Обнародовано решение по жалобу на "Фонтанку.Ру"

 Статья "Фонтанки.Ру" о "чеченском Rolls Royce" не несет негативной коннотации о чеченцах и играет высокую общественную роль

Общественная коллегия по жалобам на прессу приняла решение по жалобе жительницы Санкт-Петербурга на статью о "чеченском Rolls Royce", опубликованную на сайте "Фонтанка.Ру". В нем признается, что сама публикация (в отличие от заголовка) не несет негативной коннотации и, напротив, - играет высокую общественную роль.

В материале Александра Ермакова под названием "В деле чеченского Rolls-Royce нашлась женщина" говорится о стритрейсере, "грозе улиц", гоняющем на авто с госномером Х001АМ95 по дорогам Питера, причем указывается фамилия и имя, возраст и социальный статус владельца автомобиля, что, по мнению заявительницы жалобы, не только неэтично с точки зрения раскрытия персональных данных, но и приводит к разжиганию межнациональной розни, вольно или невольно заставляет читателей предвзято относиться к чеченцам.

Коллегия изучила текст статьи и доводы заявительницы и выразила свое отношение к поднятому вопросу: имела ли редакция "Фонтанки.Ру" основания для подготовки публикаций, героем которых стал водитель автомобиля с конкретными, хорошо различимыми на фотографии государственными номерными знаками? 

Позиция Коллегии сводится к следующему:

  • Публикации (или серии публикаций) в СМИ об автомобилях и их водителях или владельцах, создающих реальную угрозу жизни и безопасности окружающих граждан и их имущества, нацелены на защиту общественных интересов и являются формой публичной защиты граждан от угроз, возникающих из-за общественно опасного вождения.
  • Подобные публикации зачастую высвечивают отсутствие адекватной реакции местных властей и соответствующих правоохранительных органов на вопиющие случаи пренебрежения нормами закона и правилами общежития, на бездействие (или имитацию деятельности) должностных лиц, в чьи прямые обязанности входит минимизация таких угроз и их последствий.
  • Редакции СМИ и отдельные журналисты вправе открыто отслеживать передвижения автомобилей, представляющих общественную опасность. Такие действия не могут быть определены как "преследование" или злоупотребление правами журналиста. Особое внимание СМИ к отдельным аспектам жизни людей, совершающих такие действия, должно рассматриваться как  отвечающее общественному интересу и оправданное с точки зрения медиаэтики (при условии соблюдения базовых для СМИ норм и стандартов).

Оправдывая издание, Коллегия в тоже время обращает внимание главного редактора "Фонтанки.Ру" на словосочетание "чеченский Rolls Royce" в заголовке.

"Особая функция заголовка – выделить суть материала, его ключевые слова и смыслы. Исходя из этого, Коллегия считает, что прилагательное "чеченский", вынесенное в заголовок журналистского материала, создает нежелательную коннотацию, наполняется дополнительными смыслами и может быть истолковано как отсылка к национальной принадлежности его водителя или владельца", - говорится в принятом решении.

Коллегия призывает редакцию к выверенному, аккуратному подходу к использованию слов, содержащих указание на национальность, тем более - в заголовках журналистских материалов. При этом она признает, что в  тексте материала, ставшего причиной информационного спора,  национальный признак как некий ярлык использован не был.

 


 

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ

 

РЕШЕНИЕ

1. Коллегия сожалеет, что уклонение руководства редакции ФОНТАНКА.РУ от участия в рассмотрении жалобы не позволило участникам заседания получить ответы сотрудников этого информационного ресурса на такие, например, вопросы, как «попадала ли тема подобных случаев опасного вождения и уличных гонок в публикации этого издания до появления в нем публикаций о случае, героем которого стал Адлан Закриев»; «сколь долго  в подобных ситуациях, если они случались, редакция вела наблюдение за конкретным «уличным гонщиком» и др.

Коллегия напоминает главному редактору интернет-издания ФОНТАНКА.РУ, что профессионально-этические коллизии, затрагивающие репутации конкретных изданий и влияющие на доверие к ним читателей,  в силу своей особой природы не разрешаются в формате судебных заседаний.

2. Отношение Коллегии к поднятому Заявителем вопросу, имела ли редакция ФОНТАНКА.РУ основания для подготовки публикаций, героем которых стал водитель автомобиля с конкретными, хорошо различимыми на фотографии государственными номерными знаками, сводится к следующему:

2.1. Публикации (или серии публикаций) в СМИ об автомобилях и их водителях или владельцах, создающих реальную угрозу жизни и безопасности окружающих граждан и их имущества, нацелены на защиту общественных интересов и являются формой публичной защиты граждан от угроз, возникающих из-за общественно опасного вождения. Кроме того такие публикации зачастую высвечивают отсутствие адекватной реакции местных властей и соответствующих правоохранительных органов на вопиющие случаи пренебрежения нормами закона и правилами общежития, на бездействие (или имитацию деятельности) должностных лиц, в чьи прямые обязанности входит минимизация таких угроз и их последствий.

2.2. Редакции СМИ и отдельные журналисты вправе открыто отслеживать передвижения автомобилей, представляющих общественную опасность. Такие действия не могут быть определены как «преследование» или злоупотребление правами журналиста. Особое внимание СМИ к отдельным аспектам жизни людей, совершающих такие действия, должно рассматриваться как  отвечающее общественному интересу и оправданное с точки зрения медиаэтики (при условии соблюдения базовых для СМИ норм и стандартов).

2.3. Профессиональный и общественный долг журналиста - восполнять отсутствие необходимых усилий со стороны правоохранителей. Редакция ФОНТАНКИ.РУ в данном случае не подменяет ГИБДД, следственный комитет, прокуратуру или суд, а выполняет свой профессиональный журналистский долг: информирует граждан о возможных источниках угрозы со стороны тех, кто с особыми цинизмом пренебрегает правилами безопасного вождения, рискует чужими жизнями, рассчитывая на безнаказанность.

3. Коллегия считает некорректными ссылки заявителя на текст статьи, в отношении которой подана жалоба, и на другие статьи по этой же теме на fontanka.ru, поскольку используемые в их текстах словосочетания «чеченский Rolls Royce», «чеченский номер» указывают на принадлежность данного автомобиля к конкретному субъекту РФ (региону).

В то же время, Коллегия обращает внимание главного редактора ФОНТАНКА.РУ на словосочетание «чеченский Rolls Royce» в заголовке одной из статей. Особая функция заголовка – выделить суть материала, его ключевые слова и смыслы. Исходя из этого, Коллегия считает, что прилагательное «чеченский», вынесенное в заголовок журналистского материала, создает нежелательную коннотацию, наполняется дополнительными смыслами и может быть истолковано как отсылка к национальной принадлежности его водителя или владельца.

Коллегия призывает редакцию к выверенному, аккуратному подходу к использованию слов, содержащих указание на национальность, тем более - в заголовках журналистских материалов. При этом Коллегия признает, что в  тексте материала, ставшего причиной информационного спора,  национальный признак как некий ярлык использован не был.

4. Коллегия свидетельствует, что заявитель, начав общение с участниками заседания Коллегии с утверждения, что именно таких новостей на информационном ресурсе ФОНТАНКА.РУ «очень много», не привела ни одного иного примера подобных «новостей на национальной почве».

Полный текст решения



ВИДЕОЗАПИСЬ ЗАСЕДАНИЯ

 


 

ТЕКСТ ЖАЛОБЫ

Фамилия, Имя, Отчество Васильева Светлана Юрьевна
Название газеты, журнала, иного СМИ Фонтанка.ру
Дата публикации материала 2016-03-29
Заголовок, название материала В деле чеченского Rolls-Royce нашлась женщина
Фамилия автора оспариваемого материала Александр Ермаков
Адрес материала в Интернете http://www.fontanka.ru/2016/03/29/125/

В данной статье, как и в ранее опубликованных, автор укрепляет в умах читателей негативный стереотип о чеченцах. Автор статьи не имеет реальных доказательств участия в происшествии как владельца автомобиля Андрея Туманова (Адлана Закриева), так и упоминаемой сестры. В то же время в статье http://www.fontanka.ru/2016/03/29/110/есть указание на виновника ДТП - водителя Мерседес, но в последующих статьях нет ни единого упоминания о его личности. Таким образом, автор освещает произошедшее только с одной интересной для себя стороны. Владелец автомобиля Rolls Royce - гражданин Российской Федерации, владеет автомобилем на законных основаниях, а неоднократное упоминание о национальности владельца автомобиля приводит к разжиганию межнациональной розни, вольно или невольно заставляет читателей предвзято относиться к чеченцам. Александр Ермаков заостряет внимание на частной - неприкосновенной по Конституции РФ - жизни молодого человека, подрывает его деловую репутацию, особо подчеркивая национальную принадлежность, а также вторгается в личную жизнь родственников, что я считаю неэтичным и противоречащим профессиональной этике журналистов. Статьи подобного характера можно расценивать как преследование, нездоровый интерес к конкретному человеку. Считаю, что подобного рода новости не стоят первой полосы на столь большом и популярном новостном ресурсе для Санкт-Петербурга, подрывают доверие к этому новостному ресурсу в целом.


 

ТЕКСТ СТАТЬИ

В деле чеченского Rolls-Royce нашлась женщина

В Петербурге ищут водителя чеченского Rolls-Royce после гонок на Невском. Все думают на студента Закриева, а “Фонтанка” предлагает полиции вспомнить извечное “сherchez la femme”. В деле чеченского Rolls-Royce нашлась женщина
Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"

ГИБДД возбудила административное расследование в отношении водителя Rolls-Royce с госномером Х001АМ95. Того самого, что еще недавно эпатировал петербуржцев слоганом «Рамзан, не уходи». Машина принадлежит 22-летнему студенту, но лихачил, возможно, другой человек. Сегодня за рулем иномарки «Фонтанка» неожиданно застала миловидную шатенку.

Экстремальные гонки на Невском с участием Mercedes S-класса и Rolls-Royce Wraith стали известны благодаря очевидцам с видеорегистратором

Воскресным вечером иномарки стрелой вылетели на Аничков мост с полосы общественного транспорта. Мчащийся "Мерседес" врезался в «ползущие» "ВАЗ" и «Рено», а «Роллс-Ройс» вильнул влево, выскочил на «встречку» через двойную сплошную, объехал аварию и вернулся на свою полосу. Как сообщили сегодня «Фонтанке» в УГИБДД по Петербургу и области, 31-летнего водителя «Мерседеса» признали виновным. В определении о привлечении к ответственности указана формулировка «в нарушение ПДД выбрал скорость, не соответствующую конкретным дорожным условиям».

Большее внимание читателей привлек "Роллс-Ройс". Некоторые отдавали должное ловкости водителя. Другим вспомнилась статья «Фонтанки» о передвижной рекламе Рамзана Кадырова. 22-летний студент СПбГЭУ Андрей Туманов (во время поступления – Адлан Закриев) нанес на свой "Роллс-Ройс" с госномером Х001АМ95 надпись «Рамзан, не уходи».

На воскресной машине слоган уже отсутствовал, но это логично. На днях Владимир Путин выразил надежду, что Кадыров поучаствует в сентябрьских выборах. Поддержка главы ЧР перестала быть актуальной.

И без надписи «Фонтанка» узнала, что на Невском лихачил именно чеченский «Роллс-Ройс». В телефонной беседе Андрей уточнил, что в день аварии был в Москве, но проявил осведомленность в тонкостях гонок. Дескать, «Мерседес» несся 110 километров в час, «Роллс» – 90, и все было бы нормально, не будь впереди помехи в виде "ВАЗа" и «Рено».

Имени водителя студент не назвал. Пока что и петербургская ГИБДД его не знает.

«Rolls-Royce в нарушение ПДД, объезжая место ДТП, выехал на полосу встречного движения, – уточнили в госавтоинспекции. – В отношении неустановленного водителя возбуждено административное расследование за нарушение статьи 12.15, часть 4, КоАП. По камерам наблюдения на Невском номерные знаки распознали».

За выезд на «встречку» предусмотрены штраф 5000 рублей или лишение прав до 6 месяцев. 

Но, как пояснил «Фонтанке» постоянный эксперт «Водителя Петербурга Александр Холодов, с доказыванием могут возникнуть сложности.

«Водитель при опасности должен снизить скорость вплоть до полной остановки, а «Роллс-Ройс» поступил по-другому. Но суд может счесть маневр крайней необходимостью – уходом от столкновения. Увязать очевидное превышение скорости с выездом на «встречку» не получится», – пояснил Холодов.

Фоторадары на Невском отсутствуют. Задокументировать скорость «Роллс-Ройса» и привлечь по статье 12.9 КоАП невозможно. Остается еще движение по полосе для маршрутных транспортных средств (статья 12.17, штраф 3000 рублей), но ГИБДД пока в эту сторону не смотрит.

Студент активен в соцсетях. Его подписчикам может показаться, что участие гонках «Роллс-Ройса» закономерно. Кажется, попадающим в руки Андрея автомобилям присущ необузданный нрав.

Лето между школой и студенчеством Закриев отметил разбитым «Мерседесом».

 

скриншот страницы сайта Instagram.com
Для просмотра в полный размер кликните мышкой

С возрастом автомобильные предпочтения эволюционируют. До «Роллс-Ройса» были Cayenne, BMW X6, Gelandewagen, Ferrari. При таком многообразии трудно требовать от молодого человека бережливости.

Иногда машину Закриева может остановить только фонарный столб.

 

скриншот страницы сайта Instagram.com
Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Порой студенту удается езда на скорости 270 километров в час.

 

скриншот страницы сайта Instagram.com
Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Ну а когда выплеску адреналина мешают пробки, на помощь могут прийти сотрудники ГИБДД в виде эскорта.

 

"Еще один плюс Москвы, тут есть дополнительная полоса для меня. И милые приветливые сотрудники ДПС", – делится Адлан.

Кстати, «Фонтанка» сегодня убедилась, что «Роллс-Ройсом» Х001АМ95 может пользоваться не только Адлан. Днем мы нашли машину у СПбГЭУ на набережной канала Грибоедова. К ней подошла красивая шатенка, удивительно похожая на сестру Адлана, села за руль и поехала.

 

Михаил Огнев
Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Знакомиться она категорически не пожелала. На вопрос: «Не вы ли катались в воскресенье по Невскому?» – последовала столь же молниеносная, как маневр на Аничковом мосту, реакция:

«Урод!»

Александр Ермаков

 


 

С другими сопроводительными материалами можно ознакомиться на странице жалобы.

 

 

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов