Текст статьи. Часть 2 - Страница 5

Оглавление

Почему русские в России становятся «понаехавшими»? 2-я часть

 

Шаман зовет якутов в прошлое. Можно ли дважды войти в одну реку?

С начала 90-х годов 400 тысяч русских, живущих в Республике Саха (Якутия), считаются гражданами второго сорта. Место первого сорта занимают якуты. Их тоже 400 тысяч

Дмитрий СТЕШИН — 08.08.2007

 

Окончание. Начало в номере за 7 августа

 

Журналист «Комсомолки» побывал в Республике Саха (Якутия) и посмотрел, как там живут русские - «нетитульная» половина населения.

 

Памятник поверженному православию

 

Официально этот памятник посвящен 375-летию вхождения Якутии в состав Российской Федерации. Бронзовый мужик, сидящий верхом на бревне, - основатель Якутска Петр Бекетов,  нареканий ни у кого не вызывает: рубит  что-то у подножия грандиозного сооружения. Но дальше начинается самое интересное: фундамент памятника непростой - древнерусская церквушка. Вот только вместо куполов и положенного креста на нее водружен 20-метровый тотемный столб, сэргэ, увенчанный четырьмя конскими головами.

 

По замыслу создателей памятник должен был наконец-то закрыть собой старинный Преображенский кафедральный собор, построенный на доминанте. В народе эта постмодернистская конструкция восторга не вызвала. Скорее наоборот. Писались коллективные письма в правительство и в Москву, и памятник то прекращали строить, то опять начинали - по принципу «собака лает, караван идет». И сейчас на стройплощадке кран неспешно тягал бетонные плиты - укреплял фундамент хамоватого сооружения. В Департаменте народов и федеративных отношений руководитель Афанасий Мигалкин посоветовал мне «не противопоставлять  и не искать различия». И в утешение мне долго перечислял русские слова, заимствованные из тюркских языков. А по поводу шаманизма сказал как отрезал: «Нравится он кому или нет, но шаманизм есть, и я его запрещать не буду».

 

 Я зашел на воскресную службу в Преображенский собор. Как и говорили мне, якутов  и русских в храме было примерно поровну, и мнение о памятнике было, мягко говоря, любопытное: «Давайте выйдем за ограду храма, и я вам скажу все, что думаю, а здесь такие слова произносить нельзя».

 

В епархии дела духовные отказались комментировать наотрез. Как сообщил мне  секретарь владыки Якутского: «Все-все уехали, вообще все, никого нет в епархии. Вы здесь до понедельника будете? Ну вот, все только в среду приедут». Позиция иерархов церкви в вопросах твердости и сбережения веры меня  удивила в бог знает какой раз. Но Бог им судья. Ситуацию прояснил  один из священнослужителей, правда, взяв  с меня клятву о том, что я и на Страшном суде не открою его имени. По словам батюшки, владыке Зосиме постоянно напоминали об этом памятнике. Но он сказал просто: «Ничего страшного, пусть строят» - и на этом вообще закрыл обсуждение этой темы. Я удивился:

- Почему? Нельзя прощать  врагам веры!

 

Батюшка смиренно ответил:

- Они уже наказаны своим безверием. Вы знаете, что бич северных народов - самоубийства? С недавних пор они вернулись в Якутию. Просто христианская вера такой грех не попускает, а в вере языческой в этом нет ничего страшного. Просто переходишь из одного мира в другой. Якутский народ во имя православия совершил множество духовных подвигов, как ни один другой. Так что и это пройдет. Уже проходит. Не прижились здесь неоязычники, это всем уже понятно.

 

Я удивился:

- Не прижились, но кто-то ставит везде сэргэ, этот памятник опять же в копеечку обойдется!

Батюшка махнул рукой в туманные дали. За спиной бронзового Ленина высился Дом правительства.

- Там поспрошай, и храни тебя Господь.

 

Судя по архитектуре, Департамент народов и федеративных отношений в Республике Саха представляет только один народ - якутский.

 

Незваный журналист

 

Удивительное дело, в июне мне раз десять звонили из Якутии - звали в гости, специальным чартером для журналистов, за счет правительства. Зазывали так настойчиво, что к пятому звонку стало ясно - ерунда какая-то творится в далекой Якутии. Точно. Министерства, департаменты и деканаты ушли в глухую оборону, и пару раз мне намекали: мол, приезжать надо, когда приглашают, а не болтаться по республике без спроса. На любой вопрос следовал ответ: «Мы с вами не будем разговаривать без распоряжения из администрации президента». Плюнув, я начал осваивать вертикаль власти явочным порядком.

 

В Министерстве культуры, куда я заявился инкогнито и без вещей, царила легкая суета. Взад и вперед на вытянутых руках переносились  какие-то  здоровенные картонные макеты юрт и оленьи рога, бегали люди с папками. Наконец, в одном кабинете распахнулась дверь и кто-то звонко крикнул в коридор: «Ура! Минфин дал денег на фильм «Рождение шамана»!» Я пошел на гул голосов разделить радость с работниками культуры. Встретили меня неприветливо:

- Вы кто?

- Журналист «Комсомолки».

- Что вам угодно?

- Хочу поговорить о возрождении шаманизма, православии, духовности, национализме.

- Тут поговорили с одним... Как вы прошли в здание? Если вы не выйдете сейчас же, мы позвоним охране!

 

Я вышел, но не ушел. На лестнице меня догнал парень, Тускул Афанасьев, как он представился, из «Союза Саха Омук». Предложил поговорить откровенно. Мы выбрали коридор потише и подоконник пошире.

 

- Поймите, мы возрождаем нашу культуру, возвращаемся к ее истокам. Мы 400 лет назад совсем не добровольно приняли другую веру. Разумеется, это многим не нравится, но мы не взрываем и не убиваем ради возрождения, и что в этом плохого? Вот объясните, что вас там в России не устраивает?

- Скажу за себя. Меня лично не устраивает, что это делается навязчиво, без учета мнения иных верующих, коих в республике 80%. И мне непонятна конечная цель.

Тускул посмотрел на меня, как на душевнобольного ребенка:

- Народ саха уже ощущает себя нацией, но этого мало. Мы не хотим смотреть, у нас берут все ценное - нефть, алмазы, пушнину, а взамен сбрасывают всякий мусор - ссыльных и уголовников. Слышали выражение: «Якутия - зона без забора»?

 

По словам собеседника, они могли бы и сами прекрасно работать с Западом без посредничества России и российского же безбрежного воровства и колонизаторства. Хотел я напомнить своему собеседнику про разницу между «российским колонизаторством» и западным, рассказать про десять миллионов индейцев или тех же иракцев, которые сейчас в полный рост «сотрудничают с Западом напрямую». Но не стал. Как бы ни звучало это цинично, но такую разницу лучше постигать на практике. Правда, ни России, ни Якутии в этом случае на карте уже не будет.

Учение - свет или все-таки тьма?

 

В Якутский государственный университет я отправился, как метко выразились в Министерстве образования Республики Саха, «с уже сложившимся, предвзятым мнением». Мнение мне «сложил» злокозненный Госкомстат РФ, который знает все. Из скучных цифр вырисовывались любопытные факты. Например, 26% якутов старше 15 лет имеют высшее образование, а образованных русских лишь 14%.  В Якутске мне не раз жаловались, что русскому невозможно поступить на бесплатное обучение в вуз. Клевета, уверяли меня в администрации президента, такой статистики никто не ведет! Однако по таблице № 10 Госкомстата «Население отдельных национальностей по источникам средств к существованию» 5127 якутов получают стипендию, а русских стипендиатов всего 271 человек...

 

И русским, и якутам не нравится, что фундаментом для тотемного столба будет православная часовня. Креста на этом сооружении не предусмотрено, только лошадиные головы.

 

Я битый час бродил по двум корпусам ЯГУ, и  среди поступающих нашел только двух русских абитуриентов.  Толстая и некрасивая  отличница из Мирного говорить со мной не захотела по банальной причине: «Не хочу вылететь с первого курса». Зато со мной пообщался отец абитуриента из Нюрбы. В прошлом году у него поступала дочь-медалистка на таможенное дело. В приемной комиссии сказали, что  мест нет, а потом неосмотрительно вывесили список с несколькими зачисленными.

 

Мой собеседник успел этот список сорвать. Скандал закончился тем, что дочери пришлось подавать документы в Воронежский университет. Ни Питер, ни Москву семья не потянула, а про поступление в якутские вузы можно было забыть. К поступлению сына готовились основательнее - он целый год  учил якутский язык. На собеседовании очень удивились, поинтересовались национальностью и документы взяли.

 

В ректорате о национальной политике ЯГУ со мной говорить отказались, отправили обратно в Министерство образования, но, на мое счастье, со мной согласилась пообщаться Евгения Михайлова, вице-президент республики, чиновник с огромным педагогическим стажем. Разговор у нас получился странный - слепого с глухим.

 

- Вот мне только что прислали ответ из Госкомстата. В нем написано, что государственная статистика РФ не занимается такими вопросами. Поэтому утверждение, что якутов, получающих высшее образование, в два раза больше, чем русских, не имеет под  собой основания.

- Хорошо, допустим, не занимается. Но я так и не понял, почему среди абитуриентов, поступающих в ЯГУ в этом году, я нашел всего двух русских ребят.

- Может быть, вы не в то время зашли?

- Я два или три раза заходил.

- Если вы увидели в университете двух якутов и одного русского, это не дает вам права утверждать, что только якуты поступают в университет.

 

Мы сами во всем виноваты

 

В последний день командировки я уехал за Лену, к настоящему якутскому казаку Руслану Хмелеву. Атаман восстанавливает не декоративно-городской, а самый настоящий казацкий курень Хатасский Наслег. Мы сидели на лавочке над почти что бездонным обрывом и смотрели, как в Лену садится солнце. Атаман говорил, я слушал:

- Пассивность меня и убивает, и объясняет, почему мы, русские, находимся по всей империи в таком плачевном и жалком состоянии. Это Господь дает нам такие испытания, и мы расплачиваемся.

 

Здесь национализм идет сверху. Положение русских внизу в целом не самое плохое. То, что наверху кричат, мол, русские - завоеватели, это уровень трепа, не более. Говорил я тут с якутским националистом... (Атаман повел могучими плечами.) Умные люди всегда договорятся. Вот я его спрашиваю: сколько было якутов по первой ясачной переписи? Три тысячи пятьсот душ, а сейчас почти 500 тысяч. Разницу чуешь? Математическую? Вот ты стоишь передо мной. Якут, знаешь свой родной язык. У тебя есть культура - якутские художники и писатели, якутский театр и газеты... Какие мы тебе завоеватели, мы братья! Он подумал-подумал и говорит: ты прав! А эта легенда знаменитая...  Якобы в середине 90-х какой-то якут кричал в автобусе: «Мы все с папками будем ходить, а вы с метлами!» Мало кто знает, какая концовка у этой легенды. Так вот  старый якут так и сказал этому пассажиру: «Если они (русские. - Прим. авт.) отсюда уедут, тебе метелка не понадобится, ты забудешь, что это такое!» В общем, парень этот вышел на следующей остановке, стыдно ему стало. А все поехали дальше, в одном автобусе - и русские, и якуты.

 

КОМПЕТЕНТНО

 

Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ, член «Общественной палаты»: Национальные республики - кормушка для местных кланов.

 

- Мина была заложена германскими романтиками. От них идею «права наций на самоопределение» перенял Бисмарк, который эту идею воплотил в жизнь, слепив из множества княжеств единую Германию.  Идею переняли и русские большевики, увидевшие в «национально-освободительной борьбе» возможность развалить государства и весь капиталистический мир.

 

Давняя мина сработала, как только в 1991 г. лопнули проржавевшие скрепы КПСС. Деструктивное прилагательное «титульный» было мгновенно подхвачено советской номенклатурой, занявшейся «национализацией» власти.

 

Укрепление России в путинский период пригасило этот энтузиазм, но он никуда не исчез. Подогреваемые из-за рубежа попытки раскрутить финно-угорский мотив «угнетенности», к счастью, не дали сколько-нибудь существенного результата. В Татарстане Шаймиеву удалось охладить наиболее горячие головы. Но казанский журналист яростно убеждал меня, что латиница гораздо лучше  передает оттенки произношения татарских слов, чем кириллица! А у входа в мечеть в Набережных Челнах на вопрос, заданный по-русски, можно услышать: «Вы тут в гостях, говорите по-татарски!» Удалить ядовитые сорняки можно только одним способом - признать наконец, что есть только одна нация - Россия, в которой мирно сосуществуют и развиваются крупные и малочисленные этнокультурные общности.

 

Якутия президента Штырова стоит особняком, тенденция выдавливания неякутов из системы управления и системы высшего образования подтверждается немалым числом компетентных якутов по крови, осознающих себя и гражданами России.

 

Мало кто обращает внимание на факт, что практически вся прибыль от продажи алмазов возвращается в Якутию в виде субсидий из федерального бюджета, обеспечивая там наивысший уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя - свыше 50 тыс. руб. в год (в соседней Магаданской области в два с половиной раза меньше). Все сливки с этого потока снимает местная семейно-клановая бюрократия. Теоретически есть путь искусственного, нажимного изменения ситуации, но он чреват  неприятностями. Есть другой путь - вхождение на территорию агентов экономического развития, будь то госмонополии или частные корпорации, тесно сопряженные с общегосударственными интересами и в минимальной степени зависящие от локальных элит.

 

И есть основания полагать, что в ближайшие годы изменения пойдут именно этим путем. Тогда пережитки «минной» операции полуторавековой давности вроде нелепой практики заключения договоров между органическим целым и органическими его частями отомрут так же, как рано или поздно отмирают все пустые формы. 

 

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

 

Заместитель начальника УФНС Республики Саха Никита Ли-Фу сообщил корреспонденту «КП», что регистрация «Русской общины» будет восстановлена в ближайшее время. Вместо «неправильного» ИНН, из-за которого организацию лишили статуса юридического лица, общине будет присвоен новый, «правильный». На вопрос, кто мог изменить ИНН общины, чиновник ответил: «Никто, это технический сбой».

 

 

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов