Маркировка автоматизированного контента и рекомендательных алгоритмов в СМИ – Заявление Совета по средствам массовой информации Финляндии

Влияние технологий на журналистику – процесс необратимый и быстро развивающийся. Однако не всегда понятно, как именно работать с новыми технологиями и как они регулируются с законодательной и тем более этико-моральной точки зрения. Единственное, что ясно наверняка, – за каждым алгоритмом стоит человек, его создавший, и редакции должны четко это осознавать.

            В начале 2020 года Совет по прессе Финляндии, член Альянса независимых Советов по прессе Европы, выпустил одно из первых в своем роде заявлений относительно синергии алгоритмов и журналистов.

 

Основания

            Этические последствия, связанные с использованием алгоритмов и искусственного интеллекта, вызвали широкую общественную дискуссию в последнее время. Были и конкретные призывы к медиа, использующих алгоритмы в своей работе, быть открытыми и прозрачными в отношении данных, которые они собирают от пользователей, и принципов, которые используют для создания контента.

            Средства массовой информации, попадающие под регулирующие принципы Совета по СМИ Финляндии, также используют алгоритмы, в том числе новостные боты, избирательные боты и рекомендательные алгоритмы. Новые технологические инновации дают возможность журналистике быть лучше и эффективнее.

            Целью этого заявления является определение использования алгоритмических инструментов как части журналисткой работы и заверение общества в том, что средства массовой информации действуют ответственно и прозрачно при их использовании.

 

Область применения

            Рассматривать все существующие способы применения алгоритмов в одном документе – непрактично. В этом постановлении мы рассматриваем, как средств ва массовой информации должны информировать свою аудиторию об использовании:

  • автоматизированных новостей (например, новостные боты, которые самостоятельно генерируют контент и публикуют иной контент вроде текстов и инфографики);
  • персонализации (иными словами – методы таргетирования контента для различных групп пользователей, в том числе, списки рекомендуемых статей, основывающиеся на предыдущем опыте человека в сети и на сайте).

 

Редакция должна сохранять за собой права принятия решений

            Совет заявляет, что использование средств автоматизации новостей и основного контента всегда представляет собой выбор журналиста. В том числе, это выбор того, что именно будет опубликовано, с какими акцентами и кому это будет адресовано. Это является основой принятия решений для журналиста и редакции.

            В руководствах для журналистов есть положение о решениях, касающихся содержательной части, – они должны оставаться в рамках журналистских принципов, а принятие решений не должно передаваться кому-либо за пределами редакции. Следовательно, такие полномочия не должны передаваться и разработчикам алгоритмов вне редакции. Редакция и главный редактор в частности несут ответственность за влияние алгоритмов на редакционный контент.

            Совет также заявляет, что у средств массовой информации должно быть четкое понимание влияния инструментов автоматизации на контент. Например, если издание приобретает сервис или алгоритм, разработанный на аутсорсе (вне компании), оно должно внимательно изучить его и утвердить основополагающие принципы работы с ним, а также быть готовым незамедлительно реагировать в случае возникновения проблем.

            Совет напоминает, что принципы журналистской этики распространяются на все материалы. Поэтому СМИ должны следить за тем, чтобы разработчики их цифровых решений также придерживались схожих принципов в принятии независимых решений, которые впоследствии влияют на редакционный контент.

 

Общественность имеет право знать об автоматизации новостей и персонализации

            Общественность должна видеть прозрачность в работе СМИ – это основа доверия. Совет считает, что общество имеет право знать, когда контент генерируется на основании пользовательского опыта и истории его поиска. Журналистские принципы также требуют, чтобы сбор любой информации был прозрачным и открытым, а также чтобы использование информации третьими сторонами было упомянуто. В связи с этим Совет издает следующие рекомендации.

 

Рекомендации по маркировке новостей

            Средства массовой информации обязаны сообщать, если публикуемый ими контент в значительной степени был создан и опубликован с использованием алгоритмов. В таких случаях Совет рекомендует СМИ быть прозрачными и открытыми, рассказывать об использовании технологий и об источнике опубликованных материалов.

            В отношении статей, которые генерируются и публикуются автоматически, Совет рекомендует ставить пометку «Это автоматически генерируемая/обновляемая статья, источником которой является [источник]».

 

Рекомендации в отношении персонализации

            Если средства массовой информации предлагают разные материалы разным пользователям, они обязаны открыто информировать общество о способах и целях сбора данных. Совет рекомендует отображать эту информацию в доступном для пользователя месте, если значительный общем информации на странице был подобран с помощью рекомендательных алгоритмов, основанных на пользовательских данных. Эта информация также должны быть доступной и понятной.

 

Заключительные замечания

            Все вышеописанное является заявлениями Совета по прессе Финляндии и является первым в своем роде – посвященным использованию алгоритмов в журналистике. Развитие цифровых технологий в отрасли продолжается, поэтому в будущем Совет может подойти к вопросу с других точек зрения.

            Совет по прессе Финляндии также напоминает, что сила журналистики в поддержке демократического общества, ориентированного на факты, основана в первую очередь на предоставлении различных точек зрения. СМИ должны использовать технологии и алгоритмы таким образом, чтобы гарантировать доступ обществу к разной информации о мире и будущем.

 

 

Оригинальный материал: http://www.jsn.fi/en/lausumat/statement-on-marking-news-automation-and-personalization/

Перевод: Алёна Болдырева

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов