История

Общественная коллегия по жалобам на прессу - независимая структура гражданского общества, которая осуществляет саморегулирование в сфере массовой информации, опираясь на авторитет сформировавших ее организаций и избранных в ее состав лиц. Цель работы организации -   разрешение информационных споров.

Коллегия была создана в 2005 году неофициальным соглашением между более чем 80 средствами массовой информации и не медийными неправительственными организациями для осуществления функций третейского суда.

Общественная коллегия по жалобам на прессу состоит из двух палат: Палата медиасообщества (представители ассоциаций средств массовой информации, журналистов, издателей, вещателей, распространителей, рекламных агентств и т.д.) и Палаты медиааудитории (представители Совета судей, Общественной палаты РФ, различных профсоюзов, политических партий, религиозных и других неправительственных организаций), каждую из которых возглавляет Председатель палаты и два его заместителя.

В соответствии с внесенными поправками к Уставу, Председатели палат, их заместители, а также ответственный секретарь Коллегии образуют постоянно действующий Президиум Коллегии, на который возлагается подготовка заседаний Коллегии, организация работы ad hoc коллегий, принятие решений об отклонении неприемлемых жалоб, представление Коллегии в публичных взаимоотношениях.

Рассмотрение информационных споров осуществляется ad hoc коллегиями, создаваемыми для рассмотрения каждого конкретного спора с учетом компетентности членов Коллегии в каждом конкретном случае. Они формируются по согласованному решению сопредседателей Коллегии из числа членов, выразивших согласие принять участие в заседании. При формировании ad hoc коллегии по мере возможности принимаются во внимание пожелания участников информационного спора.

Основными задачами Общественной коллегии являются:
• формирование культуры профессиональной и честной журналистики;
• восстановление и укрепление доверия к средствам массовой информации,
• укрепление свободы прессы в России.

Большинство обращений в Коллегию касаются защиты чести и достоинства лиц, немало жалоб затрагивают вопрос непредоставления права на ответ или опровержение спорного материала. Все чаще встречаются жалобы заявителей касательно диффамации, в основном они поступают от государственных служащих, крупных корпораций, различных неправительственных организаций, политиков и других публичных лиц.

С каждым годом все больше обращений приходит из различных регионов России, в самом же начале деятельности Коллегии абсолютное большинство жалоб касалось столичных средств массовой информации, либо же каналов федерального телевидения.

Любое физическое лицо, организация или средство массовой информации, заинтересованные в разрешении конфликта с помощью Общественной коллегии, а не судебного разбирательства, подписывая соглашение о признании юрисдикции Коллегии, берут на себя моральное обязательство не обращаться в суд по этому делу.

Общественная коллегия основывает свою деятельность на кодексах и декларациях профессиональной этики журналиста, среди которых и Декларация принципов поведения журналистов,  и Кодекс профессиональной этики российской журналиста, и Устав телерадиовещателей, и многие другие документы.

 

КОЛЛЕГИЯ ВТОРОГО СОЗЫВА

- Состав Коллегии второго созыва
- Организации, принимавшие участие в формировании Коллегии второго созыва

 

КОЛЛЕГИЯ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА

- Состав Коллегии третьего созыва
- Организации, принимающие участие в формировании Коллегии третьего созыва

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов