Обращение главного редактора газеты "Тихоокеанская звезда" и редактора газеты "Молодой дальневосточник" в связи с просьбой РИЦ "Афина-Паллада" разместить статью на коммерческой основе без пометок "на правах рекламы" на коммерческой основе
Дата принятия: 27 августа 2001 года


РЕШЕНИЕ

БОЛЬШОГО ЖЮРИ

Союза журналистов России

"Об обращении главного редактора газеты "Тихоокеанская звезда" С.А. Торбина (г. Хабаровск) и редактора газеты "Молодой дальневосточник" О.В. Чугуева (г. Хабаровск) в связи с просьбой РИЦ "Афина-Паллада" (г. Москва) разместить на коммерческой основе статьи без пометок "на правах рекламы"

 

Москва 27 августа 2001г. №15

 

Большое Жюри Союза журналистов России на заседании коллегии в составе Сопредседателя Большого Жюри Федотова М.А. (председательствующий), а также членов Большого Жюри Авраамова Д.С., Казакова Ю.В., Копейки А.К., Кучкиной О.А., Мельникова М.А. (ответственный секретарь Большого жюри) и Феофанова Ю.В. рассмотрело обращения главного редактора газеты "Тихоокеанская звезда" С.А. Торбина и редактора газеты "Молодой дальневосточник" О.В. Чугуева.

 

Заявители сообщают, что к ним обратились представители рекламно-информационного центра "Афина-Паллада" с просьбой опубликовать статьи "В регион! И потечет Амур в сторону Каспия" и «Лукоморья больше нет» на платной основе, но без ссылок на то, что текст размещен на правах рекламы. Предложенные для размещения статьи, отмечают заявители, имели заказной характер, содержали скрытую политическую антирекламу в отношении главы администрации Хабаровского края В.И. Ишаева, в связи с чем заявители просили Большое Жюри дать оценку деятельности РИЦ "Афина-Паллада" и заказчиков публикаций с позиции норм профессиональной этики и Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

 

Большое Жюри приняло к сведению согласие заявителей признать юрисдикцию Большого Жюри в отношении как данной конкретной ситуации, так и иных конфликтных ситуаций, предусмотренных мандатом Большого Жюри;

заслушало пояснения заместителя главного редактора газеты "Тихоокеанская звезда" С.Л. Лебедева, редактора газеты "Молодой дальневосточник" О.В. Чугуева, которые заявили, что представленные РИЦ «Афина-Паллада» тексты были выстроены по одному принципу: несколько цифр из областного статотчета, цитата из выступлений главы Администрации Хабаровского края В.И.

Ишаева и на этой основе - негативный комментарий. Размещение политической рекламы, тем более такого свойства, отметили С.Л. Лебедев и О.В.Чугуев, противоречит нормам профессиональной журналистской этики;

заслушало мнение Президента Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) С.Д. Беленкова, заявившего, что действия РИЦ "Афина-Паллада", не являющегося специализированной организацией в области PR, противоречат правилам профессионального поведения в области PR, и одновременно отметившего, что деятельность агентства "Новоком" не вызывала прежде нареканий с момента его вхождения в РАСО. Он заявил также, что РИЦ «Афина-Паллада» не является членом РАСО, а следовательно не связан требованиями Лиссабонского Кодекса профессионального поведения в сфере РR. Что касается РR-агентства «Новоком», то РАСО готово рассмотреть конкретные претензии в его адрес, используя при этом специальные органы саморегулирования: комиссию по этике и общественный комитет по профессиональной сертификации;

заслушало мнение Генерального директора Рекламного совета России (РСР) Д.С.Бадалова, заявившего, что сфера политической рекламы не регулируется законодателем в достаточной степени. Он пояснил, что Рекламный Совет России не занимается и не может заниматься регулированием деятельности в области связей с общественностью. Однако, по его мнению, значительная часть публикаций в СМИ носит заказной характер и не сопровождается пометкой «на правах рекламы» как того требуют Законы РФ «О средствах массовой информации» и "О рекламе";

заслушало мнение заместителя председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике Б.Л. Резника, заявившего, что ему удалось установить причастность РИЦ "Афина-Паллада" и РR–агентства «Новоком» к организации пропагандистской кампании по дискредитации губернатора Хабаровского края В.И.Ишаева. Причиной кампании, по мнению Б.Л. Резника, стала критика В.И. Ишаевым проекта МПС России по строительству железнодорожного моста через Татарский пролив на остров Сахалин. Кроме того, разговор Б.Л.Резника с представителем «Новокома» показал, что там готовы взяться за размещение любой политической рекламы вне зависимости от достоверности ее содержания, причем последнее обстоятельство закладывается «Новокомом» в стоимость заказа.

С сожалением констатировало, что представители РИЦ "Афина-Паллада" фактически уклонились от участия в рассмотрении данного конфликта.

изучило предоставленные участниками заседания документы и материалы;

признало рассмотрение данной конфликтной ситуации соответствующей мандату Большого Жюри Союза журналистов России

и приняло следующее решение:

1. Констатировать, что статьи «В регион!!! Потечет Амур в сторону Каспия» и «Лукоморья больше нет», предложенные РИЦ "Афина-Паллада" для размещения в газетах "Тихоокеанская звезда" и "Молодой дальневосточник", содержат признаки политической антирекламы и так называемого «черного PR».

2. Констатировать, что упомянутые статьи предлагалось опубликовать за плату, но без указания на их рекламный характер. Тем самым РИЦ «Афина-Паллада» игнорировал общепризнанный принцип честности и провоцировал редакции на нарушение положений Законов о СМИ и о рекламе, а также норм журналистской этики.

3. Отметить, что отказ редакций газет "Тихоокеанская звезда" и "Молодой дальневосточник" разместить заказные статьи под видом журналистских материалов создает крайне важный и полезный прецедент профессиональной практики СМИ.

4. Обратить внимание на то, что общепризнанные нормы профессионального поведения в области PR, закрепленные в Афинском, Лиссабонском и иных кодексах, обязывают практикующие агентства воздерживаться от любых действий, которые могут повредить репутации СМИ.

5. Обратиться в Российскую ассоциацию по связям с общественностью и Рекламный совет России с просьбой рассмотреть деятельность РИЦ «Афина-Паллада» и агентства «Новоком» на предмет ее соответствия правилам профессионального поведения.

6. Отметить необходимость законодательного регулирования деятельности, связанной с производством и размещением в СМИ политической рекламы.

7. Просить редакции журналов «Журналист» и «Профессия-журналист» опубликовать настоящее решение.

8. Просить журналистское сообщество довести данное решение до сведения общественности.

 

Председательствующий,

Сопредседатель Большого Жюри

Союза журналистов России

М. А. ФЕДОТОВ

«Черная метка» СМИ

В практике Коллегии так называется письменное уведомление СМИ о поступившей жалобе на его материалы

Редакция СМИ вправе не реагировать на данное уведомление, однако ее ответ или участие в заседании демонстрирует высокий уровень профессиональной культуры и повышает градус доверия к нему со стороны общества. Мы ведем список всех СМИ, на которые поступали жалобы, фиксируем наиболее частых нарушителей и тех, кто игнорирует правила и принципы саморегулирования СМИ. Посмотреть список СМИ