fbpx

Решение № 7 от 27 февраля 2006 года
Общественной коллегией была рассмотрена жалоба руководителя Росохранкультуры B.A. Боярскова на реалити-шоу "Дом-2"  телеканала ТНТ. По мнению заявителя, в шоу пропагандируется порнография и "происходящее ежевечерне на экране канала ТНТ дерзко противоречит традиционным ценностным и нравственным идеалам российского общества". По мнению Боярскова, программа  "Дом-2" - социально-деструктивна (граждански, нравственно и эстетически разрушительна).


 

  Уважаемый Михаил Александрович!

 

В Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия поступают многочисленные обращения, по поводу демонстрации на канале ТНТ программы «Дом-2», в которой, по мнению заявителей, содержатся материалы недопустимые для публичной демонстрации. Более того, многие заявители, в том числе депутаты Государственной думы и Московской городской думы считают, что на некоторых телевизионных каналах, например ДТВ, в том и на канале ТНТ в передаче «Дом-2» пропагандируется порнография.

 

Проблема, распространения эротических изданий, вопросы противодействия распространению порнографии рассматривались на рабочем совещании, проходившем в Росохранкультуре. Его участники пришли к выводу о необходимости внесения дополнений и изменений в действующее законодательство, в частности:

    внести изменения в Закон РФ «О средствах массовой информации» в части, определяющей понятие «эротические издания» и порядок их распространения;

    законодательно оформить понятие «порнография»;

    определить орган, уполномоченный давать экспертную оценку, выносить решение о наличии в материалах СМИ пропаганды порнографии.

 

Мы понимаем, что эти вопросы не могут быть решены тотчас. Но понимаем и иное, - когда телеканалы представляют зрителю нравственно, культурно и мировоззренчески заниженные образцы жизни, сочтенные устроителями, например программы «Дом-2», как естественные и полезные для современной молодежи, это не должно оставаться без должного внимания, как со стороны медиасообщества, так и со стороны государства.

 

Обратившиеся в Росохранкультуру зрители убеждены, что терпимое отношение создателей программы «Дом-2» к безграмотной, псевдокультурной, нечистоплотной речи участников программы, к их «зацикленности» на постоянном поиске «партнера» или «партнерши», к постоянным обнажениям и непристойностям, если не является порнографией в общепринятом смысле, то наверняка должно быть признано событием более поощряющим безнравственность и порнографию, нежели сдерживающим развитие этих печальных процессов в обществе.

 

Зрители считают, что происходящее ежевечерне на экране канала ТНТ дерзко противоречит традиционным ценностным и нравственным идеалам российского общества, считают передачу «Дом-2» социально-деструктивной (граждански, нравственно и эстетически разрушительной).

 

Росохранкультура разделяет мнение зрителей о том, что передача «Дом-2» не может быть признана порнографией в общепринятом смысле. Все, что связано с этой программой скорее является нравственной проблемой, традиционно относимой к проблеме профессиональной этики журналиста. Содержание программы с позиций действующего законодательства вряд ли может иметь последствия, кроме тех, которые предусмотрены п. 9 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1359. Согласно этой норме лицензирующий орган при пролонгации действия лицензии на теле- или радиовещание должен учитывать мнение потребителей о качестве вещания и передаваемых программ.

 

В этой связи нам очень важно знать мнение Общественной коллегии по этому вопросу.

 

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия обращается к Общественной коллегии по жалобам на прессу с просьбой высказать свою точку зрения по данному вопросу, рассмотрев его на одном из очередных заседаний.

 

Руководитель

B.A. Боярсков

 


 

28 декабря 2005 г.

Исх. № Д/1271/2-05

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

 ПО ЖАЛОБАМ НА ПРЕССУ

 

Уважаемые коллеги!

 

Касательно обращения главы Росохранкультуры Б.А. Боярскова в Общественную Коллегию по жалобам на прессу по вопросу оценки телепрограммы «Дом-2»:

 

Мы в ТНТ с удовольствием доверимся Общественной коллегии, на наш взгляд, единственному органу, который сегодня способен решать вопросы лежащие даже не столько в правовой плоскости, сколько в нерегламентированной никакими документами и очень субъективной - морально-этической.

 

Что же касается телепрограммы «Дом-2», материалы объективных медиа-измерений показывают, что данная программа пользуется большим интересом среди молодых телезрителей. Также хочу отметить, что данная телепрограмма относится к жанру реалити. Жанр реалити - это новейшее явление в телевидении. Его суть в том, чтобы не мифологизировать жизнь, а констатировать реальность.

 

В художественных фильмах и сериалах присутствие на экране «героя» и «антигероя» - необходимый элемент драматургии. Придуманным героям на экране позволено практически все - убийства, сквернословия, предательства и т.п. Реальным же людям, участникам реалити-шоу, не прощается ни одного бранного слова. Телеканал ни в коей мере не поощряет использования сниженной лексики героями шоу, но гипертрофированная реакция на нее производит впечатление двойных морально-этических стандартов. В то же время на проекте немало ребят, которые по праву могут претендовать на звание «героев нашего времени».

 

Конечно, реального человека с улицы сложно назвать образцом для подражания. Строго говоря, проект не претендует на то, чтобы объявлять каждого из его участников образцом для подражания, нравственным идеалом российского общества. Как в жизни, как в большинстве художественных произведений, в «Доме-2» имеют место как поступки достойные подражания, так и поступки достойные осуждения. Здесь есть свои «герои» и свои «плохиши». И первые, и вторые приходят в «Дом-2» из реальной жизни и воссоздают на экране те социальные и ролевые модели, которые сегодня широко распространены в молодежной среде.

 

При этом герои «Дома-2» осознают свою неидеальность и на глазах зрителей демонстрируют положительную динамику, стремятся к совершенству. Сообщество «Дома-2» - саморегулируемое. Герои, почувствовав внимание со стороны зрителей, начинают осознавать ответственность и корректируют свое поведение: на глазах зрителей борются за чистоту речи, отказ от курения.

 

 «Дом-2» несет обществу позитивный заряд, пропагандирует вечные человеческие ценности - любовь, дружбу, взаимовыручку, традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни, толерантность, важность гармоничных межличностных отношений. Проект помогает молодежи решать актуальные в этом возрасте проблемы коммуникации, выстраивания отношений с противоположным полом, поисков своего места в жизни. Иначе, чем можно объяснить его суперпопулярность?

 

 «Дом-2» - за традиционную семью и долгосрочные отношения:

В «Доме-2», напротив, наибольшее уважение участников и зрителей вызывают те пары, отношения которых стабильны, которые хранят верность друг другу и склоняются к модели традиционной семьи. Главные звезды проекта - пары, которые прожили вместе больше полутора лет, на проекте создано три семьи, еще одна пара собирается пожениться и одна ждет рождения сына.

 

 «Дом-2» - эффективный инструмент пропаганды здорового образа жизни:

Уже четыре месяца канал ТНТ проводит акцию «Дом-2» против наркотиков». По мнению специалистов, обращение реальных молодежных кумиров на «живом» языке к группе риска - молодежи и студентам с призывом никогда не пробовать наркотиков намного более действенно, чем сухие высказывания наркологов. Герои «Дома-2» -авторитетные спикеры для целевой аудитории именно потому, что они являются типичными представителями сегодняшней российской молодежи.

 

«Дом-2» - школа толерантности для молодежи:

В обществе много говорится о проблемах ксенофобии и национализма. Как правило, обсуждаются негативные примеры: избитые африканские студенты и т. п. Но СМИ редко дают положительные примеры того, как люди разных народов и национальностей могут вместе уживаться. «Дом-2» - тот редкий случай, когда социуму демонстрируется пример толерантности и конструктивного сотрудничества людей разных национальностей.

 

В «Доме-2» собираются парни и девушки всех национальностей и из всех уголков России. В «Доме-2» легко нашли общий язык осетин Юра Никитченко, афророссиянин Сэм Селезнев, парень из Лондона (Майкл Кравченко), татарская девушка из Казани Камила Галеева, башкиры братья Каримовы, цыганка Женя Пронина, грузин Давид Каландадзе, молдаванин Руслан Проскуров и ребята со всех уголков России - от Владивостока до Калининграда. И никаких конфликтов на национальной почве!

 

 «Дом-2» культивирует творческую самореализацию и интерес к искусству:

Герои «Дома-2» популяризуют творческую самореализацию. Особой популярностью и уважением пользуются участники, пишущие стихи, сочиняющие музыку, ставящие спектакли.

 

Герои «Дома-2» пропагандируют среди своих ровесников интерес к классическому искусству. На экране не раз демонстрировались эпизоды, в которых, например, герои слушали классические арии или записи Шаляпина и разучивали его песни, обсуждали классическую литературу. Новый проект, организованный героями шоу называется «Любимые книги «Дома-2» и предусматривает выпуск аудиокниг -классических литературных произведений, начитанных на аудионосители участниками реалити-шоу.

 

Реалити-шоу «Дом-2» стало настоящим явлением на российском телевидении и привлекло обширную молодежную аудиторию. В первую очередь это произошло потому, что герои «Дома-2» - настоящие представители сегодняшней молодежи. Они говорят на том языке, на котором разговаривают реальные российские студенты и старшеклассники на улицах. «Дом-2» - это зеркало и оно всего лишь отражает состояние общества. Если мы хотим изменить «картинку» на экране и манеры героев реалити-шоу - необходимо, прежде всего, изменить саму жизнь. Ведь герои приходят на проект из реальной жизни.

 

Телепрограмму «Дом-2» неоднократно проверяли различные контролирующие органы на предмет соответствия действующему законодательству РФ, однако все проведенные проверки и исследования не выявили его нарушений. Более того, Росохранкультура, обратившаяся ныне в Общественную коллегию по жалобам на прессу, ранее уже провела исследование содержания программы «Дом-2» по обращению Мэра Москвы Ю.М.Лужкова. В результате исследования Федеральная служба пришла к выводу о том, что в создании и передаче в эфир программы «Дом-2» отсутствуют нарушения законодательства о СМИ, связанные со злоупотреблением свободой массовой информации (копия прилагается). Тем самым в установленном законом порядке было подтверждено, что действия Телекомпании ТНТ-Телесеть по передаче в эфир программы «Дом-2» полностью соответствуют законодательству Российской Федерации о средствах массовой информации.

 

Мы будем благодарны, если уважаемая Общественная коллегия по жалобам на прессу выслушает доводы как представителей Росохранкультуры, так и нашей телекомпании, пригласит экспертов и даст свое авторитетное заключение по данному информационному спору. Мы готовы самым внимательным образом прислушаться к мнению уважаемой Коллегии. В то же время, мы просили бы по возможности включить в состав коллегии, которая будет рассматривать данное дело, тех членов Палаты медиа-сообщества и Палаты медиа-аудитории, которые являются специалистами в области телевидения, чтобы в максимальной степени можно было учесть специфику данного вида СМИ.

 

При решении вопроса о дате проведения заседания мы просили бы учесть наше пожелание и назначить рассмотрение данного дела на февраль 2006 года. Также выражаем свою готовность, представить уважаемым членам Общественной Коллегии по жалобам на СМИ копии материалов программы «Дом-2» за любой прошедший период 2005 года.

 

С уважением,

Роман Петренко

Генеральный директор

ОАО «ТНТ-Телесеть»

 


 РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПОДДЕРЖКУ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

"КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ".

 

Москва, проезд Серебрякова 14-Б,

строение 7. Тел. 787-98-83; 766-31-92.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

20 февраля 2006 г.        

г. Москва.

 

Научно-консультативное заключение

 

Мною, генеральным секретарем Регионального общественного движения в поддержку сексуальной культуры «КУЛЬТУРА и ЗДОРОВЬЕ» Агарковым С.Т. - доктором медицинских наук по специальности медицинская психология, членом-корреспондентом Международной академии информатизации, имеющим стаж по специальности 30 лет, стаж постоянной экспертной деятельности в области идентификации эротических и порнографических материалов 14 лет, рассмотрены материалы, представленные редакцией телепрограммы «Дом-2» телеканала «ТНТ» по заявке сопредседателя Общественной коллегии по жалобам на прессу М.А.Федотова.

 

Перед исследованием поставлены следующие вопросы:

 

Можно ли считать, что данная телепрограмма «представляет зрителю нравственно, культурно и мировоззренчески заниженные образцы жизни»? Действительно ли то, что показано в телепрограмме, характерно лишь для маргинальных слоев современной молодежи или же является достаточно типичным для большинства?

 

Можно ли считать, что создатели программы специально культивируют терпимое отношение к «безграмотной, псевдокультурной, нечистоплотной речи участников программы»? Можно ли утверждать, что лексика участников телепрограммы поощряет «безнравственность и порнографию»?

 

Можно ли считать, что данная телепрограмма, учитывая постоянно присутствующую тему поиска «партнера» или «партнерши», поощряет «безнравственность и порнографию»?

 

Насколько соответствуют действительности утверждения некоторых зрителей, что данная программа «дерзко противоречит традиционным ценностям и нравственным идеалам российского общества»?

 

Можно ли в целом считать данную программу «социально-деструктивной (граждански, нравственно и эстетически разрушительной)»?

 

Считаете ли Вы, что современный российский телезритель должен иметь возможность в общем пакете принимаемых телеканалов получать и телепрограммы, подобные программе «Дом-2»?

 

В качестве материалов для исследования представлены два выпуска телепрограммы «Дом-2» на DVD-дисках без обложки с рабочей маркировкой. Идентификации представленных видеозаписей и эфирных выпусков указанных программ не производилось, но общая продолжительность записи каждой программы без учета рекламного времени в целом соответствует стандартной продолжительности эфирной трансляции.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Представленные материалы содержат видеозапись процесса общения группы молодых людей обоего пола в жанре реалити-шоу, популярном в большинстве европейских и азиатских стран с демократическим режимом управления. Следует заметить, что в странах с авторитарными режимами и сильным влиянием религии реалити-шоу исключены из пакета телеканалов. По своей сути реалити-шоу являются попыткой моделирования «естественного» поведения в неестественных условия (жесткий конкурсный отбор участников, искусственное объединение в группу, специфические условия состязательности, постоянное наблюдение камер и оценка зрителей, серьезный приз и популярность успешных участников). Понятно, что в этой ситуации поведение участников лишено спонтанности и нацелено на построение образа, гипотетически позитивно принимаемого зрительской аудиторией. Это вызывает стремление к выражению в концентрированном, подчас утрированном виде идей, стиля общения, лексики свойственных сверстникам и понятных в молодежной среде. Таким образом, реалити-шоу не навязывают, а отражают массовые стереотипы, являющиеся продуктом сложившихся общественных отношений.

 

Специфика реалити-шоу «Дом-2» заключена в его девизе «Построй свою любовь», то есть мотивационный вектор участников направлен на выбор партнера для построения серьезных и глубоких отношений, импонирующих зрителю. Однако, постоянное «рентгеновское» просвечивание телекамерой всех поступков и эмоций участников делает эту задачу невыполнимой, так как ритуалы интимного (любовного, дружеского) и сценического, публичного общения диаметрально различны. Это вызывает постоянные «ошибки» в тактике отношений, занимательные для зрителя, перекликающиеся с его собственными проблемами и побуждающие его критически переосмыслять личный опыт.

 

Представленные материалы не содержат изображений обнаженной натуры, сексуальных действий общим планом, эксплуатирующих интерес к сексу и относимых действующим законодательством к числу эротических.. Формальные признаки порнографических материалов (сексуальные действия с несовершеннолетними, животными, телами умерших, насильственные действия сексуального характера и анатомо-физиологические подробности сексуальных действий) полностью отсутствуют, зато данная телепрограмма безусловно «эксплуатирует» интерес молодежи к проблемам выбора партнера для длительных отношений, проблемам общения на интимно-личностные темы, проблемам самовыражения и реализации на пути к успеху, то есть наиболее универсальным и болезненным проблемам социализации юного поколения.

 

ВЫВОДЫ:

 

Таким образом, руководствуясь можно придти к заключению, что представленные видеозаписи телепрограммы «Дом-2» демонстрируют зрителю типичные формы поведения молодежи в условиях принудительного и публичного столкновения участников реалити-шоу с проблемой выбора и установления серьезных отношений с партнером, что исключает возможность их квалификации как «заниженных или завышенных образцов жизни».

 

Создатели программы не навязывают участникам какого-либо определенного стиля общения и лишь побуждают их к выражению собственных мыслей и чувств, поэтому тезис о культивировании «псевдокультурной и нечистоплотной речи» не корректен, тем более, что понятия псевдокультурности и нечистоплотности речи семантически не определены и не имеют общепризнанных критериев идентификации.

 

Нормальное общество прямо или косвенно принуждает его членов к поиску брачных партнеров, созданию семьи и рождению детей. Первой фазой этого процесса являются доверительные дружеские, романтические и разной степени глубины интимные отношения. Представленные программы не содержат призывов к дискредитации брака и семьи, внебрачным связям, половым извращениям и не могут квалифицироваться как «безнравственные» и тем более «поощряющие порнографию». Кстати, определения порнографии в действующем законодательстве нет, поэтому дефиниция каких-либо материалов в качестве порнографических, то есть обвинение в преступлении, является исключительной компетенцией суда.

 

Понятие «традиционные ценности и нравственные идеалы российского общества», как и национальная идея не имеет конкретного содержания. В разные эпохи разные классы и слои населения, различные этносы, представители различных поколений и религий имели настолько разные ценности и идеалы, что в российском обществе возникали революции, гражданские войны, военный коммунизм и массовые репрессии невиновных. Некоторые молодежные нравы всегда вызывали раздражение старшего поколения и совершенно бессмысленно глобализировать извечный конфликт «отцов и детей».

 

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что реальные факты, позволяющие считать данную телепрограмму социально-разрушительной отсутствуют, мнение о ее разрушительности слабо аргументировано, носит субъективно-оценочный характер и не дает оснований исключить ее из пакета принимаемых телеканалов.

 

Исследование проводил Агарков С.Т.

 

 


 

 

Заключение на проект телекомпании ТНТ-телесеть

«Дом-2»

 

Анализ работы фокус-группы, включающей людей разного пола, возраста и образования, а также целенаправленный просмотр передач «Дом-2» в течение двух недель показали следующее.

 

Особенности зрителей. В составе фокус-группы выделяются следующие референтные группы постоянных потребителей (зрителей) передачи «Дом-2»:

 1) подростки и молодые люди в возрасте около 20 лет (обоего пола, хотя преобладают девушки): довольно инфантильные, с относительно низким уровнем самоопределения и аморфной структурой социальной идентичности, в частности, ее приобретенным компонентом (достигнутым собственными усилиями, например, в области учебы или профессии) и заимствованным компонентом (усвоенным в ходе развития, социализации или других обстоятельств жизни);

 

2) пожилые люди, в основном женщины в возрасте 60 и старше: проживающие одиноко, с большим жизненным опытом (в силу возраста), невысоким уровнем образования. В нашей стране пожилых женщин в среднем в три раза больше, чем мужчин (разница средней продолжительности жизни мужчин и женщин достигает 12 лет). В силу указанной причины аудитория этой категории может быть значительна.

 

Ценностные и атрибутивные особенности зрителей. Основные интересы зрителей к передаче «Дому-2» обусловлены уходом от сложных проблем современной жизни. Передачу смотрят как разновидность «мыльных опер» или сериалов, однако ее выгодно отличают некоторые особенности.

 

Во-первых, у зрителей складывается впечатление, что они наблюдают за реальной жизнью героев, которая проходит не по запланированному сценарию, где все предопределено, а «как в жизни».

 

Во-вторых, у зрителей имеется возможность почувствовать свою причастность к этой «другой жизни», повлиять на судьбу героев путем SMS-голосования.

 

В-третьих, срабатывает известный «синдром Золушки», обычно работающий безотказно: «если это (возможность полюбить, заработать кучу денег, получить дом и проч.) случается с другими, то, возможно, и у меня есть шанс».

 

Конечно, такие представления в большей степени характерны для первой группы зрителей, т.е. молодых людей, однако не исключены и для старшей группы. Кроме того, пожилые женщины испытывают позитивные эмоции в процессе просмотра, переживания и обсуждения происходившего на экране с другими.

 

Для пожилых женщин просмотр имеет и другие положительные следствия. Благодаря механизмам социального сравнения, которое происходит по вертикали, т.е. с молодым поколением (например, «В наше время такого не было», «Мы себе этого не позволяли», «Как им не стыдно» и пр.), они поддерживают высокий уровень самоуважения, который позитивно коррелирует с высоким уровнем психологического благополучия, что позитивно влияет на стабильность их Я-концепции (степень интегрирования в общество). Возможность в общении с другими (социальное сравнение по горизонтали - сверстниками) высказать свое отношение и эмоции также поддерживает самоуважение и создает основу для поддержания позитивной идентичности, что положительно влияет на их социальную адаптацию.

 

Атрибуциям зрителей свойственны рациональные объяснения, почему они смотрят или не смотрят передачу, однако, не исключена недооценка других возможных причин. Так, мифы одной части зрителей относятся к прямым выгодам участников. Подтекст - «везет же некоторым: ничего не делают, а за это получают большие деньги и популярность». Мифы другой части служат целям идентификации себя и других: «передачу смотрят только в провинции, а так как участники - не москвичи, за них болеют в тех городах, откуда они приехали». Подтекст - «я - москвич, значит я не смотрю эту передачу». Мифы третьей части отражают социальные представления: «Ксения Собчак - светская львица». Подтекст - «я кое-что смыслю в светской жизни». Подобных мифологизированных подходов к передаче может быть достаточно много, однако именно на базе таких разрозненных представлений создается целостное впечатление о передаче.

 

Особенности массовой культуры. Имеются не только «экстремальные» возможности привлечения внимания (посредством создания вокруг передачи скандальных ситуаций в прессе и на других каналах ТВ), но и другие, вполне легитимные и долговременные, способствующие метонимизации сложных процессов перцепции, т.е. придания передаче большей образности и демократичности.

 

В разного вида стационарах, таких как больницы или дома-интернаты, «Дом-2» не пользуется популярностью, когда телевизор размещен в одном холле, где собирается много народа. Там мужскую часть аудитории (самого разного возраста) привлекают темы политики, экономики и спорта. Последняя, пожалуй, самая «сильная» тема для людей не только разного возраста, но и образования, т.к. она позволяет испытывать реальные, а не суррогатные чувства и эмоции. Женскую аудиторию привлекают темы взаимоотношений (но не агрессивного их выяснения), создания уюта, ухода за собой, воспитания детей, здоровья и т.п. Смешанная группа старших возрастов предпочитает смотреть развлекательные передачи типа «Поле чудес», сериалы, разного рода судебные разбирательства.

 

В концепции передачи «Дом-2» пересекаются две самостоятельные темы, объективно привлекательные для разных референтных групп. Создание семьи (любви) - актуальная тема для молодежи, стоящей на пороге взрослости. Строительство дома - актуальная тема для людей зрелого возраста, т.к. многие из них занимаются ремонтом квартир, строительством или совершенствованием дачи или загородного дома. Однако в передаче «Дом-2» авторы и создатели сосредоточились исключительно на выяснении отношений между героями. При этом, основная деятельность героев выяснение отношений - является описательной (например, «Она такая умная/красивая/хорошая», «я ее люблю», «ты его любишь» и т.д.), а не образной. Дискретность и диффузность речи участников любой передачи поп-культуры позволяют активно вовлекаться зрителям в процесс просмотра, который доставляет взаимное чувство удовольствия, т.е. комментировать и обсуждать происходящее во время просмотра (а не после него), отвлекаться от передачи в любое время (а не тогда, когда входят родители), что не мешает получать представление о происходящем на телеэкране.

 

В процессе восприятия большую роль играют знания, представления и убеждения/предубеждения зрителей, в том числе сформированные в контексте культуры, социального окружения, под влиянием принадлежности к определенному полу, национальности, религии. Одна из причин важности личных убеждений заключается в том, что они формируют интерпретацию всего остального. Вот почему мнения о передаче всегда будут субъективны, то есть отражать не столько реальное содержание увиденного на экране, сколько жизненный опыт и мировоззрение зрителя.

 

Если у некоторых людей складывается мнение о низких стандартах передачи, формируется неприятие некоторых героев и их действий, то такая реакция может быть вполне оправданной, но необъективной. Социальное восприятие во многом зависит от зрительного восприятия. Даже простой стимул может воспроизвести на двух человек совершенно разное впечатление.

 

 Выводы

 

Прекращать проект (из-за реальных или мнимых жалоб) нецелесообразно, так же как и устраивать «персональное дело» авторов и ведущих передачи. Выше приведены аргументы несомненной пользы просмотра для референтных групп. В социальной психологии давно известно: «если кто-то продает акции данной стоимости, всегда найдется тот, кто их покупает». Передача отражает один из пластов молодежной субкультуры, который не лучше и не хуже любой другой. Он существует объективно, вне зависимости от передачи «Дом-2», и является результатом происходящих в современном мире изменений.

 

Однако в проекте не учтены особенности массовой культуры, которая должна ориентироваться на массовое потребление, а значит - совместный (а не только одиночный) просмотр. Поэтому авторам передачи «Дом-2» стоит пересмотреть некоторые параметры передачи, чтобы она отвечала определенным стандартам поп-культуры.

 

Марцинковская Т.Д.    профессор, докт. психол. наук,

зав. каф. возрастной психологии МПГУ доцент

Краснова О.В   канд. психол. наук,

кафедра возрастной психологии МПГУ

 




ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по телевизионной программе

«ДОМ» (ТНТ, ведущая Ксения Собчак,

2005 год, 25 часовых передач)

24 октября 2005 г.

 

Настоящее экспертное заключение составлено мною, доктором филологических наук по специальности «Теория литературы. Текстология», исполняющим обязанности заведующего отделом теории и методологии литературоведения и искусствознания Института мировой литературы Российской академии наук, 23 октября 2005 г. Предлагаемая ниже характеристика 25 ежевечерних часовых передач ТНТ в жанре «Reality Show» под обозначением «ДОМ» освещает:

    1. построение сериала «ДОМ»;

    2. культурную и нравственную специфику сериала «ДОМ»;

    3. коммуникативное содержание сериала «ДОМ» (специфику того, что сериал сообщает телезрителю);

    4. социальную функцию сериала «ДОМ» (ту роль, которую сериал играет в общественной жизни страны).

 

При обследовании сериала по указанным измерениям учтены и использованы методики:

   1. соотносительного анализа формы и содержания художественного произведения, разработанные научной школой филологов Московского государственного университета (Г.Н. Поспелов, П.А.Николаев, В.Е. Хализев, Е.Г. Руднева, Л,В. Чернец, А.Я. Эсалнек), а также научной школой теоретиков Института мировой литературы РАН (Г.Д. Гачев, П.В. Палиевский, В.В. Кожинов).

   2. анализа функции слова и изображения в драматическом и иных визуальных искусствах на основании научных разработок ИМЛИ РАН (отдел теории и методологии литературоведения и искусствознания);

   3. психолингвистического анализа внушения через слово и образ (МГУ, В.П. Белянин);

   4. общественно—функционального анализа искусств, их роли в социальной и культурной жизни (школа ИМЛИ РАН — У.А.Гуральник, А.С. Демин, Ю.Б. Борев). При составлении настоящего заключения использован также и практический опыт экспертиз по проблематике нравственности, порнографии, охраны культурных традиций и защиты прав потребителя (ГУВД г. Москвы против В. Сорокина — «Голубое сало»; Головинский народный суд г. Москвы, дело о пропаганде учения «Свидетелей Иеговы»).

 

* * *

 

Многосерийная ежедневная вечерняя телевизионная передача «ДОМ» построена в жанре «Reality Show» — то есть натурального воспроизведения частной жизни действующих лиц, которые не являются профессиональными актерами (хотя действуют не безвозмездно), и которые по ходу передачи не следуют составленному для них кем—то иным тексту.

 

 Аналоги или прецеденты подобных представлений — западные телевизионные передачи по частной и интимной (разнополой либо однополой) жизни молодых обывателей, наблюдаемой и показываемой через уличную витрину, передачи «За стеклом», жизнь разнополых либо однополых коммун в Западной Европе и в Америке. Более отдаленно и фрагментарно сцены из телевизионной передачи «ДОМ» соотносимы с отдельными сюжетными решениями из русской литературы советского времени. (Примеры — жизнелюб Бабичев в «Зависти» Юрия Олеши, весело поющий в уборной по ходу своих физиологических отправлений; герой писателя—диссидента 1960—х годов Юрия Даниеля, воспаленно-сладострастно подглядывающий в щелку двери за тем, как в ванной моет свое тело его собственная обнаженная супруга; некоторые творческие решения в поэзии Иосифа Бродского и пр.).

 

Участники натурально-событийных композиций в программе «ДОМ» являются молодыми людьми в возрастном интервале примерно от 18 до 30 лет. Это лица разного пола, разных национальностей, из разных областей Российской Федерации (Москва, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток). Участники сходятся группами до 15 человек (или около этого), чтобы разбиться на разнополые пары и «построить личную жизнь» внутри этих пар.

 

Функции сводящего эту разношерстную молодежь в группу исполняет в большинстве передач профессиональный международник с высшим образованием Ксения Собчак. (Термин «сводящий» или «сводящая» здесь до известной степени условен. Чисто словарно он тяготеет к понятию «сводничество» — что означает небескорыстное посредничество между мужчиной и женщиной с целью обеспечить им вступление в половую связь. Однако то же сводящее лицо выступает подчас и регулярно как судья, санкционирующий распад пары или выдворение какого—либо лица— участника из временного группового образования; таким образом, Ксения Собчак является нередко и разводящей. В связи с этим иногда к ее месту в телевизионной передаче более подходит обобщенное обозначение «модератор»: лицо, задающее совокупному действию меру, ритм и порядок).

 

Совокупное бытие молодежной группы и молодежных пар, представленное в передаче «ДОМ», состоит, помимо поиска партнеров и партнерш для сближения и любви, из следующих композиционных элементов:

   1. совместное строительство, отделка и обустройство дома, разделенного на номера для удобного сожительства двух лиц разного пола, с общей для них туалетной комнатой и ванной;

   2. совместная уборка помещений общего пользования;

   3. разговоры между участниками—гостями друг о друге, о себе и своем партнере (партнерше), проходящие с участием либо без участия сводящего-модератора;

   4.тематика разговоров – личностные достоинства либо недостатки жильцов дома, их сексуальные свойства, их одежда и косметика; нередкая форма таких бесед – споры, перебранки, ссоры и драки;

   5.иногда — игры, ласки и обжимания различной степени

нескромности;

   6. обсуждение общих дел, а также снова отдельных личностей из круга гостей—участников на крупных сходах—собраниях. Собрания проводятся во дворе дома на так называемом «Лобном месте». Дискуссии и полномочия сходки простираются вплоть до голосования о составе вновь образуемой пары либо об отчислении того или иного лица из сводного коллектива;

   7. соединение разнополых особей в пары и размещение пар по комнатам—номерам не означает заключения брака, предполагая сколь угодно длительную, но все рано временную свободную любовь.

 

В композиции передачи «ДОМ» наличествуют элементы так называемой интерактивности:

    1. связь с общероссийским телевизионным зрителем — через телефонные сообщения, конкурсные опросы;

    2. делегирование молодому зрителю ряда судебных, вердиктных функций – в отборе наиболее симпатичной особи либо наиболее удачной пары; наиболее весомые решения отмечаются крупными денежными выплатами, подчас близкими к миллиону рублей; размеры выплат постоянно оглашаются во введениях к отдельным сериям; ликующие зрители — болельщики, «фанаты», арбитры и тому подобное — нередко тоже появляются на телевизионном экране;

    3. сам подбор молодежного разнополого коллектива осуществляется на конкурсной основе из большого числа общероссийских телезрителей; временами появляются и фигуранты из-за рубежа нашей Родины; в некоторых любовных или сожительских проектах, строимых отдельными участниками многосерийного действа, зарубежные лица даже пользуются предпочтением либо наибольшим благоприятствованием.

 

Культурно-нравственную специфику сводно-группового и парного жизнеустройства в сериале «ДОМ» характеризует также речь действующих лиц. Речевые особенности передачи таковы:

    1. довольно уравновешенный, спокойный и журнально-газетный стиль речи сводящего-модератора и арбитра Ксении Собчак;

    2. журнально—газетный (в стиле «Лизы» и «Плейбоя»), а также безликий и нередко безграмотный стиль речи иных персон;

    3. нередкое сквернословие из уст гостей—участников как мужского, так и женского пола; грязные ругательные обороты нередко подвергаются повторному воспроизведению и подробному обсуждению по ходу дискуссий, споров, склок и стычек между гостями-участниками.

 

Приведем примеры речений разного типа, сливающихся в передачах «ДОМ» в стилевую мозаику на уровне какофонии:

 

    блин

    блядь (скрадываемое полубормотанием, но явно отличное от невинного эвфемизма «блин»)

    неоднократные прямо-матерные ругательства - отчетливо произносимые гостями участниками ибо упоминаемые ими; в случаях прямого произнесении они микшируются операторами и режиссурой; возможно, функцию редактора отправляет сама Ксения Собчак,

    это супер

    катарсис (ученое слово из наследия Аристотеля, но с неграмотным ударением на втором слоге вместо первого)

    офигел

    всем смешно над ней, она думает, она такая талантливая, блин харизматичный

    хрен когда достигнешь

    лахудра

    лахушка

    в шоке

    дрочить мозг

    градация

    не заморачивайся

    конкретно номинально

    ждать мужчину

    в этом плане

    красивая задница

    моральный выкидыш

    Зачем ты говоришь «как обосранный енот»? Это ты можешь сказать тому, кого ты хорошо знаешь,

    конфликта не было, я не сказала ей ни одного матерного слова

    куда пойти, куда податься, кого найти, кому отдаться

    моя цель — учиться в престижном колледже

    я изначально поняла

    человек изначально слабый

    человек неадекватен в том плане, что

    тональный крем

    сексуально нагнись, прогни задницу

    хочу по—человечески пожать тебе руку

    пошел он в жопу, блин, еще меня лахудрой назвал

    она достаточно хорошо формулирует и грамотно выражает свои мысли

    я тебе устрою, блин

    нестандартно мыслящий человек

    не, конкретно

    произошла ситуация

    пожинать свои плоды

    офигеть

    разрулить ситуацию комфорт по жизни

    сексуальный животик (у тебя, у нее)

    дать по сопатке, и все

    претендовать

    достаточно сильная личность

    конфликтуют

    прогни задницу

    я нашел с тобой контакт

    в этом плане построить любовь

    не виляй задницей

    шкала ценностей

    компенсировать адресно

    по барабану

    иногда, глядя на бескультурье, у меня опускаются руки

    противостоять убогости

    не, это ваще

    быть ярким, и все

    это ваши проблемы

    я реально поперхнулась чаем

    ни хрена себе

    сюда бешеный кастинг, сюда все хотят попасть

    затягивание ситуации

    он был послан в жопу

    не смотреть негативно, а смотреть позитивно

    срать на наши отношения

    сгладить ситуацию

    иди в жопу, вонючий козел

    у меня был в отношении негатив

    мне так хреново

    офигеть

    провиснуть (о человеке и его поведении)

    опустить (человека)

    мне страшно, блин

    «в том числе» вместо «кроме того»

    сдерживать эмоции

    утрись, блин

    толерантность

 

Дополнительно и повторно подчеркиваю, что речь ведущей, сводящей и уравновешивающей Ксении Собчак обладает всеми признаками газетно- журнальной гладкости. Речь Ксении Собчак обслуживает стихию пошлых и грязных словоизвержений в режиме, названном «сгладить ситуацию». По отношению к «он был послан в жопу», «сексуальный животик» и «дать по сопатке» это режим именно толерантности (терпимости).

 

Визуальный (зримый и изобразительный) ряд, выстраиваемый передачей, крайне разнороден и столь же какофоничен, как и ряд вербальный. С одной стороны, тут весьма продуманно одетая, подпомаженная и украшенная молодежь, вплоть до «пирсинга» и колец в носу либо ушах у мужчин. С другой стороны, предлагаемый операторами постоянный «петтинг» в парах, а также взаимные прижимания и прилипания - навязчивы, вульгарны и вызывают смущение либо отвращение. («Петтинг» есть игриво-ласковые завлекательные касания к тем или иным обнаженным либо обнажаемым по особому случаю частям тела «партнеров».) Далее, если даже в передаче показывается домашняя кошка, то и она долго-долго лежит на полу в позе изготовившейся к совокуплению самки homo sapiens. А если в паре людей партнер-мужчина взваливает свою подругу себе на плечи, то пристально отслеживаемое оператором перемещение образовавшегося при этом некоего тяни-толкая непременно подает на всеобщее обозрение нагие ягодицы самки и ее детородные признаки. Однако не менее примечательный визуальный признак передач «ДОМ» - поразительно пустые глаза каждого ее участника (увы, так выглядит и Ксения Собчак).

 

В стилевом отношении все упомянутое может быть типологизировано как молодежная сходка (сходки) с пещерно-коммунистическим или первобытно-комсомолистским оттенком (наши двадцатые годы напоминает «свободная любовь», полное братство в обсуждении интимностей, общность «проблем», выносимых на групповые сходки либо заседания «ячеек» и т.п.). Возможны аналогии с непритязательной подростковой веселостью передачи «В нашу гавань заходили корабли»; но последняя скорее беспола, как былая радиостанция «Юность», тогда как «ДОМ» навязчиво и скучновато «сексуален» (так, как это понимают оператор и модератор). В любом случае, экология культуры и культурности (за что так ратовал «совесть нации» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев) в передаче «ДОМ» поставлена в угрожаемую позицию.

 

* * *

 

Относительно подтекстового уровня программы «ДОМ» - то есть уровня, на котором настойчиво осуществляется, будучи вербально не оформленным открыто, внушение зрителю различных культурных, вкусовых, нравственных и мировоззренческих представлений, принципов или идеалов - можно сказать следующее.

 

Терпимое (или, если можно так выразиться, терпимостное) отношение создателей сериала «ДОМ» к безграмотной, псевдокультурной, нечистоплотной речи, к разным видам вольно-перекрестного полового опыления, к суженности или к сужению жизненного кругозора потребителей программы - налицо. Это сужение помещает сознание потребителя внутрь весьма кургузых рамок поиска «партнера» или «партнерши», жажды радостей бесплатно пожить-погулять, а при этом себя же еще и выгодно продать и подзаработать в смысле саморекламы, сужение чувства красоты до модного одежно-парфюмерного «прикида», и не более (что кричаще-вульгарно, когда соединено с невежеством нащикатуренных мальчиков-девочек из «ДОМА»). И эта терпимость устроителей передачи, поддержанная материальным обеспечением насельников дома терпимости, являет собою одобрение и поощрение этической, культурной и мировоззренческой недоразвитости либо порчи человека.

 

Выводы

 

1. Телевизионный сериал «ДОМ» представляет зрителю нравственно, культурно и мировоззренчески заниженные образцы жизни, сочтенные устроителями как естественные и полезные для современной молодежи. Вразрез с общим принципом либо лозунгом жанра «Reality show», зрителю исподволь предлагается как привлекательный пример вовсе не «жизнь как она есть». Это жизнь, какой она видится автору передачи, какою автор передачи хочет ее видеть и как автор допускает либо хотел бы (второе более очевидно), чтобы эту жизнь представлял себе в качестве достойной широкий общероссийский зритель телевидения. Походя назвав выше молодежное сообщество и обиталище, показанные в программе «ДОМ», домом терпимости, я полагаю, что образно-условно такая характеристика программы вполне уместна.

 

2. В прямом, протокольном и юридическом смысле деятельность сводящей и разводящей фигуры в программе (деятельность ведущего-модератора) также не может быть названа ни сводничеством, ни содержанием либо прославлением притона. Однако если события в нравственной жизни общества в дальнейшем пойдут (или ныне уже идут) как укрепление по стране широкой сети притонов для безбрачных либо внебрачных связей, то созидательная роль в этом процессе за программой «ДОМ» выявит себя весьма внятно. Это заслуживает государственного внимания и сегодня.

 

З. В прямом, протокольном и юридическом смысле телевизионная программа «ДОМ» не дотягивает и до статуса порнографии (словарно и понятийно порнография есть натуралистическое, циничное и непристойное изображение межполовых отношений в человеческом обществе). Однако в общих рамках укрепления порнографических художеств в России - и в перспективе торжества таких художеств - программа «ДОМ» с ее сквернословием, с ее бескультурьем, с ее зачаточными заголениями и обнажениями наверняка будет признана более поощряющей этот процесс, нежели сдерживающей этот печальный процесс силой.

 

4. По нынешней острой общественной нужде в росте нравственной, культурной, общегражданской развитости молодых граждан урезание человеческого кругозора до уровня беспечного безделья, беспечных и почти публично обозримых межполовых контактов и рекламного самоутверждения «свободной личности» способствует оскудению гуманитарного потенциала страны. В этом отношении программа «ДОМ» как раз такова: она серьезно обкрадывает и гражданина, и общество, хотя собственно уголовной кражей это и не является.

 

5. Программа «ДОМ» с демонстрацией заголенья-обнаженья, бескультурного косноязычия, сквернословия и чесоточного безбрачного «партнерства» с полной несомненностью дерзко противоречит традиционным ценностным нравственным и эстетическим представлениям и даже идеалам российского общества. Это свойство передачи, пагубное с точки зрения общественно-функциональной, позволяет считать передачу социально-деструктивной (граждански, нравственно и эстетически разрушительной).

 

6. Передачи из программы «ДОМ» с полной очевидностью и с особой силой вносят гражданский, нравственный и эстетический разброд, растерянность и дезориентацию в мир еще не затронутых тленом детей и подростков. Ибо как современная семья, так и современная школа и поныне внушают детям и подросткам иное: уважение к идеалам и ценностям брака и семьи, к бескорыстному добыванию средств к жизни трудом, а не бездельем, к высокой классической культуре, а не к безграмотности и к невежеству, которые (как в программе «ДОМ») рядятся в современную «элегантность» и «толерантность».

 

Показывая молодежь, живущую в режиме так называемого балдения, как привлекательный образец, сама программа встраивается в общий режим оболванивания зрителя низкопробной массовой культурой в целом.

 

7. Не менее очевидно, что передачи программы «ДОМ» ущемляют и ранят достоинство религиозно воспринимающих мир меньшинств российского общества — меньшинства мусульманского, меньшинства христианского (православного, католического, протестантского) и, возможно, меньшинства иудаистского.

  

Строгое соблюдение, охрана и решительная защита прав и достоинства меньшинств является нерушимой составной частью демократии в ее системном понимании.

 

8. Художественная вторичность и бледность передач серии «ДОМ» находится в известном противоречии с культурностью и компетентностью выпускницы МГИМО Ксении Собчак - то есть с теми качествами женщины из высочайше интеллигентной традиционно советской семьи, насчет наличия которых у К.Собчак едва ли можно усомниться, да даже и недопустимо сомневаться.

  

В завершение этой темы допустима рабочая экспертная гипотеза: не задевает ли подобная передача упомянутого семейного достоинства -достоинства родового, совокупного, группового?

 

Это остается лишь гипотетическим вопросом. И вопрос этот гипотетичен потому, что допускает разноречивые ответы. Ибо возможна версия, согласно которой артистический уровень передачи «ДОМ», ее увлекательность либо ее нудность принципиально безразличны ее сводящему-разводящему модератору. Для модератора, по этой гипотетической версии, важно лишь постоянное и ежедневное, непременное и неустранимое присутствие на всероссийском экране фамилии как таковой. Это может быть важно и укрепительно в случае, если авторитетность фамилии кто-либо подвергнет не менее авторитетному сомнению. Массовость всероссийской устойчивой известности может быть полезна вне зависимости от качества передач.

 

Доктор филологических наук С.А.Небольсин (подпись)

Подпись доктора филологических наук С.А.Небольсина заверяю.

Ученый секретарь ИМЛИ РАН, д.ф.н. А.И.Алиева (подпись)

Гербовая печать

24 октября 2005 г.

 


 

 

Решение Общественной коллегии по жалобам на прессу №7

 «Об обращении Росохранкультуры

по поводу телепрограммы «Дом-2» на телеканале ТНТ»

 

г. Москва, 27 февраля 2006 г.    № 7

 

Общественная коллегия по жалобам на прессу на заседании ad hoc коллегии в составе председателя Палаты медиа-сообщества М.А.Федотова (председательствующий), членов Палаты медиа-сообщества М.А.Асламазян, А.К.Копейки, И.С.Лесневской, И.Е.Петровской, Э.М.Сагалаева, членов Палаты медиа-аудитории М.Ю.Барщевского, Д.Б.Дондурея, В.Р.Зиятдинова, Г.М.Резника и А.Г.Филиппенко рассмотрела обращение Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) по поводу телепрограммы «Дом-2» на телеканале ТНТ (телекомпания ТНТ-телесеть).

 

Вопросы процедуры. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) в лице заместителя руководителя Службы А.А.Романенкова и телекомпания ТНТ-телесеть в лице генерального директора Р.Е.Петренко признали профессиональную и этическую юрисдикцию Общественной коллегии в отношении как данной конфликтной ситуации, так и иных спорных ситуаций, предусмотренных Уставом Общественной коллегии по жалобам на прессу. Стороны письменно подтвердили, что не намерены решать данный информационный спор в судебном или административном порядке.

 

Общественная коллегия признала рассмотрение данной конфликтной ситуации соответствующим Уставу Общественной коллегии, выслушала зам. руководителя Росохранкультуры А.А.Романенкова и гендиректора телекомпании ТНТ-телесеть Р.Е.Петренко, ознакомилась с представленными ими материалами, а также с письменным заключением специально приглашенного Коллегией эксперта С.Т.Агаркова.

 

Позиция заявителя. Организация-заявитель, представленная при рассмотрении дела заместителем руководителя Росохранкультуры А.А.Романенковым и зам. начальника государственной инспекции Н.И.Новиковым, утверждает, что «в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия поступают многочисленные обращения, по поводу демонстрации на канале ТНТ программы «Дом-2», в которой, по мнению заявителей, содержатся материалы, недопустимые для публичной демонстрации. Более того, многие заявители, в том числе депутаты Государственной думы и Московской городской думы считают, что... на канале ТНТ в передаче «Дом-2» пропагандируется порнография». При этом «обратившиеся в Росохранкультуру зрители убеждены, что терпимое отношение создателей программы «Дом-2» к безграмотной, псевдокультурной, нечистоплотной речи участников программы, к их «зацикленности» на постоянном поиске «партнера» или «партнерши», к постоянным обнажениям и непристойностям, если не является порнографией в общепринятом смысле, то наверняка должно быть признано событием более поощряющим безнравственность и порнографию, нежели сдерживающим развитие этих печальных процессов в обществе». Организация-заявитель сообщает, что по мнению зрителей «происходящее ежевечерне на экране канала ТНТ дерзко противоречит традиционным ценностным и нравственным идеалам российского общества», в силу чего они «считают передачу «Дом-2» социально-деструктивной (граждански, нравственно и эстетически разрушительной)».

 

При этом организация-заявитель признает, что «передача «Дом-2» не может быть признана порнографией в общепринятом смысле. Все, что связано с этой программой, скорее является нравственной проблемой, традиционно относимой к проблеме профессиональной этики журналиста».

 

Поскольку организация-заявитель как лицензирующий орган должна при пролонгации имеющейся у телекомпании «ТНТ-телесеть» лицензии на вещание учитывать мнение потребителей о качестве вещания и передаваемых программ, постольку Росохранкультуре «очень важно знать мнение Общественной коллегии по этому вопросу», ее оценку телепрограммы «Дом-2» с позиций соответствия нормам права и журналистской этики.

 

Отвечая на вопросы членов Общественной коллегии, представители организации-заявителя пояснили, что сама по себе тематика программы «Дом-2» возражений не вызывает, однако сомнения возникают в связи с формой, и в частности, лексикой участников, хотя и здесь никаких коллизий с законом не обнаруживается. Учитывая сложность и деликатность вопроса оценки содержания телепрограммы, Росохранкультура решила поставить его перед Общественной коллегией как независимой структурой гражданского общества, а также привлекла эксперта-филолога для подготовки заключения о характере программы «Дом-2».

 

Организация-заявитель представила Общественной коллегии экспертное заключение доктора филологических наук по специальности «Теория литературы. Текстология» С.А.Небольсина, которое содержит следующие основные выводы:

    -телепрограмма «Дом-2» «представляет зрителю нравственно, культурно и мировоззренчески заниженные образцы жизни, сочтенные устроителями как естественные и полезные для современной молодежи»;

    -телепрограмма «Дом-2» может породить «укрепление по стране широкой сети притонов для безбрачных либо внебрачных связей»;

    -хотя телепрограмма «Дом-2» «в прямом, протокольном и юридическом смысле не дотягивает и до статуса порнографии», однако «с ее сквернословием, с ее бескультурьем, с ее зачаточными заголениями и обнажениями наверняка будет признана более поощряющей этот процесс, нежели сдерживающей этот печальный процесс силой»;

    -телепрограмма «Дом-2» урезает человеческий кругозор «до уровня беспечного безделья, беспечных и почти публично обозримых межполовых контактов и рекламного самоутверждения «свободной личности», способствует оскудению гуманитарного потенциала страны», она «серьезно обкрадывает и гражданина, и общество, хотя собственно уголовной кражей это и не является»;

   - телепрограмма «Дом-2» «с демонстрацией заголенья-обнаженья, бескультурного косноязычия, сквернословия и чесоточного безбрачного «партнерства» с полной несомненностью дерзко противоречит традиционным ценностным нравственным и эстетическим представлениям и даже идеалам российского общества. Это свойство передачи, пагубное с точки зрения общественно-функциональной, позволяет считать передачу социально-деструктивной (граждански, нравственно и эстетически разрушительной)»;

    -выпуски телепрограммы «Дом-2» «с полной очевидностью и с особой силой вносят гражданский, нравственный и эстетический разброд, растерянность и дезориентацию в мир еще не затронутых тленом детей и подростков»;

    -выпуски телепрограммы «Дом-2» «ущемляют и ранят достоинство религиозно воспринимающих мир меньшинств российского общества — меньшинства мусульманского, меньшинства христианского (православного, католического, протестантского) и, возможно, меньшинства иудаистского»;

   - телепрограмму «Дом-2» характеризуют «художественная вторичность и бледность», хотя «возможна версия, согласно которой артистический уровень передачи «ДОМ», ее увлекательность либо ее нудность принципиально безразличны ее сводящему-разводящему модератору».

 

Позиция телекомпании «ТНТ-телесеть» сводится к следующему.

 

Во-первых, «данная программа пользуется большим интересом среди молодых телезрителей».

 

Во-вторых, она относится к жанру reality-show, суть которого в том, чтобы «не мифологизировать жизнь, а констатировать реальность».

 

В-третьих, в отличие от персонажей художественных произведений, которым позволено практически все, «участникам реалити-шоу, не прощается ни одного бранного слова». Телкомпания настаивает на том, что она «ни в коей мере не поощряет использования сниженной лексики героями шоу, но гипертрофированная реакция на нее производит впечатление двойных морально-этических стандартов».

 

В-четвертых, телекомпания утверждает, что, как и в жизни, как и «в большинстве художественных произведений, в «Доме-2» имеют место как поступки достойные подражания, так и поступки достойные осуждения. Здесь есть свои «герои» и свои «плохиши». И первые, и вторые приходят в «Дом-2» из реальной жизни и воссоздают на экране те социальные и ролевые модели, которые сегодня широко распространены в молодежной среде. При этом герои «Дома-2» осознают свою неидеальность и на глазах зрителей демонстрируют положительную динамику, стремятся к совершенству».

 

В-пятых, как подчеркивает телекомпания, «сообщество «Дома-2» - саморегулируемое. Герои, почувствовав внимание со стороны зрителей, начинают осознавать ответственность и корректируют свое поведение: на глазах зрителей борются за чистоту речи, отказ от курения».

 

В-шестых, программа «Дом-2» «несет обществу позитивный заряд, пропагандирует вечные человеческие ценности - любовь, дружбу, взаимовыручку, традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни, толерантность, важность гармоничных межличностных отношений. Проект помогает молодежи решать актуальные в этом возрасте проблемы коммуникации, выстраивания отношений с противоположным полом, поисков своего места в жизни... Главные звезды проекта - пары, которые прожили вместе больше полутора лет, на проекте создано три семьи, еще одна пара собирается пожениться и одна ждет рождения сына».

 

В-седьмых, в рамках программы «Дом-2» проводятся общественно полезные кампании и акции. Так, уже 4 месяца продолжается кампания ««Дом-2» против наркотиков». Ссылаясь на мнения специалистов, телекомпания утверждает, что обращение реальных молодежных кумиров на «живом» языке к молодежи с призывом никогда не пробовать наркотиков намного более действенно, чем менторские нотации наркологов.

 

В-восьмых, программа «Дом-2» является своеобразной «школой толерантности для молодежи». В ее рамках «социуму демонстрируется пример толерантности и конструктивного сотрудничества людей разных национальностей».

 

В-девятых. программа «Дом-2» культивирует творческую самореализацию и интерес к искусству, так как «особой популярностью и уважением пользуются участники, пишущие стихи, сочиняющие музыку, ставящие спектакли». Более того, «новый проект, организованный героями шоу называется «Любимые книги «Дома-2» и предусматривает выпуск аудиокниг – классических литературных произведений, начитанных на аудионосители участниками реалити-шоу».

 

Телекомпания обращает внимание на то факт, что программу «Дом-2» «неоднократно проверяли различные контролирующие органы на предмет соответствия действующему законодательству РФ, однако все проведенные проверки и исследования не выявили его нарушений».

 

В ходе рассмотрения данного информационного спора телекомпания «ТНТ-телесеть» представила для просмотра 365 выпусков телепрограммы «Дом-2» за 2005 год, социально-демографический портрет зрительской аудитории данной телепрограммы, аналитический отчет ВЦИОМ об особенностях ее восприятия, а также заключение экспертов, специалистов по возрастной психологии – доктора психологических наук Т.Д.Марцинковской и кандидата психологических наук О.В.Красновой.

 

В указанном экспертном заключении отмечается, что телепрограмму «Дом-2» «смотрят как разновидность «мыльных опер» или сериалов, однако ее выгодно отличают некоторые особенности». Среди этих особенностей: то, что «у зрителей складывается впечатление, что они наблюдают за реальной жизнью героев», что у них «имеется возможность почувствовать свою причастность к этой «другой жизни», повлиять на судьбу героев путем SMS-голосования», что срабатывает известный «синдром Золушки», обычно работающий безотказно: «если это (возможность полюбить, заработать кучу денег, получить дом и проч.) случается с другими, то, возможно, и у меня есть шанс».

 

Эксперты подчеркивают, что телепрограмма «Дом-2» востребована не только среди молодежи, но и среди пожилых граждан: «Благодаря механизмам социального сравнения, которое происходит по вертикали, т.е. с молодым поколением (например, «В наше время такого не было», «Мы себе этого не позволяли», «Как им не стыдно» и пр.), они поддерживают высокий уровень самоуважения, который позитивно коррелирует с высоким уровнем психологического благополучия, что позитивно влияет на стабильность их Я-концепции (степень интегрирования в общество). Возможность в общении с другими (социальное сравнение по горизонтали – сверстниками) высказать свое отношение и эмоции также поддерживает самоуважение и создает основу для поддержания позитивной идентичности, что положительно влияет на их социальную адаптацию».

 

В экспертном заключении отмечается, что «мнения о передаче всегда будут субъективны, то есть отражать не столько реальное содержание увиденного на экране, сколько жизненный опыт и мировоззрение зрителя. Если у некоторых людей складывается мнение о низких стандартах передачи, формируется неприятие некоторых героев и их действий, то такая реакция может быть вполне оправданной, но необъективной. Социальное восприятие во многом зависит от зрительного восприятия. Даже простой стимул может воспроизвести на двух человек совершенно разное впечатление».

 

Выводы экспертов-психологов сводятся к тому, что «прекращать проект (из-за реальных или мнимых жалоб) нецелесообразно, так же как и устраивать «персональное дело» авторов и ведущих передачи», поскольку имеются свидетельства «несомненной пользы просмотра для референтных групп». Эксперты убеждены, что «передача отражает один из пластов молодежной субкультуры, который не лучше и не хуже любой другой. Он существует объективно, вне зависимости от передачи «Дом-2», и является результатом происходящих в современном мире изменений».

 

Обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения информационного спора.

 

Общественная коллегия письменно обратилась к доктору медицинских наук С.Т.Агаркову, согласившемуся дать заключение в качестве независимого, специально приглашенного эксперта, ответив на ниже следующие вопросы, вытекающие из обращения Росохранкультуры.

 

Вопрос 1. Можно ли считать, что данная телепрограмма «представляет зрителю нравственно, культурно и мировоззренчески заниженные образцы жизни»? Действительно ли то, что показано в телепрограмме, характерно лишь для маргинальных слоев современной молодежи или же является достаточно типичным для большинства?

 

Ответ эксперта: «...Представленные видеозаписи телепрограммы «Дом-2» демонстрируют зрителю типичные формы поведения молодежи в условиях принудительного и публичного столкновения участников реалити-шоу с проблемой выбора и установления серьезных отношений с партнером, что исключает возможность их квалификации как «заниженных или завышенных образцов жизни».

 

Вопрос 2. Можно ли считать, что создатели программы специально культивируют терпимое отношение «к безграмотной, псевдокультурной, нечистоплотной речи участников программы»? Можно ли утверждать, что лексика участников телепрограммы поощряет «безнравственность и порнографию»?

 

Ответ эксперта: «Создатели программы не навязывают участникам какого-либо определенного стиля общения и лишь побуждают их к выражению собственных мыслей и чувств, поэтому тезис о культивировании «псевдокультурной и нечистоплотной речи» не корректен, тем более, что понятия псевдокультурности и нечистоплотности речи семантически не определены и не имеют общепризнанных критериев идентификации».

 

Вопрос 3. Можно ли считать, что данная телепрограмма, учитывая постоянно присутствующую тему поиска «партнера» или «партнерши», поощряет «безнравственность и порнографию»?

 

Ответ эксперта: «Нормальное общество прямо или косвенно принуждает его членов к поиску брачных партнеров, созданию семьи и рождению детей. Первой фазой этого процесса являются доверительные дружеские, романтические и разной степени глубины интимные отношения. Представленные программы не содержат призывов к дискредитации брака и семьи, внебрачным связям, половым извращениям и не могут квалифицироваться как «безнравственные» и тем более «поощряющие порнографию».

 

Вопрос 4. Насколько соответствуют действительности утверждения некоторых зрителей, что данная телепрограмма «дерзко противоречит традиционным ценностным и нравственным идеалам российского общества»?

 

Ответ эксперта: «Понятие «традиционные ценности и нравственные идеалы российского общества», как и национальная идея не имеет конкретного содержания. В разные эпохи разные классы и слои населения, различные этносы, представители различных поколений и религий имели настолько разные ценности и идеалы, что в российском обществе возникали революции, гражданские войны, военный коммунизм и массовые репрессии невиновных. Некоторые молодежные нравы всегда вызывали раздражение старшего поколения и совершенно бессмысленно глобализировать извечный конфликт «отцов и детей».

 

Вопрос 5. Можно ли в целом считать данную телепрограмму «социально-деструктивной (граждански, нравственно и эстетически разрушительной)»?

 

Ответ эксперта: «Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что реальные факты, позволяющие считать данную телепрограмму социально-разрушительной отсутствуют, мнение о ее разрушительности слабо аргументировано, носит субъективно-оценочный характер».

 

Вопрос 6. Считаете ли Вы, что современный российский телезритель должен иметь возможность в общем пакете принимаемых телеканалов получать и телепрограммы, подобные программе «Дом-2»?

 

Ответ эксперта: проведенное изучение содержания дневных и вечерних выпусков программы «Дом-2» «не дает оснований исключить ее из пакета принимаемых телеканалов».

 

С учетом всего изложенного выше Общественная коллегия приняла следующее решение.

 

    РЕШЕНИЕ

 

   1. Общественная коллегия согласна с Росохранкультурой в том, что вопросы, связанные с содержанием средств массовой информации, должны обсуждаться, прежде всего, с представителями медиа-сообщества и аудитории СМИ. В связи с этим Коллегия приветствует данное обращение Федеральной службы в такой институт гражданского общества, в котором представлены как производители, так и потребители массовой информации. На смену оценкам, исходящим из писем отдельных граждан в компетентные органы, должны прийти профессиональный анализ и конструктивный диалог.

 

   2. Общественная коллегия отмечает, что программа «Дом-2» в жанре реалити-шоу, будучи развлекательной по форме, затрагивает актуальную для российского общества проблематику отношений между полами, восполняет отсутствие системного сексуального воспитания. При этом телепрограмма не приукрашивает реальную жизнь, что порождает негативную реакцию со стороны отдельных категорий телезрителей, вырающуюся в том числе в агрессии и ханжестве. Критика в адрес программы «Дом-2» является проявлением общего недовольства части зрительской аудитории отражением реальности на телевидении. И это недовольство имеет вполне понятные причины. Даже челябинская трагедия не стала предметом публичной телевизионной дискуссии с участием молодежи. К сожалению, ни власти, ни само общество не знают, чем живет современная молодежь. В свое время передача «12 этаж» была закрыта по решению Политбюро ЦК КПСС с формулировкой: «Такой молодежи у нас нет». Общественная коллегия убеждена, что возврата к такой практике быть не должно.

 

   3. Общественная коллегия, члены которой отнюдь не являются целевой аудиторией программы «Дом-2», подчеркивает высокую общественную полезность кампании ««Дом-2» против наркотиков», которой было уже уделено 386 минут эфирного времени.

 

   4. Общественная коллегия подчеркивает, что субъективные оценки и вкусовщина не могут быть основой для решения судьбы той или иной телепрограммы. В то же время Общественная коллегия солидаризируется с аргументацией экспертов С.Т.Агаркова, Т.Д.Марцинковской и О.В.Красновой, разделяя их выводы по вопросам, поставленным в обращении Росохранкультуры. В частности, Общественная коллегия согласна, что «реальные факты, позволяющие считать данную телепрограмму социально-разрушительной отсутствуют, мнение о ее разрушительности слабо аргументировано, носит субъективно-оценочный характер».

 

   5. Общественная коллегия напоминает, что телекомпания ТНТ-телесеть в 1999 году подписала Хартию телерадиовещателей, а следовательно, для нее обязательно следующее содержащееся здесь требование: «Стремление к чистоте, правильности и образности русского языка в телерадиоэфире, отказ от неоправданного, примитивно-подражательного заимствования иностранных слов, употребления ненормативной лексики, сленговых и жаргонных выражений». В связи с этим Общественная коллегия, при всем понимании законов жанра реалити-шоу, рекомендует телекомпании ТНТ-телесеть обратить внимание на лексикон и культуру общения участников программы «Дом-2».

 

   6. Общественная коллегия просит:

    Росохранкультуру и телекомпанию ТНТ-телесеть проинформировать заинтересованных лиц о состоявшемся решении Общественной коллегии;

    редакцию журнала «Журналист» опубликовать настоящее решение Общественной коллегии.

 

Настоящее решение принято консенсусом.

 

Председательствующий

М.А.ФЕДОТОВ,

доктор юридических наук, профессор