Жалобы на этические нарушения в СМИ будут быстрее рассматриваться Коллегией

Общественная коллегия по жалобам на прессу, рассматривающая информационные споры, связанные с этическими нарушениями в СМИ, изменила ряд норм, регулирующих подготовку и проведение заседаний по жалобам.

Согласно новой редакции Устава, орган медийного саморегулирования значительно сокращает сроки ожидания ответа от средства массовой информации, ставшего адресатом спора. Теперь, после отправления в адрес потенциального нарушителя уведомления о жалобе, Коллегия будет ждать его реакции в течение десяти дней, вместо прежнего тридцатидневного срока. В случае, когда ответ не поступит, Коллегия получит право толковать это как отказ от сотрудничества с ней - признак неуважения к действующим механизмам саморегулирования СМИ, вступающий в конфликт с осознанием СМИ быть социально ответственным и подотчетным обществу.

Как показывает практика, значительное большинство федеральных СМИ, на которые получала жалобы Коллегия, выбирали именно такой путь - непризнание внеправового разбора этических вопросов, предлагая всем недовольным идти жаловаться не в общественную структуру, а в суд.

Телеканалы НТВ, "Россия 1", Пятый канал, газеты "КоммерсантЪ" и  "Аргументы и факты", информационные агентства "Россия сегодня" и ИА Regnum из 36 жалоб, поданных на них в общей сложности, не принимали участие в заседании ни разу. Порой они давали Коллегии ответ о том, что не признают ее юрисдикцию, а порой просто избегали контакта, вынуждая ждать ответ все положенные по Уставу 30 дней.

Теперь после вступления в силу новых норм можно будет более оперативно реагировать на обращения организаций и граждан. 

Среди других изменений Устава Общественной коллегии по жалобам на прессу - урегулирование передачи жалоб в региональные коллегии.

Так как за последние несколько лет в России появились территориальные органы, занимающиеся рассмотрением информационных споров, Коллегия решила определить, что при поступлении жалоб на СМИ из такого региона, при отсутствии возражений со стороны заявителей, обращения будут передаваться в соответствующие структуры. Напомним, сейчас это: Западно-Сибирская коллегия по жалобам на прессу, Уральская региональная коллегия и Казанская региональная коллегия по жалобам на прессу.

Также нормативное закрепление получила практика работы с мнением эксперта. Теперь более детально описано, когда члены Коллегии и участники спора могут быть ознакомлены с позицией эксперта и какую роль она играет в итоговом решении.

СРАВНЕНИЕ ПРЕЖНИХ И НОВЫХ НОРМ УСТАВА КОЛЛЕГИИ
(изменения выделены цветом)

Глава 6. Разбирательство

Новая редакция:

6.2. Обращение с просьбой о рассмотрении информационного спора подается в Коллегию в письменной форме, с приложением Соглашения о признании заявителем профессионально-этической юрисдикции Коллегии. Обращение рассматривается ad hoc коллегией в разумно короткий срок, необходимый для ее формирования, изучения обстоятельств спора и приглашения на заседание всех заинтересованных лиц. Если заявитель не приложил к своему обращению подписанное им Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии, то подготовка его обращения к рассмотрению не начинается до устранения этого недостатка. Лицу, в отношении которого подана жалоба, не позднее десяти дней с момента начала подготовки ее рассмотрения направляется ее копия с предложением подписать Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии, высказать свои соображения по существу данного информационного спора и принять участие в его рассмотрении. Если в течение последующих десяти дней от лица, в отношении которого была подана жалоба, не поступит ответ, то Коллегия вправе толковать это как отказ от сотрудничества с ней (пункт 6.6. настоящего Устава).

В случае, если жалоба подана в период избирательной кампании и касается участия средств массовой информации или журналистов в ее освещении, то установленные настоящим пунктом сроки сокращаются до пяти дней.

-

Добавлено:

6.6. В случае получения Коллегией жалобы гражданина или организации из региона, в котором действует территориальная коллегия по жалобам на прессу, Коллегия, при отсутствии возражений заявителя, передаёт его жалобу на рассмотрение соответствующей территориальной коллегии, обеспечивая при необходимости экспертно-консультационное участие в таком заседании (по предварительному согласования с территориальной коллегией) своего полномочного представителя – члена Коллегии или эксперта.

-

6.14. Если по рассматриваемой жалобе подготовлено специальное исследование эксперта Коллегии (мнение эксперта), то этот документ доводится председательствующим до членов ad hoc коллегии на этапе подготовки к заседанию.

В случае личного участия эксперта в заседании ему предоставляется возможность ознакомить членов ad hoc коллегии и участников информационного спора с основными выводами своего исследования и ответить на их вопросы.

Во всех остальных случаях стороны информационного спора получают возможность ознакомиться с текстом исследования (мнением эксперта) одновременно с текстом решения Коллегии по рассмотренной жалобе.

Члены ad hoc коллегии принимают мнение эксперта к сведению, но решение Коллегии формируют исключительно в логике личной ответственности, по результатам рассмотрения жалобы, с учетом всего объёма информации, полученного и подвергнутого изучению в ходе заседания.

 

Предыдущая редакция:

6.2. Обращение с просьбой о рассмотрении информационного спора подается в Коллегию в письменной форме, с приложением Соглашения о признании заявителем профессионально-этической юрисдикции Коллегии, и рассматривается ad hoc коллегией в разумно короткий срок, необходимый для ее формирования, изучения обстоятельств спора и приглашения на заседание всех заинтересованных лиц. Если заявитель не приложил к своему обращению подписанное им Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии, то подготовка его обращения к рассмотрению не начинается до устранения этого недостатка. Лицу, в отношении которого подана жалоба, не позднее десяти дней с момента начала подготовки ее рассмотрения направляется ее копия с предложением подписать Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии, высказать свои соображения по существу данного информационного спора и принять участие в его рассмотрении. Если в течение последующих тридцати дней от лица, в отношении которого была подана жалоба, не поступит ответ, то Коллегия вправе толковать это как отказ от сотрудничества с ней (пункт 6.6. настоящего Устава).

В случае, если жалоба подана в период избирательной кампании и касается участия средств массовой информации или журналистов в ее освещении, то установленные настоящим пунктом сроки сокращаются: три дня вместо десяти дней и семь дней вместо тридцати дней.

-

6.13. Коллегия вправе по собственной инициативе привлекать экспертное сообщество к подготовке заключений по рассматриваемым спорам.

6.14. Если по рассматриваемому делу назначен докладчик (эксперт), то он до начала заседания представляет председательствующему свой аналитический доклад (экспертное мнение) в письменной и цифровой формах, который может быть приобщен к решению. Доклад (экспертное мнение) должен содержать развернутую оценку данного информационного спора с точки зрения требований профессиональной этики и российского законодательства. В ходе заседания докладчик (эксперт) знакомит всех присутствующих с основными положениями своего доклада. Участники информационного спора и члены ad hoc коллегии вправе задавать вопросы докладчику (эксперту).

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов