более, что в ряде случаев в искаженном варианте они действительно звучат оскорбительно. К примеру, имя Эльхан в одном из материалов армянских СМИ было передано как Эльхар - в азербайджанском это слово означает “всенародно опозоренный”, а фамилия Чевикоз была искажена на Чепкоз, что с турецкого языка переводится как “косой”. Распространенное же в азербайджанских СМИ написание в кавычках  атрибутов государственности, наименования органов власти и должностей официальных лиц Нагорного Карабаха ("президент НК"/"парламент НК" и пр.) воспринимается армянской аудиторией, в свою очередь, как оскорбительное, усиливает враждебность, неверие в возможность мирного урегулирования конфликта.   

Подготовка и выпуск Глоссария стали возможны благодаря многолетнему сотрудничеству “Ени несил” и ЕПК в рамках проектов, поддержанных посольствами Великобритании в Баку и Ереване, Фондом Партнерство Евразия, Институтом открытого общества и Фондом Фридриха Эберта.

Авторы Глоссария полагают, что он будет восприниматься не просто как констатация вражды, охватившей и медийное пространство конфликтующих сторон, но и как подспорье для тех журналистов в Азербайджане, Армении, Нагорном Карабахе и третьих странах, кто стремится качественно и непредвзято освещать события и проблемы региона.

Источник: Ереванский пресс-клуб

Журналистская этика, на мой взгляд, основывается на одном-единственном принципе: твердое понимание того, что ты, журналист, несешь ответственность только перед своей аудиторией, и что эта ответственность заключается в трех вещах: информировать максимально полно, объективно и честно.
Владимир Познер
Журналист
Журналистская этика — важнейший стандарт профессии, разделяемый всем журналистским сообществом и регламентирующий деятельность журналиста в различных ситуациях.
Елена Вартанова
Декан факультета журналистики МГУ
Профессиональная этика журналиста, как система ориентации профессионала, опирается на профессиональную этику как систему особых профессионально-этических документов — кодексов, деклараций, хартий и т.д. Эти документы представляют собой подсказки или прямые предписания, результирующие опыт проживания профессии и её представителей в современном обществе. Что важно: даже и прямое предписание не предполагает перенесения ответственности за выбор поступка, линии поведения, образа действий живым человеком на документ.
Юрий Казаков
Медиаэксперт
Как сказал Юрий Щекочихин: «ниже пояса не бить и не лизать».
Дмитрий Муратов
Главный редактор «Новой газеты»
Журналистская этика — это то же, что профессиональная совесть газетчика или телевизионщика. Это право на правду и не разрушающий человеческие отношения способ её реализации. Это забота о репутации, своей и коллег, с тобой работающих. Журналист в этическом идеале — это профессионально образованный порядочный человек.
Алексей Симонов
Президент Фонда защиты гласности
Журналистская этика — это профессиональные стандарты, основанные на морально-допустимом поведении журналиста по отношению к человеку, субъекту публикации или источнику информации, находящемуся в фокусе интереса прессы. Соблюдение этих профессиональных стандартов является необходимым не только в целях предоставления обществу качественной информации, но и является важнейшим условием профессиональной репутации журналиста, редакции, в которой он работает, завоевания доверия аудитории, а иногда и обеспечения безопасности журналиста.
Галина Арапова
Директор Центра защиты прав СМИ
Сегодня журналистское сообщество расколото — в этом главная причина того, что нарушение стандартов не влечет за собой последствий для нарушителя, а читатель (зритель) в массе еще не научился оценивать материалы, в том числе, и с точки зрения стандартов.
Леонид Никитинский
Журналист
Журналистская этика — понятие сегодня, мягко говоря, немодное. Но те, кто несмотря ни на что, соблюдают её правила, заслуживают самого глубокого уважения. Я уверен, именно за ними будущее нашей прессы.
Эдуард Сагалаев
Медиаменеджер
Журналистика не может работать только в пространстве права. Она вынуждена самоограничиваться, сдерживать свои властные устремления. Постоянно апеллируя к конкретному гражданину, к конкретному обществу и к их проблемам, она обязана пытаться самой себе объяснить, что такое норма, что такое не норма, что такое «правильное» профессиональное поведение.
Виктор Монахов
Эксперт по информационному праву
Сегодня журналистская этика вряд ли актуальна для большинства «публично пишущих» людей, поскольку и уровень подготовки аудитории, и уровень восприятия журналистского текста, и уровень «журналиста как сотрудника СМИ» значительно ниже того горизонта, на котором появляются этические проблемы профессии. Повышение интеллектуально-эстетического уровня «сотрудника СМИ» — предтеча следованию этическим принципам журналистики.
Артем Кирьянов
Председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков
Наша цель
Формирование культуры честной журналистики
и утверждение свободы массовой информации в России

журналисты, юристы, судьи, экономисты

рассмотрения жалоб
на этические нарушения СМИ

богатый опыт внесудебного урегулирования споров
Издательская деятельность
«Черная метка» СМИ
В практике Коллегии так называется письменное уведомление СМИ о поступившей жалобе на его материалы.
Редакция СМИ вправе не реагировать на данное уведомление, однако ее ответ или участие в заседании демонстрирует высокий уровень профессиональной культуры и повышает градус доверия к нему со стороны общества. Мы ведем список всех СМИ, на которые поступали жалобы, фиксируем наиболее частых нарушителей и тех, кто игнорирует правила и принципы саморегулирования СМИ.

Посмотреть список СМИ