Освещение избирательного процесса в СМИ. Зарубежный опыт

Любые избирательные кампании требуют сложной организации, аккуратности и следования определенным правилам. То же самое происходит и в случае с их освещением: у журналистов есть свои права и обязанности. Например, в России для журналистов все правила разъясняет Центральная избирательная комиссия (ЦИК РФ). Согласно законодательству РФ, представители СМИ могут работать на всех избирательных участках в России и за рубежом в день выборов, но для этого нужно получить аккредитацию и соблюдать правила. Например, не мешать волеизъявлению граждан или не снимать без разрешения голосование на дому.

Еще один вопрос, связанный с выборами – это агитационные кампании. Например, на территории РФ действует правило: общероссийские телеканалы и федеральные радиоканалы обязаны предоставить по часу эфирного времени каждому участнику на бесплатной основе. При этом кандидаты во время выступлений по телевидению обязаны соблюдать «запрет на критику», то есть не ругать своих конкурентов.

А вот печатные и сетевые СМИ «освобождены от повинности» по предоставлению бесплатной площади под агитацию.

В этой части проекта «А как у них?» Общественной коллегии по жалобам на прессу, основанного на информации Европейского альянса независимых советов по прессе, мы посмотрели, какие нормы существуют в зарубежных странах, регламентирующие освещение избирательного процесса в средствах массовой информации.

 

ПРОБЛЕМА: Принципы освещения избирательного процесса в средствах массовой информации

 

ВОПРОСЫ:

  • Какими нормативными актами регулируется участие СМИ в избирательном процессе?
  • Существуют ли в законодательстве норма об обязательном участии кандидата в дебатах?
  • Предоставляется ли кандидатам бесплатное эфирное время/печатная площадь? Если да, то в каком порядке? И существуют ли ограничения для кандидатов по получению эфирного времени, печатной площади?

 

Испания. Арбитражная комиссия (Comisión de Arbitraje)

В Испании не существует нормативных процедур, регулирующих освещение частными средствами массовой информации предвыборных кампаний, поэтому все партии и кандидаты без исключения могут участвовать во встречах с избирателями и размещать агитационные материалы.

Государство контролирует распределение эфирного времени на общественном телевидении, время дается пропорционально количеству голосов полученному партиями на предыдущих выборах. Эти правила оспариваются многими журналистами, которые хотят освещать выборы на основе собственных профессиональных критериев.

 

Германия. Совет по прессе Германии (Deutsche Presserat)

В законодательстве Германии нет правил, касающихся роли прессы в предвыборном процессе. Существуют правила, регулирующие размещение кандидатами агитационных материалов на радио и телевидении.

Эфирное время, выделяемое кандидатам в теле-шоу и дебатах не ограничивается.

 

Канада. Национальный совет по прессе (National News Media Council)

В Канаде Федеральный закон о выборах устанавливает ограничения в связи с агитацией в день выборов поблизости от избирательных участков. Другие ограничения не действуют, СМИ могут освещать или не освещать выборы.

Кандидаты могут по своему решению принимать или не принимать участие в предвыборных дебатах.

Кандидаты не имеют права на бесплатное эфирное время или бесплатную печатная площадь, но телеканалы могут по собственной инициативе устраивать дебаты с участием кандидатов, таким образом давая кандидатам возможность обратиться к избирателям, а пресса доносит позицию кандидатов по различным вопросам при освещении предвыборных мероприятий. Федеральный закон о выборах регулирует финансирование партий и кандидатов, но не ограничивает средства, которые могут быть потрачены на оплату агитационных материалов в СМИ.

 

Ирландия. Совет по прессе Ирландии (Press Council of Ireland)

В Ирландии нет специальных требований к газетам и журналам относительно освещениями ими предвыборных кампаний. Политические партии и независимые кандидаты могут покупать печатную площадь в прессе для размещения предвыборных агитационных материалов. Они также могут использовать наружную рекламу.

Участие в дебатах для кандидатов не обязательно.

