Экспертное заключение Т.Д. Марцинковской и О.В. Красновой - Страница 5

Оглавление

 

 

Заключение на проект телекомпании ТНТ-телесеть

«Дом-2»

 

Анализ работы фокус-группы, включающей людей разного пола, возраста и образования, а также целенаправленный просмотр передач «Дом-2» в течение двух недель показали следующее.

 

Особенности зрителей. В составе фокус-группы выделяются следующие референтные группы постоянных потребителей (зрителей) передачи «Дом-2»:

 1) подростки и молодые люди в возрасте около 20 лет (обоего пола, хотя преобладают девушки): довольно инфантильные, с относительно низким уровнем самоопределения и аморфной структурой социальной идентичности, в частности, ее приобретенным компонентом (достигнутым собственными усилиями, например, в области учебы или профессии) и заимствованным компонентом (усвоенным в ходе развития, социализации или других обстоятельств жизни);

 

2) пожилые люди, в основном женщины в возрасте 60 и старше: проживающие одиноко, с большим жизненным опытом (в силу возраста), невысоким уровнем образования. В нашей стране пожилых женщин в среднем в три раза больше, чем мужчин (разница средней продолжительности жизни мужчин и женщин достигает 12 лет). В силу указанной причины аудитория этой категории может быть значительна.

 

Ценностные и атрибутивные особенности зрителей. Основные интересы зрителей к передаче «Дому-2» обусловлены уходом от сложных проблем современной жизни. Передачу смотрят как разновидность «мыльных опер» или сериалов, однако ее выгодно отличают некоторые особенности.

 

Во-первых, у зрителей складывается впечатление, что они наблюдают за реальной жизнью героев, которая проходит не по запланированному сценарию, где все предопределено, а «как в жизни».

 

Во-вторых, у зрителей имеется возможность почувствовать свою причастность к этой «другой жизни», повлиять на судьбу героев путем SMS-голосования.

 

В-третьих, срабатывает известный «синдром Золушки», обычно работающий безотказно: «если это (возможность полюбить, заработать кучу денег, получить дом и проч.) случается с другими, то, возможно, и у меня есть шанс».

 

Конечно, такие представления в большей степени характерны для первой группы зрителей, т.е. молодых людей, однако не исключены и для старшей группы. Кроме того, пожилые женщины испытывают позитивные эмоции в процессе просмотра, переживания и обсуждения происходившего на экране с другими.

 

Для пожилых женщин просмотр имеет и другие положительные следствия. Благодаря механизмам социального сравнения, которое происходит по вертикали, т.е. с молодым поколением (например, «В наше время такого не было», «Мы себе этого не позволяли», «Как им не стыдно» и пр.), они поддерживают высокий уровень самоуважения, который позитивно коррелирует с высоким уровнем психологического благополучия, что позитивно влияет на стабильность их Я-концепции (степень интегрирования в общество). Возможность в общении с другими (социальное сравнение по горизонтали - сверстниками) высказать свое отношение и эмоции также поддерживает самоуважение и создает основу для поддержания позитивной идентичности, что положительно влияет на их социальную адаптацию.

 

Атрибуциям зрителей свойственны рациональные объяснения, почему они смотрят или не смотрят передачу, однако, не исключена недооценка других возможных причин. Так, мифы одной части зрителей относятся к прямым выгодам участников. Подтекст - «везет же некоторым: ничего не делают, а за это получают большие деньги и популярность». Мифы другой части служат целям идентификации себя и других: «передачу смотрят только в провинции, а так как участники - не москвичи, за них болеют в тех городах, откуда они приехали». Подтекст - «я - москвич, значит я не смотрю эту передачу». Мифы третьей части отражают социальные представления: «Ксения Собчак - светская львица». Подтекст - «я кое-что смыслю в светской жизни». Подобных мифологизированных подходов к передаче может быть достаточно много, однако именно на базе таких разрозненных представлений создается целостное впечатление о передаче.

 

Особенности массовой культуры. Имеются не только «экстремальные» возможности привлечения внимания (посредством создания вокруг передачи скандальных ситуаций в прессе и на других каналах ТВ), но и другие, вполне легитимные и долговременные, способствующие метонимизации сложных процессов перцепции, т.е. придания передаче большей образности и демократичности.

 

В разного вида стационарах, таких как больницы или дома-интернаты, «Дом-2» не пользуется популярностью, когда телевизор размещен в одном холле, где собирается много народа. Там мужскую часть аудитории (самого разного возраста) привлекают темы политики, экономики и спорта. Последняя, пожалуй, самая «сильная» тема для людей не только разного возраста, но и образования, т.к. она позволяет испытывать реальные, а не суррогатные чувства и эмоции. Женскую аудиторию привлекают темы взаимоотношений (но не агрессивного их выяснения), создания уюта, ухода за собой, воспитания детей, здоровья и т.п. Смешанная группа старших возрастов предпочитает смотреть развлекательные передачи типа «Поле чудес», сериалы, разного рода судебные разбирательства.

 

В концепции передачи «Дом-2» пересекаются две самостоятельные темы, объективно привлекательные для разных референтных групп. Создание семьи (любви) - актуальная тема для молодежи, стоящей на пороге взрослости. Строительство дома - актуальная тема для людей зрелого возраста, т.к. многие из них занимаются ремонтом квартир, строительством или совершенствованием дачи или загородного дома. Однако в передаче «Дом-2» авторы и создатели сосредоточились исключительно на выяснении отношений между героями. При этом, основная деятельность героев выяснение отношений - является описательной (например, «Она такая умная/красивая/хорошая», «я ее люблю», «ты его любишь» и т.д.), а не образной. Дискретность и диффузность речи участников любой передачи поп-культуры позволяют активно вовлекаться зрителям в процесс просмотра, который доставляет взаимное чувство удовольствия, т.е. комментировать и обсуждать происходящее во время просмотра (а не после него), отвлекаться от передачи в любое время (а не тогда, когда входят родители), что не мешает получать представление о происходящем на телеэкране.

 

В процессе восприятия большую роль играют знания, представления и убеждения/предубеждения зрителей, в том числе сформированные в контексте культуры, социального окружения, под влиянием принадлежности к определенному полу, национальности, религии. Одна из причин важности личных убеждений заключается в том, что они формируют интерпретацию всего остального. Вот почему мнения о передаче всегда будут субъективны, то есть отражать не столько реальное содержание увиденного на экране, сколько жизненный опыт и мировоззрение зрителя.

 

Если у некоторых людей складывается мнение о низких стандартах передачи, формируется неприятие некоторых героев и их действий, то такая реакция может быть вполне оправданной, но необъективной. Социальное восприятие во многом зависит от зрительного восприятия. Даже простой стимул может воспроизвести на двух человек совершенно разное впечатление.

 

 Выводы

 

Прекращать проект (из-за реальных или мнимых жалоб) нецелесообразно, так же как и устраивать «персональное дело» авторов и ведущих передачи. Выше приведены аргументы несомненной пользы просмотра для референтных групп. В социальной психологии давно известно: «если кто-то продает акции данной стоимости, всегда найдется тот, кто их покупает». Передача отражает один из пластов молодежной субкультуры, который не лучше и не хуже любой другой. Он существует объективно, вне зависимости от передачи «Дом-2», и является результатом происходящих в современном мире изменений.

 

Однако в проекте не учтены особенности массовой культуры, которая должна ориентироваться на массовое потребление, а значит - совместный (а не только одиночный) просмотр. Поэтому авторам передачи «Дом-2» стоит пересмотреть некоторые параметры передачи, чтобы она отвечала определенным стандартам поп-культуры.

 

Марцинковская Т.Д.    профессор, докт. психол. наук,

зав. каф. возрастной психологии МПГУ доцент

Краснова О.В   канд. психол. наук,

кафедра возрастной психологии МПГУ

 

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов