26 Июнь 2017
Коллегия

Устав

Оглавление

УСТАВ

 ОБЩЕСТВЕННОЙ КОЛЛЕГИИ

 ПО ЖАЛОБАМ НА ПРЕССУ

 (с изменениями, принятыми 30.08.2016 г.)

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Общественная Коллегия по жалобам на прессу (далее — Коллегия) учреждается при участии заинтересованных некоммерческих организаций как независимая структура гражданского общества, осуществляющая саморегулирование и сорегулирование в сфере массовой информации, опираясь на авторитет сформировавших ее организаций и избранных в ее состав лиц.

1.2. Задача Коллегии заключается в рассмотрении жалоб аудитории средств массовой информации на нарушения правил профессиональной этики и поведения в данной сфере с целью разрешения конкретных информационных споров.

1.3. В своей работе Коллегия опирается на этические принципы, заложенные в положениях Конституции РФ об основных правах и свободах человека и гражданина, законодательстве Российской Федерации о средствах массовой информации, документах Совета Европы, ЮНЕСКО и ОБСЕ по вопросам этики и саморегулирования в области массовой информации, документах саморегулирования медийных организаций.

1.4. Коллегия в своей деятельности преследует следующие цели:
— формирование культуры профессиональной и честной журналистики;
— восстановление и укрепление доверия к средствам массовой информации;
— утверждение свободы массовой информации в Российской Федерации; — защита профессиональной независимости и издательско-редакционной свободы в средствах массовой информации;
— укоренение в сфере массовой информации идеалов толерантности и культуры мира в контексте предотвращения опасностей, связанных с предрассудками и дискриминацией, ксенофобией, агрессивным национализмом, этнической и религиозной разобщенностью.


 

2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

2.1. Коллегия состоит из двух палат: Палаты медиа-сообщества и Палаты медиа-аудитории, каждая из которых включает по 25 человек, избираемых в соответствии с настоящим Уставом.

2.2. Кандидаты в состав Палаты медиа-сообщества выдвигаются заинтересованными медийными организациями, а также ассоциациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в сфере массовой информации (журналистов, редакторов, издателей, вещателей, специалистов в области рекламы, связей с общественностью и т.д.).

2.3. Кандидаты в состав Палаты медиа-аудитории выдвигаются действующими вне сферы массовой информации, но заинтересованными в работе Коллегии политическими партиями, профессиональными союзами, религиозными и иными некоммерческими организациями, а также саморегулируемыми организациями, Общественной Палатой Российской Федерации, Советом судей Российской Федерации и другими органами профессиональных сообществ.

2.4. В состав Коллегии выдвигаются лица, известные в обществе своими высокими профессиональными и морально-этическими качествами; при этом никаких формальных требований к кандидатам ни по уровню или профилю образования, ни по опыту работы, ни по другим обстоятельствам, не предъявляется. Кандидат в состав Коллегии может не являться членом или работником выдвинувшей его организации. В любом случае избранные в состав Коллегии лица не являются представителями выдвинувших их организаций, а в личном качестве представляют все медийное сообщество (Палата медиа-сообщества) или всю аудиторию СМИ (Палата медиа-аудитории).

2.5. Все выдвинутые кандидаты включаются в избирательные списки соответствующих палат. В избирательных списках указывается: фамилия, имя и отчество кандидата, кем выдвинут, а также краткая характеристика кандидата, подготовленная выдвинувшей его организацией.

2.6. Каждая организация, участвующая в формировании Коллегии, вправе отметить в обоих избирательных списках по 25 кандидатов. Если при подсчете голосов окажется, что в избирательном списке отмечено более 25 кандидатов, то лишние голоса сокращаются в алфавитном порядке и в обратном порядке попеременно. Если же в избирательном списке отмечено менее 25 кандидатов, то неиспользованные голоса погашаются.

2.7. Результаты голосования определяются отдельно по каждой палате по итогам подсчета решающих голосов, то есть голосов, поданных организациями, участвовавшими в выдвижении кандидата (кандидатов) в соответствующую палату. Избранными считаются кандидаты, получившие путем тайного голосования более половины голосов организаций, принявших участие в голосовании, из числа участвовавших в выдвижении кандидатов в данную палату. Если число кандидатов, получивших более половины голосов, превышает число вакантных мест в соответствующей палате, то избранными считаются кандидаты, получившие среди них относительное большинство голосов. В случае равенства голосов принимаются во внимание совещательные голоса, то есть голоса, отданные за кандидатов организациями, участвовавшими в выдвижении кандидатов в другую палату.

2.8. Коллегия вправе приступить к работе, если в каждую из палат избрано более половины их списочного состава.

2.9. Выборы в состав Коллегии проводятся один раз в пять лет. Объявление о начале процедуры выборов публикуется на сайте Коллегии не позднее, чем за три месяца до подведения итогов голосования. В выборах вправе участвовать организации, участвовавшие в формировании прежнего состава Коллегии, а также иные организации, указанные в пунктах 2.2. и 2.3. настоящего Устава. Результаты выборов в состав Коллегии размещаются на сайте Коллегии.

2.10. Место в составе Коллегии, ставшее вакантным в период между выборами, на оставшийся срок полномочий занимает кандидат, баллотировавшийся в соответствующую Палату и по итогам подсчета голосов получивший относительное большинство голосов. В случае равенства голосов принимаются во внимание совещательные голоса. Если и это не позволяет определить кандидата, имеющего право на занятие вакантного места, то проводится голосование среди членов соответствующей Палаты.

 


 

 3. СОСТАВ КОЛЛЕГИИ

3.1. Срок полномочий членов Коллегии — пять лет.

3.2. Члены Коллегии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

3.3. За каждым членом Коллегии признается право подать в отставку, в том числе без объяснения причин.

3.4. Каждая палата путем тайного голосования избирает из своего состава председателя палаты. Избранным считается кандидат, имя которого указано в большинстве избирательных записок, поданных членами соответствующей палаты. Председатели палат одновременно являются сопредседателями Коллегии. Сопредседатели Коллегии совместно организуют работу Коллегии, попеременно ведут ее заседания, представляют ее в отношениях с гражданами и организациями, выполняют иные обязанности, возложенные на них решением Коллегии или соответствующей палаты. В каждой палате по представлению ее председателя избираются два заместителя председателя палаты. По совместному представлению председателей палат членами Коллегии избирается ответственный секретарь Коллегии.

3.5. Председатели палат, их заместители, а также ответственный секретарь Коллегии образуют постоянно действующий Президиум Коллегии, на который возлагаетсяподготовка заседаний Коллегии, организация работы ad hoc коллегий, принятие решений об отклонении неприемлемых жалоб, представление Коллегии в публичных взаимоотношениях.

3.6. С согласия Коллегии в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях могут создаваться межрегиональные, региональные и местные коллегии по жалобам на СМИ.

3.7. Член коллегии, не принимавший — несмотря на направлявшиеся ему приглашения — участия в работе Коллегии в течение календарного года и более, может быть освобожден от пребывания в составе Коллегии по решению Палаты, в состав которой он был избран. Объявление о проведении голосования по данному вопросу публикуется на сайте Коллегии по решению Сопредседателей Коллегии не менее чем за три недели до подведения итогов голосования. Сопредседатели Коллегии совместно подводят итоги голосования, сохраняя при этом тайну голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало, в том числе заочно, большинство членов соответствующей Палаты.


 4. КОМПЕТЕНЦИЯ

4.1. К компетенции Коллегии относится рассмотрение информационных споров, прежде всего, нравственно-этического характера, возникающих в сфере массовой информации, в том числе дел о нарушениях принципов и норм профессиональной журналистской этики. К компетенции Коллегии относится также рассмотрение информационных споров, затрагивающих права человека в сфере массовой информации.

4.2. Коллегия обобщает и разъясняет принципы и нормы профессиональной журналистской этики и поведения, признаваемые всеми участвующими в ее формировании организациями, их членами и работниками, а также оценивает профессионально-этические нормы, содержащиеся в различных корпоративных документах, принятых организациями вещателей, издателей, журналистов и т.д.

4.3. Коллегия осуществляет систематизацию прецедентов, сложившихся в его работе по рассмотрению информационных споров.

4.4. Правом на обращение в Коллегию обладают любой человек, должностное лицо, орган государственной власти (местного самоуправления) или организация: — заинтересованные в оценке деятельности того или иного журналиста, редактора, редакции, издателя, вещателя, должностного лица органа государственной власти (местного самоуправления), иного субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности в сфере массовой информации с точки зрения соблюдения и уважения принципов и норм профессиональной журналистской этики; — заинтересованные в разрешении информационного спора, затрагивающего права человека в сфере массовой информации.

4.5. Организации СМИ, признавшее профессионально-этическую юрисдикцию Коллегии, находятся под ее защитой и могут использовать ее эмблему для оповещения об этом своей аудитории.

4.6. Коллегия выносит решения: — опираясь на этические принципы, законодательные акты Российской Федерации, принципы и нормы международного права, решения Европейского Суда по правам человека; — применяя к оценке конкретных ситуаций международно-признанные стандарты профессиональной деятельности в сфере массовой информации; — принимая во внимание кодексы и хартии журналистской этики и правил профессионального поведения, признаваемые организациями, коллективами и лицами — участниками рассматриваемых информационных споров; — учитывая прецеденты, сложившиеся в практике Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, Большого Жюри Союза журналистов России, иных органов саморегулирования в сфере массовой информации, а также настоящей Коллегии.


5. AD HOC КОЛЛЕГИИ

5.1. Рассмотрение информационных споров осуществляется ad hoc коллегиями (малыми коллегиями, создаваемыми для рассмотрения каждого конкретного спора). Они формируются по согласованному решению сопредседателей Коллегии из числа членов Коллегии, выразивших согласие принять участие в заседании.

5.2. При формировании ad hoc коллегии по мере возможности принимаются во внимание пожелания участников информационного спора.

5.3. За каждым членом Коллегии — при наличии обстоятельств, способных поставить под сомнение его беспристрастность в отношении рассматриваемого информационного спора, — признается право отказаться от вхождения в состав ad hoc коллегии либо отказаться от участия в голосовании в случае отсутствия консенсуса среди членов коллегии.

5.4. Ad hoc коллегия правомочна рассматривать информационный спор при наличии в ее составе не менее пяти и не более пятнадцати членов Коллегии, а также при том условии, что в ней представлены обе палаты.

5.5. Члены Коллегии, не вошедшие в состав данной ad hoc коллегии, могут участвовать в ее заседании с правом совещательного голоса.

5.6. Ad hoc коллегия избирает из своего состава председательствующего. Если в составе ad hoc коллегии принимает участие один из сопредседателей Коллегии, то он является председательствующим по праву. Если в составе ad hoc коллегии участвуют оба сопредседателя Коллегии, то они сами определяют, кто из них будет председательствовать в данной ad hoc коллегии.

5.7. Заседание ad hoc коллегии проходит открыто, если на основании мотивированного требования одного из участников спора не будет принято другое решение.

5.8. Ad hoc коллегия вырабатывает свое решение по рассматриваемому информационному спору за закрытыми дверями, если не будет принято другое решение. Члены Коллегии, не вошедшие в состав данной ad hoc коллегии, вправе участвовать в выработке решения с правом совещательного голоса.

5.9. Председатель ad hoc коллегии может назначить из числа членов ad hoc коллегии докладчика (эксперта) по рассматриваемому делу.


 

 6. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

6.1. Рассматривая конфликтные ситуации, ad hoc коллегии должна стремиться к:
— установлению конструктивного диалога между участниками конфликта в обстановке состязательности, открытости и равноправия сторон;
— осознанию участниками конфликта международно-признанных правил поведения журналиста, редактора, редакции, издателя, вещателя, должностного лица органа государственной власти (местного самоуправления), иного субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности в сфере массовой информации и необходимости следования им в повседневной практике;
— формулированию решений, пригодных для последующей их систематизации в качестве общих правил.

6.2. Обращение с просьбой о рассмотрении информационного спора подается в Коллегию в письменной форме, с приложением Соглашения о признании заявителем профессионально-этической юрисдикции Коллегии и рассматривается ad hoc коллегией в разумно короткий срок, необходимый для ее формирования, изучения обстоятельств спора и приглашения на заседание всех заинтересованных лиц. Если заявитель не приложил к своему обращению подписанное им Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии, то подготовка его обращения к рассмотрению не начинается до устранения этого недостатка. Лицу, в отношении которого подана жалоба, не позднее десяти дней с момента начала подготовки ее рассмотрения направляется ее копия с предложением подписать Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии, высказать свои соображения по существу данного информационного спора и принять участие в его рассмотрении. Если в течение последующих тридцати дней от лица, в отношении которого была подана жалоба, не поступит ответ, то Коллегия вправе толковать это как отказ от сотрудничества с ней (пункт 6.6. настоящего Устава).

В случае, если жалоба подана в период избирательной кампании и касается участия средств массовой информации или журналистов в ее освещении, то установленные настоящим пунктом сроки сокращаются: три дня вместо десяти дней и семь дней вместо тридцати дней.

6.3. Допускается заочное рассмотрение конфликтной ситуации в отсутствие заинтересованных лиц. В этом случае ad hoc коллегия ограничивается исследованием представленных ими аргументов и выносит решение, именуемое заочным.

6.4.Коллегия воздерживается от рассмотрения анонимных, малозначительных и неприемлемых по моральным соображениям жалоб, а также выходящих за пределы компетенции Коллегии.

6.5. Коллегия воздерживается от рассмотрения информационного спора, если он уже урегулирован, разрешен или разрешается в судебном или ином правовом порядке, либо любой из его участников намерен решить данный спор в судебном или ином правовом порядке. Моральное обязательство не обращаться в суд или иные государственные органы для разрешения данного информационного спора является неотъемлемой частью Соглашения о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии.

6.6. Если заявитель в течение тридцати дней с момента подачи обращения не подписал Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии, то его жалоба остается без рассмотрения, о чем сообщается на официальном сайте Коллегии. Если лицо, в отношении которого подана жалоба, отказывается от сотрудничества с Коллегией, в том числе, не подписал Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии, отказался представить ей в установленный срок свои пояснения или направить своего представителя на заседание ad hoc коллегии, то эти обстоятельства не препятствуют рассмотрению информационного спора по существу, однако могут влечь освобождение заявителя от его морального обязательства, предусмотренного пунктом 6.5. настоящего Устава.

В случае, если жалоба подана в период избирательной кампании и касается участия средств массовой информации или журналистов в ее освещении, то установленный настоящим пунктом срок сокращается до трех дней.

6.7. При открытии заседания ad hoc коллегии председательствующий поименно представляет аудитории участвующих в ее работе членов Коллегии, докладывает о ходе и результатах подготовки данного спора к рассмотрению, после чего опрашивает членов коллегии о возможности рассмотрения данного информационного спора, исходя, прежде всего, из критерия его относимости к компетенции Коллегии.

6.8. Если хотя бы один из членов ad hoc коллегии заявит о невозможности рассмотрения данного информационного спора, то председательствующий обязан открыть дискуссию между членами ad hoc коллегии, по итогам которой провести голосование. Если по результатам голосования будет решено не рассматривать данный информационный спор, то ad hoc коллегия обязана сформулировать и утвердить свою мотивированную позицию, которая оглашается председательствующим для сведения аудитории.

6.9. В ходе заседания ad hoc коллегии участники информационного спора дают свои пояснения и отвечают на вопросы членов ad hoc коллегии. Они могут также задавать вопросы друг другу, оглашать документы и материалы, представлять для демонстрации аудио- и видеозаписи, передавать — с согласия председательствующего — слово экспертам, свидетелям, другим лицам.

6.10. Участники заседания обязаны терпимо относиться к выступлениям друг друга, проявлять вежливость, обращаться друг к другу по имени и отчеству, избегать выражений, которые могут восприниматься как грубые и оскорбительные. Председательствующий обязан принять исчерпывающие меры к тому, чтобы заседание проходило в спокойной и благожелательной обстановке, а дискуссия носила уважительный и товарищеский характер. Если поведение участников информационного спора противно правилам приличия и добрым нравам, то председательствующий с согласия членов ad hoc коллегии вправе закрыть заседание и сразу перейти к выработке решения за закрытыми дверями.

6.11. Члены ad hoc коллегии вправе задавать вопросы участникам заседания, однако до оглашения решения обязаны (за исключением докладчика, эксперта, если они назначены) воздерживаться от выражения своей позиции по рассматриваемому информационному спору.

6.12. Все вопросы решаются ad hoc коллегией путем голосования. При голосования председательствующий голосует последним. В случае равенства голосов голос председательствующего составляет большинство.

6.13. Коллегия вправе по собственной инициативе привлекать экспертное сообщество к подготовке заключений по рассматриваемым спорам.

6.14. Если по рассматриваемому делу назначен докладчик (эксперт), то он до начала заседания представляет председательствующему свой аналитический доклад (экспертное мнение) в письменной и цифровой формах, который может быть приобщен к решению. Доклад (экспертное мнение) должен содержать развернутую оценку данного информационного спора с точки зрения требований профессиональной этики и российского законодательства. В ходе заседания докладчик (эксперт) знакомит всех присутствующих с основными положениями своего доклада. Участники информационного спора и члены ad hoc коллегии вправе задавать вопросы докладчику (эксперту).


 

 7. РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ

7.1. По итогам рассмотрения конфликтной ситуации по существу ad hoc коллегия принимает решение, которое подписывается председательствующим.

7.2. Принятое ad hoc коллегией решение считается решением Коллегии.

7.3. Ad hoc коллегия облекает свое решение в ту форму, которую сочтет адекватной характеру рассматриваемого информационного спора. В любом случае в решении должно быть отражено следующее: — дата проведения заседания, — состав ad hoc коллегии (с указанием принадлежности членов Коллегии к соответствующим палатам), — основное содержание обращения и представленных участниками спора материалов, — факт признания участниками спора профессионально-этической юрисдикции Коллегии, — основное содержание выступлений участников заседания ad hoc коллегии, — выводы, сделанные ad hoc коллегией, по существу информационного спора (резолютивная часть).

7.4. Принятое ad hoc коллегией решение в окончательной форме составляется председательствующим и обнародуется на сайте Коллегии не ранее чем через семь и не позднее чем через двадцать дней после его принятия. Любой член Коллегии вправе сформулировать в отношении принятого ad hoc коллегией решения особое мнение, которое подлежит обнародованию вместе с принятым решением. По просьбе любой из сторон информационного спора принятое решение одновременно с его обнародованием может быть оглашено председательствующим публично, при участии других членов Коллегии.

В случае, если жалоба подана в период избирательной кампании и касается участия средств массовой информации или журналистов в ее освещении, то принятое ad hoc коллегией решение в окончательной форме обнародуется на сайте Коллегии и направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее пяти дней после его принятия, но в любом случае не позднее чем за два дня до дня голосования либо после дня голосования.

7.5. Коллегия вправе пересмотреть решение, принятое ad hoc коллегией. Пересмотр решения ad hoc коллегии может быть осуществлен либо по решению большей по численности — но не более 21 человека — ad hoc коллегии при обязательном вхождении в ее состав членов ad hoc коллегии, участвовавших в предыдущем рассмотрении данного информационного спора, либо по совместному решению обеих палат Коллегии при условии участия в заседании более половины избранных членов каждой из палат.

7.6. Решения ad hoc коллегии, принятые в пределах компетенции Коллегии, обязательны для исполнения лицами, признавшими профессионально-этическую юрисдикцию Коллегии.

7.7. Если лица, допустившие, по мнению ad hoc коллегии, нарушение правил профессионального поведения и профессиональной этики, являются членами или работниками организаций, признавших профессионально-этическую юрисдикцию Коллегии, то к ним, на основании решения ad hoc коллегии, могут быть применены меры воздействия, предусмотренные уставами соответствующих организаций, трудовыми контрактами и действующим законодательством.

7.8. Принятое Коллегией решение, констатирующее нарушение правил профессионального поведения и профессиональной этики со стороны организации СМИ или журналиста, не может служить самостоятельным основанием для возложения на них дисциплинарной, административной или иной правовой ответственности.

7.9. Решение ad hoc коллегии направляется всем участникам рассмотренного информационного спора, а также заинтересованным структурам гражданского общества.

7.10. В зависимости от характера рассмотренного конфликта решение ad hoc коллегии может быть направлено в органы государственной власти или местного самоуправления, общественным объединениям, иным юридическим и физическим лицам.


 8. СОДЕЙСТВИЕ РАБОТЕ КОЛЛЕГИИ

8.1. Организации, участвующие в формировании и деятельности Коллегии, оказывают ее работе посильную помощь, в том числе распространяют информацию о ее решениях, участвуют на добровольных началах в покрытии ее расходов. 

Настоящий устав принят на совместном заседании обеих палат Общественной Коллегии по жалобам на прессу 14 июля 2005 года.

Укрепление негативных стереотипов, искажение высказываний, изложение несуществующих фактов, сокрытие истинной информации, необоснованное обвинение, публикация за взятку или взятка за непубликацию - жалуйтесь, если ваши права были нарушены, а интересы ущемлены прессой!

Подать жалобу