Все чаще можно увидеть, как блогосфера встает на один уровень с журналистикой по охвату аудитории и скорости распространения информации, а иногда и обгоняет ее.

Одна публикация у крупного блогера по охватам может достигать десятков и даже сотен тысяч просмотров и/или прочтений, что оказывается едва ли не больше, чем у среднестатистического издания. При этом рамки морали и нравственности сужаются до взглядов одного человека – блогер руководствуется собственным мнением и интересом аудитории. Мы часто можем наблюдать откровенный поток дезинформации со страниц блогов.

В Америке это поняли довольно давно и предложили определить базовые этические стандарты для блогеров.

Дело было в далеком 2007, когда американский издатель, основатель агентства O’Reilly, активист движения за открытое программное обеспечение и идеолог концепции Веб 2.0 Тим О’Райли предложил укреплять цивилизованность в сети путем модерации собственного поведения и своих комментариев в отношении других людей. Катализатором такого предложения стал инцидент с угрозами в адрес блогера Кэти Сиерры – в 2007 году ей стали поступать анонимные угрозы в ее союственном блоге и по электронной почте; позже оказалось, что за ними стоял небезысвестный «интернет тролль» Эндрю Аейрхаймер. Это сейчас мы называем блогерами людей со значительным количеством подписчиков в Фейсбуке, Твиттере или Инстаграме, а больше 10 лет назад блоги в интернете были наиболее популярными, если не сказать единственными, видами блогинга. Собственно, о них в первую очередь и говорил О’Райли. Хотя рекомендации можно смело относить и применять к сегодняшним видам блогосферы и разным платформам.

Первыми, кто написал об идее Тима O’Райли создать подобный Кодекс, были ВВС. Тогда они цитировали издателя: «Я действительно думаю, что нам нужен какой-то кодекс, который будет определять приемлемое поведение, и я надеюсь, что это будет не регулирование [со стороны], а саморегулирование».

Об инициативе также написали на родине издателя – в Ирландии и продолжили обсуждать Кодекс и последующие годы.

В июле 2011 года 10 знаменитых блогеров в Непале подписали Кодекс поведения (The Code of Conduct)

Кодекс начинается со слов: «Мы празднуем существование блогосферы, потому что дарит нам возможность открытого и честного диалога. Но откровенность не исключает вежливость. Мы представляем вам Кодекс поведения блогера в надежде, что он поможет создать культуру, которая поощряет как личное самовыражение, так и конструктивный разговор».

1. Мы несем ответственность свои слова и комментарии, которые оставляем в блогах.

Мы определяем неприемлемый контент как нечто, включающее в себя:

- Оскорбления, угрозы, преследования;

- Клевета, заведомо ложная информация или искажения;

- Нарушение авторского права или товарного знака;

- Нарушение конфиденциальности;

- Нарушения границ личной жизни других людей.

Наши определения не ограничиваются этим списком, мы определяем, что является неприемлемым, от кейса к кейсу. Если мы удаляем комментарий или ссылку, мы обязательно объясним, почему мы это сделали.

2. Мы не будем говорить в интернете того, чего не сказали бы лично.

3. Мы общаемся лично, прежде чем высказаться публично.

4. Когда мы считаем, что кто-то несправедливо нападет на другого, мы предпринимаем действия.

Когда человек публикует оскорбительные комментарии или сообщения в блоге, мы сообщаем им об этом – лучше в частном порядке.

5. Мы не позволяем оставлять комментарии анонимно.

Мы требуем, чтобы комментаторы предоставляли реальный адрес электронной почты, прежде чем они смогут публиковать комментарии, хотя мы позволяем использовать комментаторам не реальные имена, а никнеймы.

6. Мы игнорируем троллей.

То есть предпочитаем не отвечать на неприятные провоцирующие комментарии о нас или нашем блоге. Мы считаем, что кормление троллей только поощряет их. Как говорится, «никогда не боритесь со свиньей – вы оба пачкаетесь, но свинье это нравится». Игнорировать публичные атаки чаще всего является лучшим способом их контроля.

За 12 лет многое изменилось в жизни мировой сети. Различные организации предлагали свои версии Кодекса. Однако базовые правила и нормы остаются актуальными и по сей день.

Рамки морали и нравственности не зависят от технологий, платформ и форм распространения информации.

Поделиться в социальных сетях

Подать жалобу

Укрепление негативных стереотипов, искажение высказываний, изложение несуществующих фактов, сокрытие истинной информации, необоснованное обвинение, публикация за взятку или взятка за непубликацию - жалуйтесь, если ваши права были нарушены, а интересы ущемлены прессой!
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Сайт Фонда президентских грантов