Нужны ли журналистам руководства по работе в соцсетях? Перевод статьи Medium

Перевод на русский язык публикации Райана Герреро "Вопросы журналистской этики в социальных сетях: "Руководства даны нам для того, чтобы помочь стать лучшими журналистами".

В нынешний век профессиональные журналисты делят информационное поле с блогерами и активными пользователями социальных сетей. Тем не менее, есть некоторая тревожность относительно того, что журналисты могут сказать в социальных сетях – как на профессиональных, так и на личных страницах. 

В то время как многие новостные медиа поощряют своих сотрудников использовать социальные сети для сбора информации и создания личного бренда, посты журналистов могут выставить их не в лучшем свете.

И мы видели такие примеры много раз за последние годы – от выражений журналиста своих политических убеждений до оскорбительных комментариев. В связи с этим, есть потребность в этических рамках, которые позволят журналистам присутствовать и работать в социальных сетях, но будут накладывать разумные ограничения на личные комментарии.

По мере того, как журналисты создают все больше и больше контента в социальных сетях, распространяется и рекомендательные принципы. Например, Общество профессиональных журналистов (SPJ) заявляет, что «настоятельно рекомендует своим руководителям и членам организации регулярно использовать социальные сети для общения не только между собой, но и с журналистским сообществом».

В январе 2018 года новостная организация Burlington Free Press уволила исполнительного директора Дениса Финли после его серии комментариев в Твиттере. Он написал, что добавление в водительские права третьей гендерной опции (это было предложение штата Вермонт) «делает нас на один шаг ближе к апокалипсису». В апреле того же года был уволен обозреватель газеты The Atlantic Кевин Уильямсон за твиты про аборт. Он писал, что женщина, которая делает аборт, должна рассматриваться как убийца и подлежать смертной казни.

Эти истории подняли важный вопрос – какова роль журналиста в социальных сетях?

«Я думаю, все зависит от платформы, на которой вы находитесь и от того, какое влияние вы имеете», – говорит Юми Уилсон, доцент кафедры журналистики в государственном университете Сан-Франциско.

«У каждой соцсети свой подход. Например, Фейсбук остается личным, Инстаграм – наполовину личный, наполовину рабочий, а в Твиттере вы выражаете свое мнение и мысли в уважительной и осторожной манере».

(Стоит сказать, что в разных странах распределение ролей между социальными сетями может меняться. Например, в России Фейсбук зачастую выполняет публичную функцию, а вот ВКонтакте – скорее личную, – прим. ред.)

Как журналист в социальных сетях вы должны подумать, действительно ли вы хотите это сказать публично онлайн. Стоит остановиться и подумать: «Это то, чем я действительно хочу поделиться с миром? Не наврежу ли я кому-то этим комментарием?» Как журналисты, мы можем влиять на других – и это роль, с которой стоит быть предельно осторожным. Нужно найти баланс между комментариями и мнением в социальных сетях.

В октябре 2017 года The New York Times объявила об обновленном и расширенном руководстве для журналистов, в которое вошли рекомендации по использованию социальных сетей.

«Новые принципы подчеркивают важность той роли, которую социальные сети играют в журналистике в наши дни, и призывают журналистов проявлять особую осторожность, чтобы не высказывать фанатичных мнений или вносить дополнительную оценку в темы, освещаемые изданием», – говорит NYT.

Вот некоторые из принципов, освещенных в руководстве:

- В сообщениях в соцсетях наши журналисты не должны высказывать фанатичных мнений, продвигать политические взгляды, поддерживать кандидатов, оставлять оскорбительные комментарии или делать что-то, что подрывает репутацию The Times.

- Наши журналисты должны помнить о том, что они обязаны оставаться солидарными в вопросах, которые объективно освещает издание.

- Руководство распространяется на всех сотрудников, включая тех, кто не занимается освещением политических вопросов.

- Мы считаем, что вся деятельность наших журналистов в социальных сетях попадает под эту редакционную политику. Хотя вы можете думать, что ваша страница в Фейсбуке, Твитере, Инстаграме или Снэпчате являются частными щонами, все, что мы публикуем или «лайкаем» в интернете, в какой-то степени общедоступно. Все, что мы делаем публично, вероятнее всего будет связано с изданием.

Потребители получают сегодня новости на смартфонах настолько быстро, насколько их может написать автор. При этом граждане теперь играет важную роль и в самой журналистике, потому что могут принимать непосредственное участие в создании новостей благодаря социальным сетям. Платформы вроде Medium, WordPress, Twitter, YouTube позволяют обычным пользователям создавать собственный новостной контент и обмениваться им с более крупными источниками новостей и СМИ. И это создает определенного рода проблему. Что определяет журналиста?

Растущее влияние и важность соцсетей в журналистике показывает важность установления гайдлайнов и правил для журналистов. Однако не все с этим согласны.

Журналист Дэниел Петти в статье, опубликованной в газете Denver Post, ставит под сомнение вопрос о том, разрушают ли социальные сети новости. Он заявляет, что «социальные сети предоставили нам доступ к огромному количеству информации, и это изменило наше восприятие и разрушило бизнес-модель качественной журналистики». Такие журналисты как Петти признают, что соцсети играют важную роль в СМИ сегодня, однако, считает он, это негативно влияет на манеру подачи информации журналистами. Все заголовки выглядят почти идентично. «Клики приводят вас, дорогой читатель, на сайты, которые приносят нам рекламный доход, который нужен нам, чтобы выживать», – пишет Петти в своей статье.

«Мы оказались в ловушке этого порочного круга: больше постов с кликабельными заголовками – больше кликов и, соответственно, выручки».

Другие же считают, что принципы поведения журналистов в социальных сетях должны быть вообще исключены, а журналисты не должны быть наказаны за собственные посты. В статье для газеты The Atlantic журналист Конор Фридерсдорф говорит, что «те, кто подвергался угрозам смерти, преследованиям, увольнению и массовым потокам цифровой ненависти, были признаны злыми одиозными людьми. Они совершили ошибки, которые оказались виральными, и это сложно было предвидеть заранее». Хотя многие могут поспорить с Фридерсдорфом, безопасность журналистов по-прежнему важна. Своды правил – это самый простой способ для журналистов разумно и эффективно использовать социальные сети, не нанося ущерб собственной репутации или репутации организации.

Наши слова оказывают огромное влияние не только на нас самих, но и на наших коллег и общественность. Хотя журналисты имеют право на конфиденциальность в интернете, важно помнить, что журналистика – это баланс между правом общества на неприкосновенность частной жизни и также его правом на информацию.

Этические вопросы соцсетей могут быть урегулированы и в настоящее время они уже находятся на пути развития дальше, чем мы могли себе представить. В то время как популярность социальных сетей растет, пользователи уже научились отличать плохое от хорошего и понимают, что есть качественная журналистика. Руководства в данном случае не для того, чтобы лишить нас права на свободу слова или информации. Они здесь для, чтобы помочь нам стать лучшими журналистами и гражданами мира.

Перевод статьи Райана Герреро
Оригинал: https://medium.com/@ryan.guerrero/the-ethical-issues-of-social-media-in-journalism-430c85ca8fd1

 Данная публикация подготовлена в рамках проекта, финансируемого  за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов  Перевод статьи: Алена Болдырева

 

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов