ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ И ПРАВА
The Institute of Religion and Law
115035, Москва,
3-й Кадашевский пер.,
д. 5, стр. 5
Тел.: (495) 953-76-10
Факс: (495) 953-75-63
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Web-site: www.sclj.ru
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
С П Е Ц И А Л И С Т А
Основание производства заключения
Настоящее заключение выполнено по запросу Общественной коллегии по жалобам на прессу.
Данные о специалисте
Настоящее заключение выполнено религиоведом и социологом, директором Института религии и права, старшим научным сотрудником Института Европы РАН, кандидатом философских наук Лункиным Романом Николаевичем, имеющим стаж работы по специальности 10 лет, автора и соавтора более 50 научных публикаций, в том числе изданий – «Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России» (М.-СПб., 2002) и «Атлас современной религиозной жизни России» (Тома I-III. М.-СПб., 2005-2008).
На исследование был представлен следующий материал:
Видеосюжет, продолжительностью 7 мин. 19 секунд, вышедший 12 октября в 12-30 в эфире телеканала «Россия» в программе «Вести: Дежурная часть» (автор сюжета - журналист Ярослав Ярославцев).
В предложенном материале были распространены сведения следующего содержания, касающиеся религиозной организации Церкви христиан веры евангельской (ХВЕ) «Свет Пробуждения» города Барнаула Алтайского края, зарегистрированной в установленном законом порядке:
в видеосюжете, посвященном Церкви «Свет Пробуждения», демонстрировались кадры с представителями других религиозных организаций, Церковь «Свет Пробуждения» ассоциировались с этими организациями, автор сюжета называл и эти организации, и Церковь «Свет Пробуждения» «сектой», все отрицательные черты «сект» и организаций, показанных в сюжете (в частности, прямо называлась лишь организация «Свидетелей Иеговы») приписывались также Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения».
Перед специалистом были поставлены следующие вопросы:
1. Представители каких религиозных организаций показаны в приведенном видеосюжете (автор - журналист Ярослав Ярославцев) программы «Вести: Дежурная часть» телеканала «Россия» на фоне комментариев о Церкви «Свет Пробуждения»?
2. Содержатся ли в приведенных материалах о других религиозных организациях негативные высказывания и ассоциации, которые связываются с Церковью «Свет Пробуждения» и ее деятельностью? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация и задевает ли озвученная информация честь и достоинство Церкви, ее руководителей и прихожан?
3. Каково определение термина «секта», примененного по отношению к Церкви «Свет Пробуждения», и носит ли этот термин негативный характер?
При производстве заключения были использованы методы социологического и религиоведческого анализа.
Исследование
1. Представители каких религиозных организаций показаны в приведенном видеосюжете (автор - журналист Ярослав Ярославцев) программы «Вести: Дежурная часть» телеканала «Россия» на фоне комментариев о Церкви «Свет Пробуждения»? Имеют ли эти религиозные организации какое-либо отношение к протестантской Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения»?
В видеосюжете, продолжительностью 7 мин. 19 секунд, вышедшем 12 октября в 12-30 в эфире телеканала «Россия» в программе «Вести: Дежурная часть» (автор сюжета - журналист Ярослав Ярославцев) транслируется видео с молениями верующих и служителей, просто стоящих на улице представителей следующих религиозных движений: Великое Белое Братство, Церковь Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники), Свидетели Иеговы, Общество Сознания Кришны.
После высказываний действующего лица сюжета Веры Пенкиной, матери Юриной, о том, что Церковь ХВЕ «Свет Пробуждения» является «сектой», был продемонстрирован видеоряд с картинкой, где отдельно представлены стоящие на улице верующие, моления верующих и служителей Белого Братства, Церкви Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники), Свидетелей Иеговы. На протяжении сюжета эта картинка повторяется три раза.
Представители Великого Белого Братства стоят на улице в характерных белых одеждах с надписью на груди «Мария Дэви Христос».
Справка о Великом Белом Братстве: Белое Братство, как считают его последователи, было основано «живым богом» - Марией Дэви Христос. Пришествие Марии Дэви Христос (соединение Христа и Богородицы во время клинической смерти Марины Цвигун) совершилось 11 апреля 1990 года, а формирование Белого Братства или «мессианский путь Матери Мира – Марии Дэви Христос» начался 1 июня 1990 года. За несколько первых лет существования Белого Братства Мариной Цвигун и Юрием Кривоноговым была создана разветвленная система общин в России и на Украине. Личная жизнь верующих была регламентирована аскетическими правилами – ограничениями в пище, сне и в общении с «неверными», которые не поддерживают учения Юсмалос. Организация отличалась жесткой централизацией, строгой моральной и бытовой дисциплиной и подчинением старшим – «посвященным».
В 1993 г. руководство ВББ осуществляли 12 «апостолов», которые назначали в каждом крупном регионе старшего (специального названия нет), последователи делились на «круги» в соответствии со степенью посвящения и идеологической стойкостью. Ради конспирации контакты между «кругами» допускались только через доверенных связных. Каждый «круг» возглавлялся своим «координатором». В общинах Белого Братства была заведена жесткая дисциплина: низшую ступень в группах занимали «круги» «отлученных». К «отлученным» относились последователи, проявившие сомнение или наказанные за активность их родственников в антисектантских организациях.
В октябре 1993 года практически все члены ВББ съехались в Киев, где в ожидании «конца света» захватили собор св. Софии. По словам самих членов Братства, в ожидании катастрофы группа юсмалиан (чуть более 10 человек) просто купила билеты в св. Софию, которая была музеем, и начала молиться в православном храме.
Однако проникновение «белых братьев» в своих белых одеждах в св. Софию вызвало негативную реакцию со стороны властей и общественности. Кривоногов и Цвигун, а также наиболее активные члены движения были арестованы киевской милицией, поскольку деятельность ВББ на территории Украины уже тогда была запрещена. Арестованные вели себя в заключении мужественно, от убеждений не отказывались, голодали. Большинство из них было освобождено (кроме Кривоногова, Цвигун и их ближайшего сподвижника, главного хозяйственника-администратора апостола Петра Ковальчука, будущего Иоанна-Петра Второго). В феврале 1996 года Киевский суд приговорил Марию Дэви Христос к 4-летнему заключению, Кривоногова-Юоана Свами к 7-летнему и апостола Петра Ковальчука к 6-летнему тюремному заключению. В 1993-1997 гг. Марина Цвигун и Кривоногов находились в заключении, затем Белое Братство возобновило свою полуподпольную деятельность (См.: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2006, том IV).
Представители Церкви Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники) также показаны в характерных богослужебных одеждах, продемонстрирован отрывок из богослужения богородичников с их священниками.
Справка о Церкви Божией Матери Державной: Православие богородичной ветви, как себя называют последователи Церкви Божией Матери Державная, родилось официально в 1990 году и было зарегистрировано как общественно-просветительская организация. 31 июля 1992 года появилось первое церковное объединение - в Московском городском управлении юстиции был зарегистрирован устав Общины церкви Божией Матери Преображающейся. Пророческое служение Вениамина Береславского, которое стало основанием для «богородичной ветви православия», началось в 1984 г. в Смоленске перед иконой Божией Матери Одигитрии. Там, в кафедральном соборе Смоленска, Береславскому было "видение". Он трактовал его как откровение Богородицы, которая начала пророчествовать через него. В начале 90-х гг. у Богородичной Церкви без труда обнаруживались признаки нового религиозного движения «тоталитарного типа». Деятельность ЦБМД имела громкий общественный резонанс, и не только в Москве, но и по всей России. Прокуратурой г. Москвы в 1994-1996 гг. расследовалось уголовное дело в отношении руководителей и активных участников общественного объединения "Фонд Новой Святой Руси" ("Богородичный Центр"). Основанием для его возбуждения послужили результаты проверки обращения московского общественного Комитета по спасению молодежи, состоящего из сторонников РПЦ, об отрицательном воздействии деятельности "Богородичного Центра" на здоровье граждан. По делу опрошено большое количество свидетелей, со слов которых были выделены следующие требования, предъявляемые в ЦБМД к новообращенным: отказ от белковой пищи, сон в течение 3-5 часов, самоустранение от просмотра телепередач, чтения литературы, издаваемой помимо центра, непочтительное отношение к матери, резкое похудание, уход из дома, отказ от работы и учебы. Представителями комитета приводились многочисленные примеры людей, которые были психологически подавлены и замкнуты после некоторого времени, проведенного в богородичной общине. Очевидцы подчеркивают, что на собраниях ЦБМД человека окружала экспрессивная эмоциональная атмосфера, крики, монотонные молитвы, призывы отказаться от всего мира, от семьи, а свою мать проклясть с помощью формулы, содержащей нецензурную лексику, чтобы ничто не мешало спасению человека. Целый ряд московских приходов РПЦ занимались реабилитацией «жертв» богородичной церкви, которые агрессивно относились ко всему окружающему. В конце 90-х гг. многие богородичники признавали, что крайности и перегибы в первые годы существования Церкви Божией Матери были, в том числе и самая скандальная крайность в их церковной практике – молитва-обет «проклятие матери». Кроме того, в крайне эмоциональных и часто стилистически грубых пророчествах Иоанна Береславского упоминалось о необходимости постояннных ночных и утренних (около 4 утра) молитв, сотен коленопреклонений и послушании (если не жесткого подчинения) своим духовным наставникам. К 2000 году богородичники отказались от строгой аскетической практики как изжившей себя (См.: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2004, том I).
Особый акцент в приведенном сюжете делается на Свидетелях Иеговы. Продемонстрирован один из журналов, которые издают Свидетели Иеговы, собрание верующих и здание с надписью «Зал Царств Свидетелей Иеговы». Профессор Федор Кондратьев (Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского) рассказывает о методах вербовки верующих Свидетелями Иеговы, приводятся жалобы мужа (Вадима Петровича) на то, что его жена ушла к Свидетелям Иеговы и работала на них.
Справка о Свидетелях Иеговы: Основателем иеговизма свидетелей стал американский фермер Чарльз Рассел (1852-1916). После смерти Рассела в 1917 году организацию возглавил его ближайший сподвижник Джозеф Рутерфорд (1869-1942). Рутерфорд придумал для своей организации современное название «Свидетели Иеговы», которое существует с 1931 года. Рутерфорд сконцентрировал в своих руках огромную власть, организационно оформил структуру организации «Свидетели Иеговы» и наладил работу аппарата. Именно ему принадлежит идея о том, что Иегова выражает свою волю через строго иерархическую и авторитарную по сути Руководящую Корпорацию. В декабре 1991 года Свидетели Иеговы получили официальную регистрацию на территории России.
Основой доктрины, как и основой и богословским обоснованием структуры организации, является строгий монотеизм. Для Свидетелей Иеговы существует единственный бог - Иегова, творец и хранитель Вселенной, то Христос не может быть богом - он существо сотворенное Иеговой, поэтому к нему даже не обращаются с молитвой. Иегова наградил Христа бессмертием за выполненную на земле миссию и позволил ему осуществлять царскую власть на земле, начиная с 1914 года. В последующей битве во время Армагеддона Христос должен возглавить Божественное воинство. Наряду с этим, учение о троичности божества – это происки сатаны, который пытается запутать учеников Иеговы. Иностранные миссионеры возглавляют Собрания, которые разбросаны по всей территории России. Например, в одном Санкт-Петербурге работают 20 Собраний, причем некоторые в две смены, так как число послендователей непрерывно растет. Собрания арендуют, как правило, актовые залы школ и общежитий. В каждом Собрании имеется Служебный комитет, в который входят молодые мужчины в возрасте от 25 до 35 лет. Каждый из них руководит более мелкой структурой - Студией. Студии собираются по частным квартирам для изучения иеговистской доктрины. Именно Студии как низовые ячейки организации занимаются миссионерством. Основным способом миссионерства и «визитной карточкой» Свидетелей является проповедь по квартирам (См.: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2003, том II).
После Свидетелей Иеговы автор сюжета Ярослав Ярославцев обращается к кришнаитам, то есть последователям Общества Сознания Кришны. В сюжете упоминается о том, что якобы «кришанит» убил монаха и показывается то, как молятся представители Общества Сознания Кришны в оранжевых одеждах.
Справка об Обществе Сознания Кришны: Общество Сознания Кришны - религиозная организация неоиндуистского направления. ИСККОН - Международное Общество Сознание Кришны - относится к Брахма-мадхва-гаудия сампрадаи - линии духовной преемственности. По убеждениям кришнаитов, эта линия идет от Брахмы - первого живого существа этой Вселенной и через Шри Чайтанья Махапрабху, воплощение Господа Шри Кришны (1486-1533 гг.), появившегося в Западной Бенгалии (Индии). Современные кришнаиты называют себя также Гауда-вайшнавы (от индийского названия Западной Бенгалии – Гауда-деша). Они считают себя последователями одного из индуистских традиционных ответвлений бенгальского вишнуизма, основанного на почитании «божественной личности» Вишну (Кришны).
В 1965 г. Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896 – 1977, светское имя - Абдай Шаран Дэ), следуя указанию своего духовного учителя Бхактисиддханты Сарасвати, непосредственно начал миссию передачи этого трансцендентного духовного знания людям Западного мира, основав Международное Общество Сознания Кришны (ИСККОН - аббревиатура (ISKCON) английского названия Международного Общества Сознания Кришны. Оно было зарегистрировано в США в 1966 году. В 1988 г. в Москве было зарегистрировано первое религиозное общество вайшнавов. А в 1992 г. был зарегистрирован Центр Общества Сознания Кришны (См.: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2005, том III).
В сюжете показываются смешанные кадры из представителей Белого Братства и богородичников. Демонстрируются кадры, где служители Церкви Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники) в Липецке проводят выставку (ноябрь 2006 года) и учительница жалуется на то, что они якобы загипнотизировали пришедших школьников, вызвали у них головную боль и агрессию. Выставка была закрыта и служители богородичников задержаны.
Повторяется видеоряд с картинкой, где отдельно представлены стоящие на улице верующие, моления верующих и служителей Белого Братства, Церкви Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники), Свидетелей Иеговы.
В конце сюжета некий частный детектив Вячеслав Демин рассуждает о «сектах» и их «негативном воздействии», как психологическом, так и гипнотическом, о способности «сект» «выманивать имущество». После этих слов автор сюжета Ярослав Ярославцев говорит: «также получилось и с Ириной Юриной».
Снова повторяется видеоряд с картинкой, где отдельно представлены стоящие на улице верующие, моления верующих и служителей Белого Братства, Церкви Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники), Свидетелей Иеговы.
Перечисленные в сюжете религиозные организации, их вероучение, практика и история, не имеют никакого отношения к Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения». Белое Братство, Церковь Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники), Свидетели Иеговы являются новыми религиозными движениями, отличными от традиционного христианства, а Общество Сознания Кришны – движением индуистского толка. При этом, Церковь христиан веры евангельской «Свет Пробуждения» относится к протестантскому направлению христианства, вероучение Церкви ХВЕ основывается на общепротестантских богословских принципах, практика и богослужение также отвечают практике протестантских церквей.
2. Содержатся ли в приведенных материалах о других религиозных организациях негативные высказывания и ассоциации, которые связываются с Церковью «Свет Пробуждения» и ее деятельностью? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация и задевает ли озвученная информация честь и достоинство Церкви, ее руководителей и прихожан?
В видеосюжете четко прослеживаются негативные ассоциации, которые связываются с Церковь ХВЕ «Свет Пробуждения». Белое Братство, представителей которого демонстрирует автор сюжета, известно как экстатическая «секта», которая в октябре 1993 года в ожидании «конца света» попыталась захватить собор св. Софии в Киеве. Церковь Божией Матери Державной или богородичники известны своими эмоциональными харизматическими молитвами, аскетическими практиками 1990-х годов, за что богородичники подвергаются критике со стороны представителей Православной церкви. Свидетели Иеговы добавляют к образу «секты» - жесткую авторитарную структуру и подчиненность руководителям, то, что лидеры уговаривают верующих жертвовать имущество в пользу организации, методы агрессивного навязчивого миссионерства. Все это, сказанное о Свидетелях Иеговы, связывается с Церковь ХВЕ «Свет Пробуждения».
Преступный, асоциальный образ Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения» создается вследствие ассоциации ее с новыми религиозными движениями 1990-х годов, которые противопоставляли себя обществу, семье. Помимо этого, негативная информация задевает честь и достоинство Церкви, ее руководителей и прихожан, бросает тень на деятельность Церкви «Свет Пробуждения», так как «секта», каковым понятием также именуют Церковь ХВЕ, в лице якобы «кришнаита» связывается с убийством православного монаха, а также с гипнозом и «зомбированием», как на видеокадрах, где показаны служители Церкви Божией Матери Державной в Липецке.
В данном контексте применение слова «секта» и «сектанты» по отношению к какой-либо организации или ее членам неизбежно порочит деловую репутацию организации, честь и достоинство отдельных граждан. Понятие «секта» носит негативный оттенок, ассоциируется с чем-то аморальным, «преступным», является, безусловно, уничижительным и унижающим по отношению, как к организации, так и к личности. Производные от слова «секта» слова «сектант», «сектантство» и «сектантский» вызывают негативные ассоциации и используются для создания отрицательного и отталкивающего образа того или иного объединения граждан или организации, а также для того, чтобы скомпрометировать и бросить тень на деятельность религиозного объединения.
Для усиления неполноценного образа Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения» автор сюжета Ярослав Ярославцев демонстрировал видеоряд с представителями новых религиозных движений, не имеющих отношения к христианскому протестантскому течению, к которому относится Церковь «Свет Пробуждения». Это Белое Братство, Церковь Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники), Свидетели Иеговы, Общество Сознания Кришны.
Комментарий автора сюжета, созданные им ассоциации и видеоряд формируют впечатление о неполноценности прихожан и лидеров Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения». В статье 1 Федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности» дается следующее определение экстремистской деятельности (экстремизма): пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Видеосюжет журналиста Ярослава Ярославцева вполне подпадает под это определение, так как его высказывания и составленный им видеоряд сюжета – это очевидное «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии».
Таким образом, в приведенном видеосюжете содержатся негативные сведения о Церкви ХВЕ, ее деятельности и вероучении, недостоверная, порочащая, уничижающая прихожан Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения» информация.
3. Каково определение термина «секта», и носит ли этот термин негативный характер?
Понятия «секта», «сектантство» и «сектанты» не имеют четкого научного определения, которое бы жестко обозначало содержание и смысл этих понятий и было бы общепринятым в светской науке. Однако в социологических, философских, религиоведческих исследованиях подробно описаны случаи применения термина «секта» в различных контекстах и последствия этого применения.
Поскольку эти понятия не имеют научного определения, то они отсутствуют как в международном, так и в российском законодательстве. По этой же причине они не называются и не раскрываются в фундаментальном светском научном словаре «Христианство», изданном под общей редакцией известного религиоведа академика РАН Л.Н. Митрохина в 1994 году. Абсолютное большинство отечественных религиоведов использует лингвистически нейтральные термины, которые определены в законодательстве, — «религиозное объединение», «религиозная организация», «религиозная группа», либо «новое религиозное движение», «культ».
Термин «секта» и производные от него термины имеют, как правило, презрительный и уничижительный оттенок и употребляются обычно в бытовой, а иногда в политической полемике.
В законодательстве Российской Федерации также не существует такого понятия как «секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет безусловно негативную смысловую нагрузку, а его употребление может оскорбить чувства верующих. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и Большое жюри Союза журналистов РФ не раз отмечали, что неоправданное использование данного термина в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам морали и этики (Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации № 4 (138) от 12 февраля 1998 г., Решение общественной коллегии по жалобам на прессу от 27 ноября 2006 г., Решение Большого жюри Союза журналистов России от 18 ноября 2004 г. № 42).
Также следует относиться и к терминам «тоталитарный культ», «тоталитарная секта». Так, по мнению член-корреспондента РАН, профессора МГУ и главного редактора журнала «Филологические науки» А.А. Николаева, изначально слово «секта» имело отрицательную коннотацию, в том числе по отношению к религиозным движениям, религиозным меньшинствам. В связи с этим понятие «секта», «сектант» может восприниматься как оскорбительное членами религиозных организаций. В официальной лексике предпочтительно и правильно употреблять понятие «религиозная организация», «религиозное объединение» и «член религиозной организации» как имеющее нейтральное смысловое значение (Николаев А.А. О понятии «секта» // «Религия и право», 1999. № 2. С. 23).
Одна из действующих лиц сюжета мать Юриной Вера Пенкина называет Церковь «Свет Пробуждения» «тоталитарной сектой», ссылаясь якобы на «научную» литературу, а именно на заявления участников антисектантской православной конференции «Секты - угроза XXI века», прошедшей в Нижнем Новгороде в 2001 году. Между тем, выводы этой конференции имеют ангажированный конфессиональный характер и не относятся напрямую к протестантской Церкви «Свет Пробуждения» города Барнаула.
Определения «секты» в сюжете программы «Вести. Дежурная часть» носит целенаправленно уничижительный характер. «Секты» представляются преступными организациями, создается негативный образ официально зарегистрированной протестантской церкви. В видеосюжете при этом имеется в виду именно конкретная религиозная организация – Церковь ХВЕ «Свет Пробуждения». Более того, представленный видеоматериал носит провоцирующий по отношению к «неполноценной» Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения» характер.
В Ы В О Д Ы:
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что в видеосюжете, продолжительностью 7 мин. 19 секунд, вышедшем 12 октября в 12-30 в эфире телеканала «Россия» в программе «Вести: Дежурная часть» (автор сюжета - журналист Ярослав Ярославцев) преднамеренно искажаются факты и создается негативный, преступный, асоциальный образ Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения» вследствие намеренной ассоциации с другими религиозными организациями, имеющими отрицательную репутацию. Автор сюжета делает это следующими средствами:
- На фоне сюжета и комментариев о Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения» транслируется видео с представителями религиозных движений, не имеющих никакого отношения к Церкви «Свет Пробуждения». Это Белое Братство, Церковь Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники), Свидетели Иеговы, Общество Сознания Кришны.
- Протестантская Церковь ХВЕ «Свет Пробуждения» ассоциируется со Свидетелями Иеговы», поскольку вдруг в сюжете профессор Федор Кондратьев (Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского) рассказывает о методах вербовки верующих Свидетелями Иеговы, приводятся жалобы мужа (Вадима Петровича) на то, что его жена ушла к Свидетелям Иеговы.
- В сюжете упоминается о том, что «сектант», в частности, якобы «кришанит» убил монаха и показывается то, как молятся представители Общества Сознания Кришны. Это создает преступный образ Церкви «Свет Пробуждения».
- Показываются кадры, где служители Церкви Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники) в Липецке проводят выставку и учительница жалуется на то, что они загипнотизировали пришедших школьников, вызвали у них головную боль и агрессию. Это создает прямую ассоциацию о социально-психологической опасности исходящей от Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения».
- Видеоряд с картинкой, где отдельно представлены моления верующих и служителей Белого Братства, Церкви Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники), Свидетелей Иеговы – повторяется трижды на протяжении сюжета в качестве перебивки.
Помимо этого, в конце сюжета некий частный детектив Вячеслав Демин рассуждает о «сектах» и их «негативном воздействии». В данном контексте применение слова «секта» и «сектанты» по отношению к какой-либо организации или ее членам неизбежно порочит деловую репутацию организации, честь и достоинство отдельных граждан. Понятие «секта» носит негативный оттенок, ассоциируется с чем-то аморальным, «преступным», является, безусловно, уничижительным и унижающим по отношению, как к организации, так и к личности. Производные от слова «секта» слова «сектант», «сектантство» и «сектантский» вызывают негативные ассоциации и используются для создания отрицательного и отталкивающего образа того или иного объединения граждан или организации, а также для того, чтобы скомпрометировать и бросить тень на деятельность религиозного объединения.
Для усиления неполноценного образа Церкви ХВЕ «Свет Пробуждения» автор сюжета Ярослав Ярославцев демонстрировал видеоряд с представителями новых религиозных движений, не имеющих отношения к протестантскому течению, к которому относится Церковь «Свет Пробуждения». Это Белое Братство, Церковь Божией Матери Державной (богородичная ветвь, богородичники), Свидетели Иеговы, Общество Сознания Кришны.
Применение негативных ассоциаций (корыстные цели, заманивание в «секту» агрессивное миссионерство и т.д.) неизбежно ведет к неоправданному уничижению и оскорблению организаций и граждан, а в конечном счете и к возбуждению вражды и разжиганию розни по признаку идеологического превосходства, связанного с религиозным или каким-либо иным мировоззрением. По отношению к религиозной организации применение понятия «секта» может носить оценочный характер, но употребление этого термина вместе с недостоверными фактами, уничижающими Церковь, создающими образ антисоциальной, преступной организации, делают оценочные суждения обвинительными. На практике уничижительные высказывания ведут к провокациям, к акциям, сеющим межрелигиозную рознь.
Директор Института религии и права,
кандидат философских наук Р. Н. Лункин