Коллегия получила жалобу на репортаж сургутского телеканала SITV.RU "Есть ли жизнь после секты?"

Гражданин Сергей Шуйский обратился в Коллегию по жалобам на прессу с просьбой оценить репортаж регионального телеканала в Сургуте SITV.RU под названием "Есть ли жизнь после секты?": почему несколько сотен сургутян вступили в запрещенную в России организацию". 

По мнению заявителя, данный материал не соответствует действительности, создает у читателя негативный образ о религиозном учении Свидетели Иеговы, приводит читателя к негативным выводам на основании недостоверной информации. Умышленное манипулирование информацией вводит читателей в заблуждение.

Кроме того, в отношении религиозного объединения используется недопустимый термин "секта", слово имеет презрительный и уничижительный оттенок и употребляются в обычно в бытовой.

 

 ТЕКСТ ЖАЛОБЫ

Фамилия, Имя, Отчество
заявителя

Шуйский Сергей Николаевич

Название газеты, журнала, иного СМИ адресата жалобы

SITV.RU. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-75371 от 25.03.2019

Дата публикации материала

22.02.2019

Заголовок, название материала

«Есть ли жизнь после секты?»: почему несколько сотен сургутян вступили в запрещенную в России организацию.

Фамилия автора оспариваемого материала

Мария Лебига

Адрес материала в Интернете

https://sitv.ru/arhiv/news/est-li-zhizn-posle-sekty-pochemu-neskolko-soten-surgutyan-vstupili-v-zapreshhennuyu-v-rossii-organizacziyu/

 

22.02.2019 года, на региональном телеканале SITV.RU. вышел репортаж «Есть ли жизнь после секты?»: почему несколько сотен сургутян вступили в запрещенную в России организацию.

Данный материал не соответствует действительности, создает у читателя негативный образ о религиозном учении Свидетели Иеговы, приводит читателя к негативным выводам на основании недостоверной информации. Умышленное манипулирование информацией вводит читателей в заблуждение.

  1. Изображение, представленное в оспариваемом материале, не имеет отношение к Свидетелям Иеговы.

С 2 минуты 05 секунды до 2 минут 20 секунд материала показывается сюжет какого- то религиозного обряда, не имеющего отношения к Свидетелям Иеговы, хотя в этот момент преподносится информация о Свидетелях Иеговы.

С 4 минуты 40 секунды до 5 минуты вновь происходит манипулирование видеоматериалом, не имеющим отношения к Свидетелям Иеговы. Хотя во время его трансляции речь идет о Свидетелях Иеговы.

  1. Заголовок носит оскорбительный характер.

В оспариваемом материале имеется заголовок ««Есть ли жизнь после секты?»: почему несколько сотен сургутян вступили в запрещенную в России организацию». Термин «секта» применительно к Свидетелям Иеговы несет оскорбительный характер. Секта - это Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. Обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах.

Один руководящий служащий города Санкт-Петербурга сказал: «Свидетели Иеговы представлялись нам подпольной, сидящей во тьме сектой, члены которой безжалостно убивают детей и совершают самоубийства». Однако люди в России недавно узнали лучше подлинный характер и качества Свидетелей Иеговы. Поработав со Свидетелями в проведении международного конгресса, тот же служащий отметил: «Я вижу перед собой нормальных, улыбающихся людей, которые даже лучше многих известных мне людей. Они мирны, спокойны и очень любят друг друга». Он продолжил: «Я искренне не понимаю, почему люди говорят о них такую ложь».

Свидетели Иеговы не проводят ритуальных встреч и не скрывают свое поклонение в тайне. Писательница Джулия Митчелл Корбетт (не Свидетель Иеговы) пишет о них: «Встречаясь в Залах Царства (их места встречи не называются церковью) обычно неоднократно в течение недели, они проводят бо́льшую часть времени в изучении Библии и обсуждениях». Места, где они встречаются, ясно обозначены. Встречи открытые, посетить их приглашаются абсолютно все люди. Неожиданные гости принимаются более чем приветливо.

«Свидетели завоевали репутацию честных, обходительных и трудолюбивых людей»,– добавляет Корбетт в своей книге «Религия в Америке» (англ.). Многие не Свидетели охотно признаю́т, что в Свидетелях Иеговы нет ничего странного или эксцентричного. Их поведение не противоречит общепринятым нормам поведения. В «Новой британской энциклопедии» (англ.) написано, что Свидетели «настаивают на соблюдении в личном поведении высоконравственных законов».

Редактор документальных репортажей и специальных передач одной телевизионной станции в Соединенных Штатах прислал Свидетелям Иеговы письмо в ответ на заведомо отрицательное мнение о них, высказанное в документальном тележурнале «60 минут». Он написал: «Если бы так, как живет ваша вера, жило больше людей, эта страна не была бы в том состоянии, в котором она находится. Я – из тех репортеров, которые знают, что ваша организация основывается на любви и сильной вере в Создателя. Я хочу, чтобы вы знали: не все репортеры относятся к вам с предубеждением».

Свидетелей Иеговы далеко не назовешь маленькой сектой, придерживающейся крайних взглядов. Весной 1993 года Вечерю воспоминания смерти Христа посетило свыше 11 миллионов человек. Важнее, чем численность, их нравственный облик и образцовое поведение, которыми они прославились во всем мире. Несомненно, это повлияло на то, что во многих странах они получили официальное признание как общеизвестная, нормальная религия.

Особого внимания заслуживает постановление Европейской комиссии по правам человека. В нем заявлялось, что Свидетели имеют право на свободу мысли, совести, религии и право говорить о своей вере с другими и учить ей других. Вряд ли такое заключение было бы сделано, если бы Свидетели Иеговы применяли обманные и неэтичные приемы вербовки членов или прибегали к хитрым методам, чтобы овладеть мышлением своих последователей.

«Понятия «секта», «сектантство» и «сектанты» не имеют четкого научного определения, которое бы жестко обозначало содержание и смысл этих понятий и было бы общепринятым в светской науке. Поскольку эти понятия не имеют научного определения, то они отсутствуют как в международном, так и в российском законодательстве…. Абсолютное большинство отечественных религиоведов использует лингвистически нейтральные термины, которые определены в законодательстве, — «религиозное объединение», «религиозная организация», «религиозная группа», либо «новое религиозное направление», «культ».

Термин «секта» и производные от него термины имеют, как правило, презрительный и уничижительный оттенок и употребляются в обычно в бытовой, а иногда и в политической полемике. В законодательстве РФ также не существует такого понятия как «секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет, безусловно, негативную смысловую нагрузку, а его употребление может оскорбить чувства верующих. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и Большое жюри Союза журналистов РФ не раз отмечали, что неоправданное использование данного термина в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам морали и этики (Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ № 4 (138) от 12 февраля 1998г., Решение общественной коллегии по жалобам на прессу от 27 ноября 2006 г., Решение Большого жюри Союза журналистов РФ от 18 ноября 2004 № 42).

В соответствии с Медиаэтическими стандартами Коллегии Народ в целом и отдельные граждане имеют право на получение достоверной, точной, полной и непредвзято поданной информации, способствующей формированию у каждого из тех, кто имеет дело с журналистской продукцией, адекватной картины мира. Журналист отвечает собственным именем за точность и полноту информации о фактах, а также за честное, добросовестное, непредвзятое освещение текущих событий в том контексте, в котором информация об этих фактах и событиях приобретает смысл для конкретного гражданина, отдельной социальной группы, общества в целом.

Согласно Декларации принципов поведения журналиста Международной Федерации Журналистов пункта 8. Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями: - плагиат; - умышленное искажение фактов;

  1. Основание репортажа.

Из данного репортажа не было понятно, является ли основание к осуждению деятельности свидетелей Иеговы юридическим или нравственным. Например. В ярком негативном свете выставлен факт, что СИ якобы «разговаривали о Боге на остановках». Не совсем понятно, что имеет в виду автор репортажа. Имеется ли в виду нарушение закона РФ, если да то какого? Подразумевается ли нарушение, каких то духовно нравственных и этических норм, если да то каких? Кем эти нормы написаны? Подобные утверждения вводят в заблуждение зрителей, выставляя явно в негативно свете представителей определенной религии, не подкрепляя свои доводы, правовыми или этическими аргументами.

С уважением,
Шуйский С.Н

Поделиться в социальных сетях

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов