Мнение эксперта - Страница 7

Оглавление

 

Мнение эксперта С.К.Шайхитдиновой
о публикации Виктории Гудковой
«Где искать правду?»

 
Мнение  резюмирует итоги проведенного исследования.

Эксперт-исследователь: Шайхитдинова Светлана Каимовна, зав.кафедрой журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций  Казанского (Приволжского) федерального университета, профессор, д.филос.н.;  к.филол. н. по специальности «журналистика»;  стаж работы в практич. жур-ке – 6 лет;   опыт производства экспертных заключений по конфликтным текстам массовой информации – с 1997 года.

Время и место проведения исследования: 25 января – 10 февраля   2016г.;  Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций ИСФН  КФУ, г.Казань, ул профессора Нужина, д.37/11.

Лицо, назначившее проведение исследования:Казаков Юрий Венедиктович, представитель  палаты медиа-аудитории Общественной коллегии по жалобам на прессу.

Материалы, предоставленные исследователю:

  1. Жалоба  в Общественную коллегию по жалобам на прессу Левыкиной Русланы Геннадьевны, представителя управления по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области;
  2. Опровержение с сопроводительным письмом управления по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области в редакцию газеты «Аргументы и Факты»;
  3. 3.       Печатная версия материала Виктории Гудковой  «Где искать правду? Кому в глубинке жить хорошо?»,  опубликованного  в еженедельнике  «Аргументы и факты» №50,  9 декабря 2015 года (в электронной версии еженедельника данный текст помещен  11 декабря 2015 года  с заголовком «Оазис неблагополучия».   “АиФ” приехал с проверкой в Липецкую область». Режим доступа:    http://www.aif.ru/money/economy/1857188 ).

Вопросы, поставленные перед экспертом:

  1.    Является ли публикация газеты«Аргументы и факты» от 9 декабря  2015г.«Где искать правду?»(автор Виктория Гудкова) заказным?
  2.     Содержатся ли в публикации газеты «Аргументы и факты» от 9 декабря  2015г. «Где искать правду?»недостоверные сведения и нарушение других  норм профессиональной этики?

 Методология исследования базируется:

- на теории медиатекста и его форматов [Пронин 1984,  Основы 2000], на теории и социологии журналистики [Прохоров, 2001, СМИ в меняющейся России 2010,  Фомичева, 2002,  2007, Фролова 2009, 2014],  на подходах и понятиях нормативной теории прессы [Шайхитдинова 2007, 2011],  профессиональной этики журналиста, воплощенной в  деонтологических документах и материалах международного и российского профессиональных сообществ журналистов [Профессиональная  этика  2004].

Характеристика объекта исследования

Публикация Виктории Гудковой представляет собой материал объемом в 7 000 знаков, который по жанру может квалифицироваться как корреспонденция. Заголовок «Где искать правду?» сопровождается лидом (выделенным вводным абзацем), который гласит: «“Аиф” продолжает серию внезапных проверок регионов РФ. Оправдывает ли местная власть надежды своих избирателей? Всё ли знает про их нужды? В этот раз наш корреспондент побывал в Липецкой области».

На сайте данный материал помещен с заглавием «Оазис неблагополучия». “АиФ” приехал с проверкой в Липецкую область». Под лидом снимок с подписью: «Липецкая область: 15 лет в великую реку хлещут нечистоты». Публикация структурирована четырьмя подзаголовками: «Липецкое метро», « “Землю насилуют”», «Цветёт и пахнет?», «Под “кирпич”». Текст под первым подзаголовком заканчивается инфографикой, на которой приводится статистика Росстата по Липецкой области. В корреспонденцию включены три фотографии и три обличительных заголовка, представляющих собой гиперссылки на тексты такого же плана о других регионах России, в которых побывал «АиФ».

Цель публикации определяется включенностью в обозначенную серию материалов, о чем упоминается в лиде – «внезапная проверка регионов». Оперативный повод для поездки в Липецкую область изложен в первом абзаце: «Недавно её губернатор Олег Королёв рассказал президенту о том, как хороша социально-экономическая ситуация в этом регионе. Корреспондент “АиФ” срочно отправился в “оазис благополучия”, чтобы узнать секреты его процветания... ».

Выводы исследования

Вывод 1

Публикация  Виктории Гудковой «Где искать правду?» не является заказной.

Пояснение

Заказной характер критической  публикации может быть определен через выявление  и сопоставление  «мишени» критики и предмета критики.

В анализируемой  публикации критика направлена в адрес  власти, которая не представлена конкретными именами руководителей, нет разделения на городскую и областную власть, не конкретизированы ее отдельные институты. Губернатор упомянут единожды, в самом начале публикации  в нейтральном контексте. 

Вся область целиком не может выступать заказной «мишенью».  Как нам видится, в текстах жалобы и опровержения  допущение заказного характера корреспонденции в «АиФ» базируется на  бюрократической  подмене: область идентифицируется с представляющей ее властью. 

Предметом критики в анализируемом материале является недостаточное внимание властных органов к нуждам простых людей, бездействие власти в решении насущных вопросов. Еженедельник поднимает эту тему, как показывает анализ, от лица самих людей. Им по праву предоставляется слово как заинтересованной стороне в вопросе выявления успешности-неуспешности развития региона: губернатор рапортовал президенту, что все хорошо, а о чем говорят  сами липчане? Т.е. газета поднимает общественно значимую проблему отношения власти и общества, становясь представителем гражданской общественности, населения области в целом.  

В этом и заключается   назначение «массовой журналистики» [6,8, 10]. На примере большого массива исследований содержания современных российских СМИ теоретики журналистики говорят о том, что хотя  «МК», «КП», «АиФ» концептуально различны, именно издания такого типа снискали наибольшую популярность у широкой аудитории тем, что описывают повседневность, миры простых людей, - то, что и представляет социальную сферу социума [8]. Традиция «народных газет» берет начало с дореволюционной эпохи. Поддержка этой традиции обеспечивает  «АиФ» славу одного из успешных газетных предприятий модернизирующейся России [2, с.30]. В этом контексте основной «заказ»  для редакции – заказ  массовой аудитории, в качестве представителя интересов и защитником которой позиционирует себя еженедельник.    

Сопоставление анализируемого материала с публикациями, составившими начатую «АиФ» серию  «внезапных проверок регионов» свидетельствует об отсутствии каких-либо особых текстологических «примет», отличавших бы публикацию, посвященную Липецкой области. Стиль изложения, критическая направленность, источники информации обнаруживают общность подхода по отношению ко всем регионам, в которые выезжали журналисты.

Вывод 2

В  публикации газеты «Аргументы и факты» от 9 декабря  2015г. «Где искать правду?» не содержатся недостоверные сведения, принцип объективности не нарушен.

Пояснение

В опровержении управления по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области, направленном в редакцию,  указывается  что «Подбор экспертов, интерпретация событий и фактов, а также аргументация, используемая автором материала, говорит о совершенно односторонней, можно сказать заказной,  подаче информации. В материале не представляются несколько точек зрения на одну и ту же проблему, как того требует журналистская этика, а наоборот все события и факты (даже позитивные)  интерпретированы как негативные для региона». 

«Подбор экспертов».  Использование данной терминологии обнаруживает, что   «Аргументы и факты» рассматриваются оппонирующей стороной  в качестве элемента деловой коммуникации, которая имеет свои правила построения. Между тем, речь идет о «народной газете», «массовой журналистике» (см. Пояснение к Выводу 1), для которой характерен иной подбор основных субъектов коммуникации – газета предстает трибуной для «простых людей» [9, 10,11]. Их прямая речь составляет больше четверти объема материала – 1800 знаков

Источниками информации для корреспондента  Виктории Гудковой выступили:  Анатолий Сиротин, руководитель фракции коммунистов в областном Совете депутатов, Александр Пешков, механизатор из Усманского района, Сергей Валетов, президент организации содействия и помощи офицерам и членам их семей «Честь имею», блогер Роман Кришталь, «шестеро крепких мужиков, бывших депутатов Долгоруковского муниципального района», Юрий Сухотерин из села Доброе, общественный активист Василий Андрух.

     «Несколько точек зрения на одну и ту же проблему»,  - это выражение также можно отнести к дискурсу деловой (чтобы не сказать «бюрократической») коммуникации. Очевидно, что в случае с анализируемой публикацией речь идет не о проблеме, решаемой обменом  «точками зрения» или  беседой экспертов. Речь – о нуждах и чаяниях населения области – экология, малый и средний бизнес, справедливый суд  (об этом «кричит» заголовок корреспонденции), речь о том, что властные органы их плохо слышат.

Информационный спор затрагивает вопрос столкновения социальных интересов, вопрос о том, какими способами последние продвигаются в  публичное пространство. В этом, как и во всем остальном, системные субъекты имеют в сравнении с физическими лицами ресурсные преимущества. Областная власть уже вбросила нужную ей информацию о Липецкой области («губернатор Олег Королёв рассказал президенту о том, как хороша социально-экономическая ситуация в этом регионе»). Газета спешит дать слово отдельным гражданам, чем и обеспечивает соблюдение принципа объективности, журналистской этики в целом [5, 6, 12]. Если бы не было этой обратной связи, тогда бы как раз и получилось «односторонняя подача»  темы.

«Интерпретация событий и фактов, а также аргументация, используемая автором материала», как показывает наш анализ, в полной мере соответствует правилам подачи информации, принятым в  «народной газете», в «массовой журналистике». Отправной точкой в формировании профессиональной «книги стилей»,  существующей на любом медиапредприятии, являются особенности потенциальной аудитории.  На восприятие обыденного сознания читателей «АиФ» ориентированы лаконичные форматы (маленький объем материалов), простота, подчеркнутая драматургия изложения, наглядность [9, 11].  Какой бы сложной поднимаемая тема ни была, о ней надо говорить просто и коротко, что и демонстрирует публикация Виктории  Гудковой. 

Подобный стиль определяет особенности подбора фактов. Они  базируются на мнениях простых людей, т.е. несут элемент образного обобщения. Кроме отсыла к конкретным событиям, происшествиям и т.п. факты такого рода содержат информацию о состояниях. Документальность такой информации  обеспечивается  свидетельством «очевидцев», «включенных наблюдателей», которые рассказывают о том, как они живут.  Поэтому любые ответные суждения, которые построены на  статистике, на перечислении частичных мер и  планируемых действий,  логически не могут опровергнуть высказывание о том, что человеку «плохо живется».   Это доказывает направленное в редакцию Опровержение управления по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области. В нем по существу не опровергнуто ни одно из утверждений, приведенных в публикации Виктории Гудковой. 

Линейки типологических соответствий предмета и способов его подачи, а также вариации стандартов стиля  в зависимости от типа источника информации прописаны в учебниках по журналистике [1,2,3,11] и не могут меняться в угоду даже самым благим пожеланиям.    Это означает, к примеру, что таблоидный формат издания не предполагает публикацию опровержений  и работу с его авторами (иначе у критично настроенного издания не осталось бы места для собственных материалов, а работники редакции только бы и занимались доказыванием своей правоты неудовлетворенным оппонентам).

Вывод 3

Настойчивое  оппонирование автору  и изданию, поднимающему общественно значимую тему, может квалифицироваться как воспрепятствование деятельности журналиста. 

 Пояснение

Дело газеты – сигнализировать «снизу», а дело властных органов – не идти в глухую оппозицию в ответ,  закрываясь цифрами самоотчета, а разбираться по существу вопроса, не смещая  при этом акценты на то, кто это сказал, как сказал и пр.

Краткие ответы на поставленные перед экспертом вопросы:

 В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что публикация газеты«Аргументы и факты» от 9 декабря  2015г.«Где искать правду?»  (в Интернет-версии от 11 декабря 2015 года материал опубликован под названием «Оазис неблагополучия».   “АиФ” приехал с проверкой в Липецкую область»),  автор - Виктория Гудкова,

- не является заказной, несущей недостоверные сведения;

    - в ней не содержится нарушений профессиональных и этических стандартов деятельности журналиста.

Литература

 

  1. СМИ в меняющейся России. М., 2010.
  2. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.
  3. Основы творческой деятельности журналиста.  Коллективная монография.  СПб, 2000
  4. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. Автореф.дис.на соиск. ст. докт.н. по спец-ти 10.01.10 «журналистика». М., 1984
  5. Профессиональная этика журналиста:  Документы и справочные материалы / Под ред. Ю.В.Казакова. М., 2004
  6. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001
  7. СМИ в меняющейся России: Коллективная монография. М., 2010
  8. Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. М., 2014
  9. Фролова Т.И.  Человек и его мир в гуманитарной повестке дня. М.,  2009
  10. Фомичева И.Д. СМИ как партиципарная коммуникация. М., 2002
  11. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007
  12. Шайхитдинова С.К. Медиаэтика. Казань, 2007
  13. Шайхитдинова С.К. Экспертиза тестов массовой коммуникации как исследование / Культурологическая экспертиза. Теоретические модели и практический опыт. Коллективная монография / Под ред. В.А. Рабоша, Л.В.Никифоровой, Н.А. Кривич СПб., 2011.  С.243-263 

 

 

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов