Эксперты обсудили, какими принципами должны руководствоваться журналисты при освещении межэтнических конфликтов и народных волнений, связанных с ними, на примере статей о событиях в Бирюлеве
, на круглом столе "Этика журналиста на примере освещения событий в Бирюлеве", прошедшем 18 октября в РИА Новости.
О том, какими принципами должны руководствоваться журналисты при освещении событий на примере Бирюлева и чего нельзя допускать ни в коем случае, - в нашем материале.
По словам главы Союза журналистов Москвы и главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева, освещение межнациональных отношений - одна из самых проблемных тем не только в российской журналистике, но и в журналистике других стран.
«Я бы разделила вопрос на две части. Прежде всего мы часто путаем журналистов и людей, которые работают в интернет-пространстве, - сказал он. - В соцсетях свободно начинают вести свой диалог друг с другом, уже не церемонясь в выражениях. А если оценивать официальную журналистику - а это те, кто имеет лицензию как СМИ, которые зарегистрированы и официально пишут, - то в целом к ним претензий нет».
Он также призвал не путать журналистов с блогерами, поскольку «у последних нет права называться журналистами, в то время как они могут вести отдельно блог и выступать в интернет-пространстве».
В связи с событиями в Бирюлеве глава Союза журналистов Москвы предлагает использовать соглашение, которое в свое время было использовано на Дубровке. Тогда спецслужбы собрали всех руководителей СМИ и попросили подписать документ, запрещающий давать прямое освещение событий.
«В событиях в Бирюлеве виноват не гражданин РФ, а потому не вижу ничего плохого в том, чтобы называть его гражданином другой страны. Но когда мы используем дальнейшие выражения и высказывания о внешности, национальности, языке и так далее, то переходим все рамки дозволенного законом», - заявил Гусев.
Павел Гусев подчеркнул, что нельзя выделять национальную принадлежность преступника - не важно, родился он на Кавказе или в Удмуртии. «Нужно знать, что преступление совершено преступником, а, скажем, не славянином или жителем Кавказа», - отметил он.
Главный редактор «МК» призвал журналистов четко поставить условия, придерживаясь закона о СМИ, который запрещает разжигать национальную рознь, оскорблять нацменьшинства и так далее. Для решения проблем, подобных тем, которые возникли при освещении событий в Бирюлеве, Гусев предложил выработать законодательные нормы, регулирующее «громогласные заявления со стороны журналистов по поводу того, какими терминами им пользоваться по отношению к тем, кто совершил преступление, и подписать это».
Гусев считает необходимым подписывать кодекс чести и нравственности журналиста при получении диплома в высшем учебном заведении.
«Когда молодой журналист принесет мне документ об окончании вуза и подписанный кодекс чести, то в таком случае мы, возможно, найдем общий язык», - заключил Гусев.
Необходимость придерживаться этического кодекса журналистов при освещении межэтнической тематики в РФ в своем выступлении подчеркнула руководитель Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге.
«Этот кодекс был создан в результате одного из коллегиальных споров на Камчатке. Помню, возник нешуточный спор между так называемой большой прессой и теми, кто трудится в этнических СМИ (порталы, газеты, радио). Тогда я услышала взаимные претензии коллег друг к другу, и решили создать условный кодекс журналиста, освещающего межэтническую тематику. Он несколько раз подвергался редактированию, но теперь готов окончательный вариант», - рассказала Лянге.
Глава гильдии подчеркнула, что этот кодекс - чисто внутренний коллегиальный документ, который никем не навязан и не может быть навязан властями.
Она отметила, что на сегодняшний день сотни коллег в России руководствуются данным документом, а примерная аудитория изданий, где трудятся эти журналисты, составляет 50 млн человек по всей стране.
Касаясь событий в Бирюлеве, Лянге отмечает, что, похоже, в своем большинстве они освещались в СМИ «с заранее подготовленной установкой» - со словами жалоб местных жителей в адрес мигрантов, их впечатлениями и переживаниями.
«Я знаю, журналистам давалось задание - как страшно жить в отдельно взятом районе российской столицы. Формулировки вроде "У нас не страшно" в ряде случаев редакциями просто не принимались», - утверждает она.
Маргарита Лянге также отметила, что «были случаи, когда журналисту давалось задание, и если у другой телекомпании картинка с заламыванием рук, задержанием, посадкой в автозак лучше, чем у тебя, - это твоя личная недоработка».
Руководитель Гильдии межэтнической журналистики привела пример, как СМИ четко указывали национальность того или иного виноватого, что в корне не верно.
Читать далее на сайте РИА Новости