Основные сведения о коллегии

Структура коллегии

Порядок рассмотрения информационных споров

Устав

История

Региональные коллегии

 

Общественная коллегия по жалобам на прессу – независимая структура гражданского общества, осуществляющая саморегулирование и сорегулирование в сфере массовой информации.

Коллегия была создана в 2005 году неофициальным соглашением между более чем 80 средствами массовой информации и не медийными неправительственными организациями для осуществления функций третейского суда.

Коллегия рассматривает жалобы аудитории средств массовой информации на нарушение профессиональной этики журналиста и медиаэтики. Первой и главной практической задачей Коллегии является внесудебное разрешение конкретных информационных споров.

К компетенции Коллегии относится рассмотрение информационных споров, связанных с нарушением принципов и норм журналистской этики или, а также затрагивающих права человека в сфере массовой информации.

Принципы, на которые опирается коллегия, цели, которые она преследует, нормы и правила, которыми руководствуются члены Коллегии, принимающие участие в рассмотрении информационных споров, изложены в Уставе Общественной коллегии.

В числе целей Коллегии - формирование культуры честной журналистики  и утверждение свободы массовой информации в России.

 

Структура коллегии

Президиум

Палата медиа-сообщества

Палата медиа-аудитории

Эксперты

Коллегия, образованная в 2005 году, состоит из  двух палат: Палаты медиа-сообщества и Палаты Медиа-аудитории ; численность каждой -- 25 человек.

Ротация членов палат в соответствии с Уставом Коллегии происходит один раз в пять лет путем выбора нового состава членов Коллегии. Кандидаты, выдвигаемые в члены палат заинтересованными некоммерческими организациями и попадающие т.о. в избирательные списки, проходят через  сложную систему рейтинговых голосований, в которых участвуют все эти организации.

Каждая палата путем тайного голосования избирает из своего состава председателя палаты (одного из двух сопредседателей Коллегии) и двух его заместителей. По совместному представлению председателей палат, членами Коллегии  избирается ответственный секретарь Коллегии.

Председатели палат, их заместители  и ответственный секретарь  образуют постоянно действующий Президиум коллегии, на который возлагается подготовка заседаний Коллегии, организация работы adhoc коллегий, рассматривающих конкретные жалобы.

Порядок рассмотрения информационных споров

Обращение в Коллегию (жалоба)

Правом обращения в Коллегию обладают физические и юридические лица.

Рассмотрение поданной в Коллегию жалобы проводится только после того, как заявитель подписал Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии и только в случае, если конкретный состав ad hoc коллегии, рассматривающий жалобу, признал её относимой к компетенции Коллегии.

Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии предлагается подписать также и лицу, в отношении которого подана жалоба.

Неотъемлемой частью Соглашения является моральное обязательство подписавшей его стороны не обращаться в суд или иные государственные органы для разрешения информационного спора, принятого к рассмотрению или уже рассмотренного Коллегией.

В случае необходимости Коллегия привлекает к подготовке заключений по рассматриваемым вопросам экспертное сообщество.

Рассмотрение дела

Нормой для Коллегии является рассмотрение информационных споров в присутствии сторон информационного спора или их представителей, в обстановке состязательности, открытости и равноправия сторон.

Уставом Коллегии допускается заочное рассмотрение конфликтной ситуации в отсутствии заинтересованных лиц.

За последние два года в практику Коллегии вошли заседания, частью которых является общение с коллегией заявителей и/или тех, на кого подана жалоба, дистанционно, по скайпу, а также проведение выездных заседаний в конкретных регионах.  Выездные заседания в 2010-2011 годах были проведены  в Ростове-на-Дону, Хабаровске, Казани, Твери.

Решение и последствия его принятия

Решение, принятое adhoc-коллегией в пределах компетенции Коллегии, обязательно для исполнения лицами, признавшими профессионально-этическую юрисдикцию Коллегии.

Решение Коллегии направляется всем участникам информационного спора, а также заинтересованным  структурам гражданского общества.

В зависимости от характера рассмотренного конфликта решение ad hoc коллегии может быть направлено в органы государственной власти или местного самоуправления, общественным объединениям, иным юридическим лицам.

 

Деятельность коллегии: промежуточный итог

За семь лет существования российского органа саморегулирования- и сорегулирования в сфере массовой информации, ad hoc коллегиями было рассмотрено более семидесяти обращений в Коллегию. Заявителями выступали частные лица, общественные организации и политические партии, субъекты экономической деятельности, муниципальные образования,  представители избирательных комиссий, советы судей. (Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2010 г. №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» было специально разъяснено, что в случае возникновения спора, связанного с  освещением  деятельности  судов  в   средствах  массовой информации, «не   исключается возможность обращения за его  разрешением  в  Общественную  коллегию по жалобам на прессу».)

Стороной, на которую жаловались обращавшиеся в Коллегию, выступали конкретные журналисты и редакции федеральных, региональных и местных печатных и электронных СМИ («Комсомольская правда», «Известия», «Российская газета», отдельные программы ОАО «НТВ», и т.д.), а также зарегистрированные в качестве СМИ интернет-издания.

 

Подать жалобу

Укрепление негативных стереотипов, искажение высказываний, изложение несуществующих фактов, сокрытие истинной информации, необоснованное обвинение, публикация за взятку или взятка за непубликацию - жалуйтесь, если ваши права были нарушены, а интересы ущемлены прессой!

«Черная метка» СМИ

В практике Коллегии так называется письменное уведомление СМИ о поступившей жалобе на его материалы

Редакция СМИ вправе не реагировать на данное уведомление, однако ее ответ или участие в заседании демонстрирует высокий уровень профессиональной культуры и повышает градус доверия к нему со стороны общества. Мы ведем список всех СМИ, на которые поступали жалобы, фиксируем наиболее частых нарушителей и тех, кто игнорирует правила и принципы саморегулирования СМИ.

Посмотреть список СМИ