Теле- и радиовещательные организации обязаны соблюдать принципы беспристрастности и справедливости. Они предоставляют кандидатам и партиям эфирное время на основе результатов предыдущих выборов, опросов общественного мнения и так далее, то есть коэффициент для расчета объема эфирного времени зависит от степени влитяльности партии, чем более политически значима партия, тем больше времени она должна получить. Общественное телевидение предоставляет эфирное время бесплатно. Политическая реклама на радио и телевидении запрещена.

 

Новая Зеландия. Совет прессы Новой Зеландии (New Zealand Press Council)

В Новой Зеландии предвыборная агитация партий осуществляется частично на средства налогоплательщиков. Средства рапределяются на основе формулы. Раньше это финансирование шло на выступления на радио и телевидении, начиная с 2017 года и на размещение агитационных материалов в интернете. Однако партии не могут использовать общественные средства для размещения информационных матералов в печатных СМИ.

В стране существуют ограничения на общую сумму, которая может быть потрачена кандидатом или партией на предвыборную кампанию. Цель этого ограничения – обеспечить наиболее справедливые условия участия для всех кандидатов.

 

Швейцария. Совет по прессе Швейцарии (Swiss Press Council)

В Швейцарии не существуют нормативных актов, регулирующих участие СМИ в избирательном процессе.

В швейцарском законодательстве нет нормы об обязательном участии кандидата в дебатах.

Кандидатам не предоставляется бесплатное эфирное время/печатная площадь. Нет ограничений для кандидатов по получению эфирного времени и печатной площади.

Единственная норма – соблюдение общественными теле- и радивещательными организациями принципа беспристрастности в отношении освещения выборов.

 

Швеция. Совет по прессе Швеции (Sweden Press Council)

В Щвеции нет нормативных актов, регулирующих участие СМИ в избирательном процессе.

В законодательстве Швеции нет нормы об обязательном участии кандидата в дебатах.

Кандидатам не предоставляется бесплатное эфирное время/печатная площадь. Нет ограничений для кандидатов по получению эфирного времени и печатной площади.

 

Кипр. Комиссия по жалобам на медиа (Cyprus Media Complaints Commission)

Только радиостанции и телеканалы Кипра должны соответствовать определенным нормам относительно освещения выборов. Главный принцип в в избирательном законодательстве – равенство возможностей для партий и кандидатов при распределении эфирного времени.

Партии и кандидаты самостоятельно решают, воспользоваться ли предоставленным им эфирным временем и участвовать ли в дебатах. Обычно кандидаты соглашаются участвовать по крайней мере в одних дебатах, иногда в большем количестве дебатов.

Эфирное время распределяется пропорционально, на основе резльтатов последних выборов.

 

Бельгия. Совет по деонтологии журналистики (Conseil de déontologie journalistique)

Деятельность журналистов при освещений предвыборных кампаний в Бельгии не ограничивается законодательством, журналисты руководствуются только кодексом журналистской этики.

Участие в дебатах не обязательно для кандидатов. Большинство кандидатов предпочитают принимать в них участие.

Закон устанавливает максимальные суммы, которые кандидаты могут тратить на политическую рекламу. Политическая реклама на радио и телевидении запрещена в течение четырех месяцев перед выборами. Это относится как к общественным, так и к частным вещательным компаниями. Общественные теле- и радиоканалы могут выделять отрезки времени различным политическим партиям для того, чтобы те могли быть услышанными избирателями. Продолжительность и количество этих временных отрезков определяется на основе числа избранных представителей этих партий в законодательных органах. Однако в целом бесплатное эфирное время, предоставляемое партиям общесвенным телевидением, очень мало.

 

Россия. Общественная коллегия по жалобам на прессу

В России деятельность журналистов при освещении выборов регулируется на законодательном уровне. Регулирующую и рекомендательную функции выполняет ЦИК.

Участие кандидатов в предвыборной агитации происходит на добровольной основе.

Общероссийские телеканалы и федеральные радиоканалы обязаны предоставить по часу эфирного времени каждому участнику на бесплатной основе. При этом кандидаты во время выступлений по телевидению обязаны соблюдать «запрет на критику», то есть не ругать своих конкурентов. Печатные и сетевые издания предоставляют места кандидатам по желанию, то есть не обязательно и часто за дополнительную плату.

 

 

 Данная публикация подготовлена в рамках проекта, финансируемого  за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Автор текста: Алена Болдырева

   
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов