Общественная коллегия по жалобам на прессу - независимая структура гражданского общества, которая осуществляет саморегулирование в сфере массовой информации, опираясь на авторитет сформировавших ее организаций и избранных в ее состав лиц. Цель работы организации - разрешение информационных споров.
Коллегия была создана в 2005 году неофициальным соглашением между более чем 80 средствами массовой информации и немедийными неправительственными организациями для осуществления функций третейского суда.
Общественная коллегия по жалобам на прессу состоит из двух палат: Палата медиасообщества (представители ассоциаций средств массовой информации, журналистов, издателей, вещателей, распространителей, рекламных агентств и т.д.) и Палаты медиааудитории (представители Совета судей, Общественной палаты РФ, различных профсоюзов, политических партий, религиозных и других неправительственных организаций), каждую из которых возглавляет Председатель палаты и два его заместителя.
В соответствии с внесенными поправками к Уставу, Председатели палат, их заместители, а также ответственный секретарь Коллегии образуют постоянно действующий Президиум Коллегии, на который возлагается подготовка заседаний Коллегии, организация работы ad hoc коллегий, принятие решений об отклонении неприемлемых жалоб, представление Коллегии в публичных взаимоотношениях.
Рассмотрение информационных споров осуществляется ad hoc коллегиями, создаваемыми для рассмотрения каждого конкретного спора с учетом компетентности членов Коллегии в каждом конкретном случае. Они формируются по согласованному решению сопредседателей Коллегии из числа членов, выразивших согласие принять участие в заседании. При формировании ad hoc коллегии по мере возможности принимаются во внимание пожелания участников информационного спора.
Основными задачами Общественной коллегии являются:
• формирование культуры профессиональной и честной журналистики;
• восстановление и укрепление доверия к средствам массовой информации,
• укрепление свободы прессы в России.
Большинство обращений в Коллегию касаются защиты чести и достоинства лиц, немало жалоб затрагивают вопрос непредоставления права на ответ или опровержение спорного материала. Все чаще встречаются жалобы заявителей касательно диффамации, в основном они поступают от государственных служащих, крупных корпораций, различных неправительственных организаций, политиков и других публичных лиц.
С каждым годом все больше обращений приходит из различных регионов России, в самом же начале деятельности Коллегии абсолютное большинство жалоб касалось столичных средств массовой информации, либо же каналов федерального телевидения.
Любое физическое лицо, организация или средство массовой информации, заинтересованные в разрешении конфликта с помощью Общественной коллегии, а не судебного разбирательства, подписывая соглашение о признании юрисдикции Коллегии, берут на себя моральное обязательство не обращаться в суд по этому делу.
Общественная коллегия основывает свою деятельность на кодексах и декларациях профессиональной этики журналиста, среди которых и Декларация принципов поведения журналистов, и Кодекс профессиональной этики российской журналиста, и Устав телерадиовещателей, и многие другие документы.