Сегодня в мире широко развита система медийного саморегулирования, основанная, в первую очередь, на работе советов по прессе - национальных органов, следящих за соблюдением журналистской этики путем рассмотрения жалоб на СМИ.

За 101 год с момента основания первого такого органа в Швеции журналистика значительно изменилась, и традиционные форматы средств массовой информации уступили место интернет-СМИ, причем в последние годы роль прессы играют не только сетевые издания, имеющие редакции, но и персональные блоги, и даже социальные сети.

Подсудны ли онлайн-медиа органам медийного саморегулирования, нашли ли они отражение в кодексах профессиональной журналисткой этики разных стран? Об этом - первая часть исследования Общественной коллегии по жалобам на прессу на основе информации членов Европейского альянса независимых советов по прессе.


ПРОБЛЕМА: Как отражается необходимость регулирования онлайн медиа в Кодексах Этики различных стран

ВОПРОСЫ:

  • • Существуют ли отдельные статьи, посвященные регулированию онлайн медиа?
  • • Какие положения были сформулированы в отношении этики онлайн медиа?


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Комиссия по жалобам на прессу (Press Complaint Commission)

Раздел о регулировании онлайн медиа существует в Кодексе с 1997 года. До закрытия в 2014 году Комиссия по жалобам на прессу Великобритании (Press Complaint Commission) рассматривала жалобы на контент, который может содержать:

  • • статьи и фотографии
  • • слова, картинки и видео на сайтах изданий
  • • аудио материалы на сайтах изданий
  • • письма читателей
  • • пользовательские комментарии на сайтах изданий, которые были отредактированы

ГЕРМАНИЯ: Совет по прессе Германии (Deutsche Presserat)

Специального раздела в Кодексе нет, но над этим работают, так как в совет по прессе поступают жалобы именно на онлайн медиа. Одни из наиболее актуальных вопросов – комментарии на сайте и онлайн-архивы. Вопрос ответственности газет/журналов за публикуемый материал в интернете спорный, мнения в Германии разнятся.

ШВЕЙЦАРИЯ: Совет по прессы Швейцарии (Schweizer Presserat)

Отдельной статьи о регулировании онлайн-медиа нет, но журналисты обязаны полностью соблюдать Кодекс журналистской этики (был принят в 2000 году). Существуют, однако, несколько статей, посвященных данной теме:

  • • личная информация, взятая из социальных сетей/медиа, не может быть использована без согласия владельца; также данная информация может быть использована только в публичных интересах (2010 г.)
  • • комментарии должны носить тот же характер, что и в случае с письмами в редакцию, они не могут быть анонимными (2011 г.)

КИПР: Комиссия по жалобам на медиа Кипра (Cyprus Media Complaints Commission)

Жалобы в отношении онлайн-журналистики рассматриваются в том же порядке, что и в отношении традиционной журналистики, с применением тех же стандартов.

БЕЛЬГИЯ (Валлонский регион): Совет по журналистской этике (Conseil de déontologie journalistique)

Жалобы в отношении онлайн-журналистики рассматриваются в том же порядке, что и в отношении традиционной журналистики, с применением тех же стандартов.

Данное положение с октября 2013 года официально закреплено в Кодексе журналистской этики Валлонского р-на Бельгии.

ФИНЛЯНДИЯ: Совет по масс медиа (Council for Mass Media)

Жалобы в отношении онлайн-журналистики рассматриваются в том же порядке, что и в отношении традиционной журналистики, с применением тех же стандартов.

Все принципы включены в приложение 2011 года «о пользовательском контенте на медиа-сайтах». В документе приводится ясное определение редакционного материала, чтобы отделять его от пользовательских комментариев и блогов, так как совет по прессе вправе рассматривать жалобы только на журналистские материалы.

  • Редакция обязана контролировать свои сайты и не допускать публикацию контента, который нарушает частную жизнь и затрагивает человеческое достоинство. Также недопустимы публикации, разжигающие ненависть, побуждающие к насилию, дискриминирующие отдельного человека или группу лиц.
  • Редакция обязана незамедлительно удалить контент, который нарушает вышеописанные принципы.
  • Сайты для детей и молодежи обязаны контролироваться особенно тщательно.
  • Общество должно иметь возможность напрямую заявлять о нарушениях в редакцию.
  • Должно существовать четкое разделение между пользовательскими комментариями и редакторским контентом.

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА: Совет по прессе в Боснии и Герцеговине (Press Council in Bosnia-Herzegovina)

В Кодексе журналистской этике существует раздел, регулирующий онлайн-медиа (раздел был внесен в общий Кодекс в июне 2011 года). Жалобы в отношении онлайн-журналистики рассматриваются в том же порядке, что и в отношении традиционной журналистики, с применением тех же стандартов.

В соответствии с разделом о регулировании онлайн-медиа, редакция обязана следить за комментариями на своём сайте. Они не должны содержать оскорблений, агрессивных высказываний, угроз и подстрекательства. В противном случае модератор сайта обязан удалять подобные комментарии (в случае бездействия, редакция несет за них ответственность).

Посетители сайта, чьи комментарии содержат агрессивные и нетерпимые высказывания, подвержены уголовному преследованию. В случае возбуждения уголовного процесса, редакция обязана сотрудничать с правоохранительными органами в целях установления личности пользователя веб-сайта.

НИДЕРЛАНДЫ: Совет по прессе в Нидерландах (Press Council in Netherlands)

В Кодексе журналистской этике существует раздел, регулирующий онлайн-медиа (раздел был внесен в 2008 году). Он содержит следующие положения:

1. журналист может публиковать конфиденциальные материалы или их части (или гиперссылки), только если они имеют новостную ценность, имеют общественный интерес и не представляют опасности для общества;

2. при указании источника посредством гиперссылки редакция не несет ответственности за исходный материал. Тем не менее, журналист обязан взвесить ценность публикуемой информации по отношению к потенциальной опасности или вреду, которые может повлечь за собой материал;

3. интернет увеличил доступ к архивным базам данных. По большому счету, общественный интерес в большинстве случаев перевешивает интерес одного лица, поэтому удаление или изменение архивных статей может не производиться, даже если затронуты интересы определённого лица. Только в исключительных случаях этот принцип может быть не соблюден;

4. редакция несет ответственность за пользовательские комментарии. Невозможно предвидеть содержание того или иного комментария, однако редакция обязана модерировать их или вовсе удалять;

5. если пользовательский комментарий содержит серьезное обвинение или клевету по отношению к другому пользователю и человек подает жалобу на данный комментарий, редакция обязана выяснять обстоятельства. Если фактических оснований для обвинения, то следует удалить комментарий.

РОССИЯ: Общественная коллегия по жалобам на прессу

Публикации в сетевых изданиях рассматриваются с применением тех же норм, что и в отношении традиционной журналистики. Принимаются к рассмотрению жалобы на сайты, не зарегистрированные в качестве СМИ.

Поделиться в социальных сетях

Подать жалобу

Укрепление негативных стереотипов, искажение высказываний, изложение несуществующих фактов, сокрытие истинной информации, необоснованное обвинение, публикация за взятку или взятка за непубликацию - жалуйтесь, если ваши права были нарушены, а интересы ущемлены прессой!

«Черная метка» СМИ

В практике Коллегии так называется письменное уведомление СМИ о поступившей жалобе на его материалы

Редакция СМИ вправе не реагировать на данное уведомление, однако ее ответ или участие в заседании демонстрирует высокий уровень профессиональной культуры и повышает градус доверия к нему со стороны общества. Мы ведем список всех СМИ, на которые поступали жалобы, фиксируем наиболее частых нарушителей и тех, кто игнорирует правила и принципы саморегулирования СМИ. Посмотреть список СМИ