19.08.2017 16:39
Новости СМИ

"Язык врады и информационные войны - вызовы журналистики". Обзор конференции в Батуми

 

На днях в Батуми прошла конференция на тему “Язык вражды” и информационные войны: вызов качественной журналистике”, организованная Академией Deutsche Welle. В конференции приняли участие представители СМИ и журналистских объединений из Армении, Азербайджана, Грузии, Украины.

 

На встрече были представлены результаты мониторинга “Язык вражды” в СМИ Южного Кавказа”, проведенного с 1 по 31 октября и охватившего по шесть СМИ в каждой из южнокавказских стран (по две телекомпании и газеты и по два онлайн издания).

Мониторинг преследовал цель изучить лингвистические особенности “языка вражды” в СМИ Южного Кавказа и выработать рекомендации, которые могли бы снизить частоту его использования в медиа, улучшить качество и уменьшить конфликтогенность материалов, посвященных внутриполитическим, межгосударственным, этническим, религиозным, гендерным вопросам, проблемам сексуальных меньшинств.

Как показал мониторинг, в СМИ Армении материалы, содержащие элементы “языка вражды”, составили 1.9% от общего количества исследованных материалов (чаще “язык вражды” использовался в газетных публикациях), в СМИ Азербайджана — 3.9% (чаще в газетных публикациях), в СМИ Грузии — 2.5% (чаще в онлайн материалах). Хотя эти показатели нельзя назвать угрожающими, однако они свидетельствует о наличии проблемы, требующей внимания.

В пользу приемлемого уровня сдержанности медиа-освещения говорит и тот факт, что в большинстве случаев в СМИ трех стран “язык вражды” присутствовал только в основном тексте. Низкий процент “враждебных” заголовков/лидов/анонсов (а также видеоматериалов к онлайн публикациям) внушает оптимизм, поскольку знакомство аудитории с медиа-контентом начинается, как правило, с пролистывания/просмотра/прослушивания этих ключевых компонентов.

За исследованный период в армянских и грузинских СМИ наиболее часто “враждебный”, оскорбительный контент содержался в материалах, посвященных, внутриполитической тематике. Во второй группе в медиа двух стран — материалы с элементами “языка вражды” этнической и международной/межгосударственной направленности. В азербайджанских СМИ материалы, содержащие элементы “языка вражды”, были главным образом посвящены внутриполитической, этнической и международной/межгосударственной тематике.

Во всех исследованных СМИ трех стран Южного Кавказа меньше всего “враждебная” лексика использовалась при обращении к религиозным, гендерным вопросам, проблемам сексуальных меньшинств.

В целом, в СМИ трех стран в период мониторинга превалировал мягкий (создающий негативный образ о группе), либо средний (содержащий конкретные обвинения с обобщениями, создающими атмосферу нетерпимости) “язык вражды”. И лишь в единичных материалах армянских, азербайджанских и грузинских медиа использовался жесткий “язык вражды” (прямые или завуалированные призывы к насилию или дискриминации).

Источником “языка вражды” в СМИ Армении в большинстве случаев выступали журналисты, за которыми следовали — официальные лица. В СМИ Азербайджана основным источником информации с элементами “языка вражды” были официальные лица, а затем — журналисты. В СМИ Грузии чаще всего “враждебная” лексика исходила от экспертов/общественных деятелей, далее — от официальных лиц, тогда как журналисты — на последнем месте по этому показателю.

И наконец, в подавляющем большинстве материалов СМИ Армении и Азербайджана не приводилось мнение стороны, в отношении которой был использован “язык вражды”: право на ответ объекта “языка вражды” в рамках одного и того же материала обеспечивалось лишь в 13 и 10 случаях соответствено. Тогда как в СМИ Грузии этот показатель несравнимо выше: мнение адресата “языка вражды” содержалось в 40% материалов.

На конференции в Батуми обсуждались также такие не менее актуальные темы, как практика органов саморегулирования по прецедентам дискриминации и ксенофобии в СМИ, информационные войны в медиа постсоветского пространства.

Вниманию участников мероприятия был представлен проект “Мониторинг свободы СМИ в странах Восточного партнерства”, осуществляемый “Интерньюс-Украиной” в сотрудничестве с медийными НПО шести стран Восточного партнерства.

На встрече состоялась презентация украинского проекта Stopfake, запущенного с марта 2014 волонтерами-журналистами. Основной целью проекта является проверка и опровержение распространяемой в СМИ искаженной информации и пропаганды о событиях, происходящих в Украине.

EaP Media Freedom Watch

Укрепление негативных стереотипов, искажение высказываний, изложение несуществующих фактов, сокрытие истинной информации, необоснованное обвинение, публикация за взятку или взятка за непубликацию - жалуйтесь, если ваши права были нарушены, а интересы ущемлены прессой!

Подать жалобу