Оглавление

 

 

Мнение

эксперта И.М.Дзялошинского

о конфликте между гражданином Д.Н. Смоляниновым

и редакцией газеты «Забайкальский рабочий»

 

 

Изучив представленные сторонами документы, эксперт пришел к выводу о том, что речь идет о часто встречающейся ситуации. Практически каждый журналист может вспомнить что-то похожее. 

От пресс-секретаря некой организации – в данном случае Арбитражного суда Забайкальского края – поступила информация, которая могла быть использована в качестве информационного повода для публикации. 

Корреспондент – в данном случае сотрудница газеты «Забайкальский рабочий» – побывала в суде, послушала тех участников разбирательства, которые пришли в суд. 

Дальше придется пересказать часть представленных документов, которые дают основание для некоторых выводов. 

В суде речь шла о споре двух организаций, которые пытались определить, кто будет обслуживать многоквартирный дом по улице Хабаровской. В ноябре 2009 года собственники жилых и нежилых помещений этого дома провели собрание, на котором большинством голосов избрали своей управляющей компанией ООО «Энерком» вместо отвечающей за дом компании «Жилье». В мае 2010 года упрямые жильцы обратились к председателю Арбитражного суда Забайкальского края с просьбой как можно скорее решить дело с управляющими компаниями, так как несущая ответственность за дом организация «Жилье» недобросовестно выполняет свои обязанности, в частности, в доме долгое время нет горячей воды.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющая организация обязана передать всю документацию на многоквартирный дом новым владельцам. Но этого не было сделано, потому что, как указано в исковом заявлении компании «Энерком», руководство компании «Жилье» утверждает, что заочные выборы управляющей организации были сфальсифицированы. Кроме того, компания «Жилье» представила претендующей на дом организации копии заявлений некоторых собственников о том, что их подписи недействительны.

Казалось бы – вот предмет журналистского расследования. Но почему-то автор заметки в газете «Забайкальский рабочий», скороговоркой сообщив, что «в целом судопроизводство по данному делу закончено» и даже не изложив решение суда, заинтересовалась совсем другим вопросом: «А правда ли, что в этом доме долгое время не было горячей воды?»

Корреспондент сходила на место происшествия – в данном случае в дом № 23-А по улице Хабаровской – встретила в чистеньком дворике жителя этого дома и задала ему вопрос об отсутствии горячей воды. 

Дальше цитирую заметку: «Мужчина, удивленно глядя на меня, сказал, что такой проблемы не существует. По его словам, воду отключали в связи с ремонтными работами, может, только на сутки. Когда я начала задавать вопросы, касающиеся судебных разбирательств, мужчина, смеясь, ответил, что это затеяли те, кто не хотят платить за коммунальные услуги. Решили выбрать новую управляющую компанию: мол, ей они платить станут. Мой собеседник сказал, что не может понять многих жителей, ведь в доме все есть, и сам он ни на что не жалуется. По словам этого же жителя дома № 23-А, директор управляющей компании "Жилье" Николай Краснихин всегда откликается на просьбы жильцов».  

Надо отдать должное автору заметки: она не удовлетворилась интервью с улыбчивым мужчиной, а таки пошла к директору Николаю Краснихину, офис которого находится прямо в доме, «поэтому застать директора на месте не составляет ни малейшего труда». Сам Николай Иванович отнесся к визиту журналистки вполне спокойно и сообщил ей, что в «марте текущего года из-за ремонта приходилось отключать горячую воду. Не было ее чуть больше суток. Один житель подал заявление в прокуратуру, аргументируя тем, что успел простудиться от холодной воды. Еще три жительницы дома отказываются платить за коммунальные услуги. Хотя плата с них составляет 11 рублей 35 копеек за квадратный метр. При этом в доме всегда есть горячая вода, электричество, освещаются подъезды, работает лифт. Если вода чуть похолодела, жители сообщают об этом, и мы сразу звоним, куда надо». 

Так прокомментировал ситуацию Николай Краснихин. А еще он добавил, что многие люди купили квартиры, но либо сдают их, либо просто не живут в них, и при этом не рассчитываются по коммунальным счетам. Хотя брать лишнего с жильцов никто не собирался: использование всех коммунальных услуг измеряется специальными счетчиками. «Мы всегда готовы представить нашим жителям договоры и показания счетчиков, на основании которых они обязаны платить», — цитирует автор заметки слова Николая Краснихина.

Так уж получилось, что в этот день ни в суде, ни в этом многоквартирном доме представителя другой стороны – г-на Смолянинова Дмитрия Николаевича – не было. Он был в командировке. Вот если бы он в командировке не был, журналистка наверняка бы с ним побеседовала. Но не получилось. 

Так и появился в газете материал под претенциозным и маловразумительным названием «Все смешалось в доме на Хабаровской», в котором автор изложила все, сказанное выше, и подвела итог: «Но ведь если права на дом получит другая управляющая компания, стоимость коммунальных услуг от этого не снизится, поэтому очень трудно понять причины бунта некоторых жителей многоквартирного дома.

Одно ясно точно: если спор между двумя управляющими компаниями пришел к логическому завершению, то борьба неугомонных жильцов за “отсутствующую” горячую воду еще продолжается. Судебное разбирательство по этому делу состоится в сентябре текущего года. Может, очередное собрание вынесет решение о выборе новой управляющей компании. Одним словом, тем жителям дома по улице Хабаровской, 23-А, которые держатся в стороне от подобных “революций”, еще предстоит набраться терпения, чтобы пережить череду судов и споров».

Симпатии автора заметки явно на стороне улыбчивого мужчины из чистенького дворика, директора управляющей компании «Жилье» Николая Краснихина и тех жителей дома по улице Хабаровской, 23-А, которые держатся в стороне от подобных «революций».

Но тут на сцене появился тот самый г-н Смолянинов Дмитрий Николаевич, который в тот злополучный день был в командировке. Он счел, что автор материала в газете «Забайкальский рабочий» нарушила принципы и нормы профессиональной журналистской этики и обратился в Общественную коллегию по жалобам на прессу с просьбой «дать оценку деятельности журналиста и редакции газеты “Забайкальский рабочий” при написании и опубликовании статьи “Все смешалось в доме на Хабаровской”».

Отвечая на жалобу Д.Н. Смолянинова, главный редактор газеты «Забайкальский рабочий» С.Н. Забелин, сообщил, что руководство редакции считает высказанные претензии к данному материалу необоснованными и привел в доказательство своей позиции 11 аргументов. 

Не буду пересказывать их все. Обозначу лишь те, которые вызвали у эксперта вопросы. 

«Никаких писем, письменных документов, обращений или телефонных звонков от жителей дома по улице Хабаровской, № 23-А, в том числе от Смолянинова Д.Н., в редакцию не поступало ни до публикации, ни после выхода материала в свет. Поэтому автор материала не мог иметь сведений о проблемах жильцов с отсутствием горячей воды».

«Корреспондент газеты, в рамках журналистского расследования, беседовала с жителями дома по улице Хабаровской, № 23-А в день судебного разбирательства между двумя управляющими компаниями (19 июля 2010 года). На тот момент в доме действительно была горячая вода, это подтверждают и другие жители дома. В жалобе гражданина Смолянинова указано, что горячей воды в доме нет с 28 июля 2010 года. В редакцию же об этом никаких сведений не поступало». 

«Ни один из документов, указанных в приложении жалобы после изложенных требований гражданина Смолянинова в редакцию не поступал».

Честно говоря, эти тезисы вызвали у эксперта недоумение. 

Г-н Забелин, главный редактор известной газеты «Забайкальский рабочий», действительно считает, что тот факт, что в редакцию не пришли самотеком некие сведения и документы, извиняет поведение журналистки, которая не стала искать эти сведения и документы и не нашла времени поговорить с участниками ситуации, придерживающимися иной позиции? 

И что имел в виду г-н Забелин, когда назвал эту публикацию «журналистским расследованием»? 

Эксперту уже приходилось давать комментарий по поводу попыток некоторых журналистов и редакторов называть банальные заметки и корреспонденции журналистским расследованием. Всех желающие могут ознакомиться с размещенным на сайте Общественной коллегии материалом «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ… Четыре вопроса по поводу спора между журналистами Зоей Световой и Владимиром Перекрестом» (http://www.presscouncil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=219&Itemid=31&limit=1&limitstart=7 ).

И эксперт согласен с г-ном Смоляниновым, которого этот ответ не удовлетворил и который вновь выразил негодование по поводу той части публикации, в которой описана борьба жителей за горячую воду в доме. Прав, прав г-н Смолянинов, когда пишет о том, что, «во-первых, автор статьи ссылается исключительно на слова (слова некоего жителя дома, слова директора управляющей компании), во-вторых, автор статьи даже не попытался узнать и опубликовать (скорее всего, это и не входило в планы автора данной статьи) мнение тех, кто борется с незаконным отключением горячего водоснабжения в собственной квартире не имея при этом задолженности за коммунальные услуги, кто судится с управляющей компанией по этому же поводу, кто имеет письменные доказательства и кто готов был их представить на суд общественности в данной статье!»

Вывод: предложить редакции газеты «Забайкальский рабочий» вернуться к вопросу о ситуации в доме по улице Хабаровской, № 23-А, предоставив возможность высказаться всем сторонам конфликта. 

На одном из редакционных заседаний обсудить вопрос о том, что такое «журналистское расследование» и какие этические и профессиональные стандарты должен соблюдать журналист, который его проводит.

 

Иосиф Дзялошинский,

профессор Государственного университета – Высшая школа экономики

 

 

Подать жалобу

Укрепление негативных стереотипов, искажение высказываний, изложение несуществующих фактов, сокрытие истинной информации, необоснованное обвинение, публикация за взятку или взятка за непубликацию - жалуйтесь, если ваши права были нарушены, а интересы ущемлены прессой!

«Черная метка» СМИ

В практике Коллегии так называется письменное уведомление СМИ о поступившей жалобе на его материалы

Редакция СМИ вправе не реагировать на данное уведомление, однако ее ответ или участие в заседании демонстрирует высокий уровень профессиональной культуры и повышает градус доверия к нему со стороны общества. Мы ведем список всех СМИ, на которые поступали жалобы, фиксируем наиболее частых нарушителей и тех, кто игнорирует правила и принципы саморегулирования СМИ. Посмотреть список СМИ