Этика журналистов в соцсетях - предмет регулирования советов по прессе? Опыт России и других стран

Журналистика в современном мире - одна из наиболее социально ответственных профессий. Журналист собственным именем отвечает за содержание материалов, под которыми стоит его подпись, и, прежде чем выпустить в свет новый продукт, проверят достоверность, объективность и сбалансированность информации. Журналист всегда работает для аудитории. Он должен осознавать, что в любой, даже неформальной, обстановке аудитория может ассоциировать его со СМИ, в котором он работает, и позиционировать его личные взгляды и оценки как часть редакционной политики или культуры редакции. Будучи активным в социальных сетях, журналист должен понимать, что сами соц.сети не являются средством массовой информации, однако он также несет ответственность за распространяемую в них информацию.

Во второй части проекта "А как у них?" Общественной коллегии по жалобам на прессу, основанного на информации членов Европейского альянса независимых советов по прессе, мы посмотрели, распространяют ли советы по прессе в зарубежных странах свою компетенцию на публикации в социальных сетях представителей СМИ?


ПРОБЛЕМА: Может ли информация, размещенная представителем медиа на своей личной странице в социальной сети, послужить поводом для жалобы?

ВОПРОСЫ:
· Должен ли журналист нести ответственность за публикуемую информацию не только в печатных и онлайн СМИ, но и на своей странице в соц.сети?
· Поступали ли в совет по прессе жалобы подобного рода?

 


ИРЛАНДИЯ: Совет по прессе Ирландии (Press Council of Ireland)

Положения в Кодексе Этики относительно подобных случаев НЕТ. Однако можно с уверенностью сказать, что социальные сети, блоги и т.д. находятся вне компетенции совета по жалобам на прессу. Поэтому жалоба только на основании того, что публикация принадлежит журналисту, – не имеет смысла, так как в данном случае публикация приравнивается к личному высказыванию (совет по пресс работает исключительно с журналистскими публикациями и редакторской ответственностью за данные публикации).

При этом совет может рассматривать жалобы касательно публикаций в социальных сетях на официальных страницах изданий.

 

ДАНИЯ: Совет по прессе Дании (Presse Naevnet)

Совет по жалобам на прессу РАССМАТРИВАЕТ жалобы на контент в интернете, но его компетенция ограничена следующими пунктами:

· рассматриваются только жалобы на нарушения тех пунктов, которые уже закреплены в датском законе об ответственности СМИ;

· страницы соц.сетей и комментарии, где люди не из СМИ могут оставлять неотредактированные комментарии находятся вне компетенции совета по прессе;

· сайт, на который подается жалоба, должен быть зарегистрирован.

Таким образом, совет вправе рассматривать жалобы на публикации в социальной сети, если она зарегистрирована как средство массовой информации, а пост сделан представителем медиа с нарушением определенных пунктов Кодекса журналистской этики.

 

ШВЕЙЦАРИЯ: Совет по прессе Швейцарии Schweizer Presserat)

Совет никогда не сталкивался с жалобами на контент в социальных сетях.

 

НОРВЕГИЯ: Совет по прессе Норвегии (Norsk Presseforbund)

Совет по жалобам на прессу РАССМАТРИВАЕТ жалобы на контент в социальных сетях. Однако предметом жалобы может служить только публикация на официальных страницах издания или если связь с изданием очевидна.

 

БЕЛЬГИЯ (Фламандский р-он): Совет по прессе Бельгии (Raad voor de Journalistiek)

Совет по жалобам на прессу РАССМАТРИВАЕТ жалобы на контент в социальных сетях. Однако предметом жалобы может служить только публикация на официальных страницах издания или если связь с изданием очевидна.

 

КОСОВО: Совет по прессе Косово (Press Council of Kosovo)

Совет по жалобам на прессу НЕ рассматривает случаи, связанные с высказываниями пользователей соц.сетей, даже если информация была опубликована представителем медиа.

 

ИЗРАИЛЬ: Совет по прессе Израиля (Israel Press Council)

Если приравнять социальные сети к изданиям, то, получается, что абсолютно каждый пользователь – это журналист, что является ошибкой. Поэтому Совет по жалобам на прессу НЕ рассматривает случаи, связанные с высказываниями пользователей соц.сетей, даже если информация была опубликована представителем медиа.

 

РОССИЯ: Общественная коллегия по жалобам на прессу

Коллегия не сталкивалась напрямую с жалобами на публикации журналистов в социальных сетях, однако в жалобе пятнадцатилетнего писателя Михаила Самарского на ведущую радиостанции "Эхо Москвы" Ксению Ларину этот вопрос рассматривался косвенно. По мнению Коллегии, в эпизоде с оскорблением писателя в прямом радиоэфире Ларина перенесла на профессиональную журналистскую площадку приемы и методы, применяемые обычно в нежурналистских форматах массовых коммуникаций: личные оскорбления, оценочные суждения, не подкрепленные взвешенными аргументами, избыточная эмоциональность и т.п.

Общественная коллегия обратила особое внимание как журналистов, так и граждан, имеющих дело с журналистикой, на необходимость различать профессиональные СМИ и блогосферу. Если в профессиональной журналистике действуют выработанные за многие десятилетия принципы, стандарты и нормы профессиональной этики, то в блогосфере активно идет процесс формирования совершенно других, в том числе, неприемлемых для журналистики традиций, правил и обычаев. Здесь стали допустимыми максимализм, резкость суждений и некорректное, в том числе, хамское речевое поведение, - что в этой среде скорее норма, чем отклонение от нее. Даже неосознанный перенос неприемлемых для качественной журналистики традиций и обычаев блогосферы в СМИ сегодня чреват опасностью не только для нормального существования института профессиональной журналистики и независимости СМИ, но и с точки зрения подспудно устанавливающегося, постепенно формирующегося стиля, характера, особенностей культуры общественных отношений.

   
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов