Текст жалобы - Страница 2

Оглавление

 

ЖАЛОБА на Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)

ЗАО «Управляющая компания ЭФКО» осуществляет управление Группой компаний «ЭФКО» – крупнейшим российским вертикально-интегрированным холдингом на российском рынке масложировой продукции и системообразующим предприятием пищевой промышленности страны. Компания является лидером на рынке производства жиров специального назначения, используемых в кондитерской, хлебопекарной и других отраслях пищевой промышленности. «ЭФКО» также является ведущим производителем майонеза и растительного масла в России, выпуская эту продукцию под такими широко известными брендами, как Слобода и Altero.

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) является информационным агентством (Свидетельство регистрации ИА № ФС 77 – 37937, адрес редакции: 394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 42, оф. 702) и позиционирует себя как уникальный информационный ресурс для бизнеса, который акцентирует внимание деловых кругов на финансово-экономической деятельности ведущих предприятий и организаций регионов Центрального Черноземья.

Тем не менее, методы его работы далеки не только от этических норм современной журналистики, но и от требований законодательства РФ. Информация о недостойных методах работы информационного агентства «Абирег» и его журналистов уже не раз становилась достоянием гласности. В частности, в публикациях на авторитетном информационном портале 36on – в материалах «Оберег от рэкета» от 19 февраля 2013 года (http://36on.ru/vz/biz/7383-obereg-ot-reketa) и «Абирег» стоит на неустойчивом грунте» от 13 ноября 2013 года (http://36on.ru/news/auth-columns/38748-abireg-stoit-na-neustoychivom-grunte).

Так, после отказа заключить с Агентством договор на информационное обслуживание оно занялось информационными атаками на ГК «ЭФКО»: освещает деятельность компании исключительно в негативном свете и публикует заведомо ложную, неточную и искаженную информацию, нанося тем самым ущерб нашей деловой репутации и взаимоотношениям с партнерами.

Например, в статье «За чей счет белгородская ГК «Эфко» компенсирует потери из-за подорожания сырьевого пальмового масла?» от 19.03.2014 (http://abireg.ru/n_38020.html) журналист Агентства пишет, что маркетинговая политика компании «ЭФКО» способствует «развитию фальсификации» и в Европе заменители молочного жира не применяют. При этом приводятся цитаты некоего собеседника и делаются ссылки на мнение экспертов, имена которых не называются. Данные утверждения не соответствуют действительности. Все они носят предположительный характер и ничем не подтверждаются. В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза на масложировую продукцию заменитель молочного жира - продукт, предназначенный для использования в пищевых продуктах. Его производство никак не может способствовать развитию фальсификации. ЗМЖ применяются в пищевом производстве не только в России, но и в Европе.

В статьях «Воронежская область должна стать свободной от ГМО-продукции – губернатор Алексей Гордеев» от 18.12.2013 (http://abireg.ru/n_36547.html) и «Белгородское «Эфко» готово перерабатывать семена ГМО-сои» от 11.12.2013 (http://abireg.ru/n_36375.html) указано, что вопреки распространенному мнению о негативном влиянии ГМО на здоровье, природу и экономику, холдинг «ЭФКО» готов использовать в своем производство генно-модифицированное зерно, а принятое решение российского правительства о разрешении сеять такие зерновые пролоббировали крупные сельхозпереработчики. Эти утверждения также носят предположительный характер, но преподносятся как достоверные факты. Автор не приводит никаких доказательств негативного влияния ГМО, равно как и существования лобби сельхозпереработчиков. Только мнения анонимных экспертов.

В статьях «У «ЭФКО» возникли проблемы с перекредитованием?» от 07.10.2013 (http://abireg.ru/n_35115.html) и «Структуры, занимающиеся переделом активов, собирают информацию про «Эфирное» от 16.10.2013 (http://abireg.ru/n_35305.html) Агентство прямо заявляет, что распространяемая им информация о сложностях с перекредитованием холдинга «ЭФКО», о предоставлении в банки недостоверной информации, о «дыре» в балансе компании, о сильной закредитованности и т.п. является ничем не подтвержденными слухами.

Помимо указанных информационных материалов, компания «ЭФКО» упоминается также в следующих публикациях: «Белгородское ОАО «Эфко» в 2013 году «разжилось» 641 млн. рублей госсубсидий» от 17.04.2014 (http://abireg.ru/n_38617.html) «В аффилированные лица белгородского «Эфко» добавилась неизвестная кипрская компания» от 01.04.2014 (http://abireg.ru/n_38285.html) «Продажи майонеза и подсолнечного масла белгородской ГК «Эфко» в 2013 году не показали существенного роста» от 28.03.2014 (http://abireg.ru/n_38210.html) «Каждый третий воронежец не доволен высокими ценами на масложировую продукцию – опрос» от 18.03.2014 (http://abireg.ru/n_37992.html) «Белгородская ГК «Эфко» пойдет на Казахстан с майонезом из дешевых яиц» от 27.02.2014 (http://abireg.ru/n_37678.html) «Раввинат России поверил в кошерность майонезов и масла белгородского холдинга «Эфко» от 21.02.2014 (http://abireg.ru/n_37569.html) «Белгородский холдинг «Эфко» уличен в перевозке пальмового масла в цистернах из-под нефтепродуктов» от 17.12.2013 (http://abireg.ru/n_36519.html) «Рост показателей белгородской «ЭФКО» за девять месяцев 2013 года обеспечили новая упаковка и «инновационный» маргарин» от 04.12.2013 (http://abireg.ru/n_36240.html) «Работающая в Черноземье «ЭФКО» – большая закрытая компания» от 27.11.2013 (http://abireg.ru/n_36088.html) «Белгородский холдинг «ЭФКО», наконец, выпустил маргарин без «молекул-уродов» от 27.11.2013 (http://abireg.ru/n_36081.html) «Белгородская группа «Эфко» не добилась значительного роста продаж премиального масла сменой крышки и этикетки» от 08.10.2013 (http://abireg.ru/n_35152.html) «Белгородская компания «ЭФКО» при долге в 42 млрд. рублей инвестирует 2,5 млрд. рублей на увеличение мощностей переработки сои» от 05.09.2013 (http://abireg.ru/n_34536.html) «Диагноз черноземного АПК – закредитованность?» от 22.08.2013 (http://abireg.ru/n_34246.html) «Белгородская ГК «ЭФКО» в первом квартале 2013 года снизила продажи фасованного подсолнечного масла почти на 15%» от 13.06.2013 (http://abireg.ru/n_32917.html) «Белгородская ГК «Эфко» в 2012 году не смогла существенно увеличить продажи жира и маргарина» от 22.02.2013 (http://abireg.ru/n_30928.html).

Автором большинства публикаций указана Светлана Горбачева, по некоторым – Татьяна Карабут, Алена Ландырь, Станислав Марголин, Евгений Изосимов, Софья Литвинова, Анастасия Вендеревских, Светлана Калюжная. Ни в одной из публикаций на ABIREG.RU компания «ЭФКО» не упоминается в положительном или хотя бы нейтральном ключе – только в отрицательном, как в заголовках, так и в тексте публикаций. При этом Агентство использует непринятые в журналистском сообществе форматы распространения информации, ссылаясь на непроверенные слухи, предположения, анонимные мнения и безымянных собеседников, передергивает факты, при этом вводит читателя в заблуждение, не разграничивая факты и мнения. Зачастую используются броские заголовки, направленные на порождение у читателя эмоциональной реакции и заранее настраивающие его на негативное отношение к «героям» публикации, что приводит к упрощенному восприятию материала и его освещению вне контекста.

Односторонность, тенденциозность подачи информации, а также цикличность и последовательность негативных публикацией свидетельствует о ведущейся Агентством целенаправленной информационной кампании по дискредитации ГК «ЭФКО». Все это является серьезными нарушениями норм российского законодательства и правил профессиональной этики и поведения в сфере массовой информации, установленных:

1. Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Ст. 49 и 51): Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации. Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений.

2. Кодексом этических норм Общества профессиональных журналистов, принятым в сентябре 1996 года: Долг журналиста — содействовать реализации этих целей поиском истины и обеспечением объективного и всестороннего освещения событий и проблем. Журналист должен быть честным, беспристрастным и смелым при сборе, изложении и комментировании информации. Преднамеренное искажение фактов недопустимо ни при каких условиях. Указывать, по мере возможности, источники поступающей информации. Общество имеет право на максимум информации о надежности источника. Журналист обязан обеспечить, чтобы заголовки, информация, имеющая броский характер и способная породить соответствующую реакцию, фото-, видео- и аудиоматериалы, графика, звуковые фрагменты и цитаты были достоверными. Они не должны приводить к упрощенному восприятию материала или его освещению вне контекста.

3. Декларацией принципов поведения журналиста Международной Федерации Журналистов, принятой на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года: Журналист должен считать серьезным профессиональным нарушением умышленное искажение фактов.

4. Кодексом профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России, принятым Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года: Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений. Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения. Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов.

5. Резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1003 (1993) "О журналистской этике", принятой 1 июля 1993 года: Основным принципом любых этических рассуждений, касающихся журналистики, является четкое разграничение между новостями и мнениями, что делает невозможным их смешение. Информационное вещание должно быть основано на достоверности, подтвержденной соответствующими средствами проверки и доказательствами, его представление, описание и изложение должно быть беспристрастно. Слухи не должны смешиваться с новостями. Заголовки и сводки новостей должны как можно точнее отражать суть представляемых событий и фактов.

На основании изложенного прошу оценить действия Агентства Бизнес Информации (ABIREG.RU) по освещению деятельности Группы компаний «ЭФКО» с точки зрения соответствия законодательству о средствах массовой информации и правилам профессиональной этики и поведения в сфере массовой информации, просить редакции журналов «Журналист» и «Информационное право» опубликовать решение, которое будет принято по настоящей жалобе.

С уважением, А. В. Рощин Ведущий юрисконсульт ЗАО «Управляющая компания ЭФКО»

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов