Дипломная работа студентки о "джинсе" вызвала интерес правоохранительных органов

 По итогам дипломной работы студентки могут возбудить десять дел против агентства "Абирег", на которое жаловались в Коллегию

25 июня на факультете журналистики Воронежского государственного университета проходила защита дипломной работы, подготовленной студенткой кафедры рекламы и связи с общественностью Светланой Шеиной по теме: «Проблемы заказной журналистики на примере воронежских СМИ». 

Работа студентки стала известной на всю страну из-за того, что на ее основе в настоящее время воронежское Управление Федеральной антимонопольной службы изучает материалы по 13 фактам публикации материалов, носящих признаки рекламных, без соответствующей маркировки. УФАС рассматривает вопрос о возбуждении десяти дел в отношении агентства бизнес-информации «Абирег» по текстам, касающимся финансовых организаций, в том числе Сбербанка РФ, и три дела в отношении телевизионных компаний, в числе которых ВГТРК и «ТНТ-Губерния».

Мониторинг агентства бизнес-информации Светлана Шеина вела с октября 2014 года по апрель 2015 года, и за это время ею были просмотрены 2 375 материалов издания. Студентка обнаружила 29 текстов, содержащих явные признаки рекламы, но опубликованные без соответствующей пометки. 13 из них (то есть почти половина) заинтересовали воронежское управление ФАС.  

По словам студентки, издание «Абирег» было выбрано в качестве анализируемого СМИ по двум причинам. Во-первых, оно, согласно рейтингу компании «Медиалогия» за второй квартал 2014 года, занимает второе место по цитируемости и является одним из самых популярных СМИ Воронежской области. Во-вторых, Светлана Шеина руководствовалась количеством материалов о нарушении Закона о рекламе, поступивших  в воронежский УФАС в отношении «Абирега» от физических и юридических лиц.

«Все рассматриваемые материалы содержали те или иные признаки рекламы, — рассказала на защите Светлана Шеина. —  Однако 8 из 10 представителей СМИ в данных ими объяснениях факт нарушения не признали, аргументируя это тем, что рассматриваемый материал представляет собой сугубо информационный текст или сюжет».

Кроме этого, как отметила студентка, материалы СМИ, которые изначально планировались к публикации как рекламные, содержали явные признаки журналистских жанров. А анализ сайта «Абирега», кроме всего прочего, показал, что, кроме рекламной информации, издание включало в свои материалы элементы пиар-текста.

«Таким образом, мы наблюдаем диффузию жанров, — подытожила студентка. —  Это приводит к негативным последствиям. В первую очередь к тому, что аудиторию намерено вводят в заблуждение. Недобросовестные журналисты, действуя в интересах заказчика и пытаясь избежать возможных претензий со стороны УФАС, строят рекламные  материалы таким образом, что они становятся похожи на журналистские. Так, в одном материале мы можем увидеть и значок «Новости 24», и пометку «На правах рекламы».

Более подробная информации о защите работы, на которую пришли представители антимонопольной службы и генеральный директор агентства "Абирег" Дмитрий Орищенко читайте на сайте 36.ON. Там же представлены видеозаписи защиты и интервью выпускницы и руководителя СМИ.

Напомним, что материалы воронежского информационного агентства ранее становились предметом рассмотрения Общественной коллегии по жалобам на прессу в информационном споре с компанией ЭФКО. Тогда было признано, что из 22 рассмотренных материалов "Абирег" как минимум 17 содержат диффамационные признаки в заголовке или в самом тексте и только 5 нейтральны или условно нейтральны. Это дало все основания поддержать заявителя в утверждении о том, что агентство целенаправленно ведет информационную кампанию по снижению уровня доверия к ЭФКО со стороны рядового потребителя.

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов