Представители советов по прессе стран СНГ обсудили пропаганду и проблемы онлайн-медиа
Новые вызовы саморегулирования СМИ, пропаганду и разжигание межнациональной ненависти, защиту источников и ответственность средств массовой информации за комментарии пользователей обсудили на рабочей встрече Сети организаций медийного саморегулирования стран СНГ, состоявшейся в Тбилиси 2-3 июля.
Представители Общественной коллегии по жалобам на прессу приняли участие в международной встрече, посвященной проблемам саморегулирования СМИ. Мероприятие было организовано в рамках совместного проекта ЕС и Совета Европы "Содействие профессионализму и ответственной журналистики и поддержка органов саморегуляции в медиа". Во встрече также участвовали представители Совета прессы Азербайджана Афлатун Амашов и Ядигар Маммедли, Наблюдательного Совета по этике Армении Борис Навасардян и Гегам Манукян, Хартии журналистской этики Грузии Тамар Рухадзе, Звиад Коридзе и Иракли Абсандзе, Совета прессы Молдовы Людмила Андроник и Петру Маковей, Украинской комиссии по журналистской этике Сергей Гузь и Светлана Остапа. Присутствовали на мероприятии и делегаты от Комиссии по этике Белорусской ассоциации журналистов (не входящей в СОМС) - Андрей Бастунец и Анатолий Гуляев.
В первый день рабочей программы представители разных стран обменялись новостями, рассказали о новых проектах и актуальных проблемах СМИ на национальном уровне.
Страхование журналистов, рост пропаганды, попытка установление цензуры и переход на цифровое вещание стали темами выступления Светланы Остапы (Украина). По ее словам, созданное недавно министерство информационной политики малоэффективно, а все попытки установить государственную цензуру и контроль над моралью общества не претворились в жизнь из-за сильного журналистского лобби.
Людмила Андроник (Молдова) рассказала о колоссальном влиянии российских медиа на взгляды молдаван, черпающих информацию из новостных выпусков Первого канала или "России-1". Большинство жителей республики, как заявила глава совета по прессе, лучше знают о том, что происходит в России или на Украине, нежели в своем собственном государстве. В связи с этой ситуацией, в парламенте Молдовы недавно был разработан законопроект, запрещающий информационное вещание из стран, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, к числу которых относится И Российская Федерация. Два успешных проекта - "МедиаФорум" и Национальная премия за этику и профессиональную деонтологию в журналистике - эффективно выполняют в Молдове просветительскую роль и стимулируют интерес к развитию качественной журналистики.
Представители Армении привели результаты мониторинга СМИ по выявлению в них элементов пропаганды (на русском языке текст мониторинга будет опубликован уже в июле) и заявили о разработке рекомендаций по защите источников в СМИ. Также глава Национального совета по этике Борис Навасардян рассказал об освещении многодневной акции протеста против повышения тарифов на электроэнергию в центре Еревана.
О выборах нового состава Общественной коллегии по жалобам на прессу (Россия) рассказала Варвара Осипова. В независимую двухпалатную структуру гражданского общества баллотировались 144 кандидата от 86 организаций, что демонстрирует высокую представительность. В итоге 50 мест заняли известные представители медиаиндустрии в одной палате и юристы, экономисты, правозащитники и представители судейского сообщества в другой. Среди проблем Коллегии она назвала игнорирование института саморегулирования как такового со стороны целого ряда федеральных СМИ.
Представители Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец и Анатолий Гуляев проинформировали участников, что их организация насчитывает более 1200 человек сотрудников негосударственных медиа, а конкурирующий с ней Союз журналистов Республики Беларусь - около 2500 сотрудников государственных СМИ. Вопросами этики в БАЖ занимается Комиссия по этике, в Союзе - Комитет по этике и премиям. Соответственно, у каждой организации есть свой кодекс профессиональной этики, хотя они во многом сходны и декларируют одинаковые принципы. Наиболее актуальными вопросами в сфере журналистской этики белорусские коллеги назвали плагиат, чистоту языка и некорректную работу с источниками информации.
Председатель Совета прессы Азербайджана Афлатун Амашов отметил, что в Азербайджане пять лет назад учредили премию за этичную журналистику, но достойных медиа оказалось так мало, что в 2015 году уже, кажется, некого награждать. По мнению Амашова, американские и европейские СМИ тенденциозно освещают положение в Азербайджане. Так, например, примерно за две недели до старта Европейских Игр в Баку, зарубежная пресса давала до 20 сообщений в день, но почти все - негативного характера. "Я прихожу к выводу, что СМИ все больше и больше занимаются пиаром", - заметил глава Совета прессы Азербайджана.
Изменение принципов работы Хартии журналистской этики Грузии, согласно которому этот орган саморегулирования стал принимать жалобы на материалы всех журналистов, а не только подписантов Хартиии, привел к двукратному увеличению числа обращений. Благодаря объективному разрешению информационных споров вырос уровень доверия, как со стороны СМИ, так и со стороны общества. Журналисты стали чаще обращаться за консультациями и советами на стадии подготовки материалов. Популярностью пользуется новый проект Хартии под названием "MediaChecker".
Вторая часть встречи была посвящена тематическим дискуссиям: "Освещение конфликтов в СМИ - использование пропаганды и техник убеждения", "Защита источников - законодательство и практика", "Онлайн медиа - регулирование комментариев".
Одним из главных решений стало создание нового формата трансграничной работы, который будет предусматривать рассмотрение жалоб на материалы СМИ, нацеленные на разжигание межнациональной вражды, всеми членами Сети организаций медийного саморегулирования. Это дополняет предыдущие договоренности СОМС, принятые в октябре прошлого года в Брюсселе и позволяющие членам Сети запрашивать друг у друга профессиональную оценку, когда она может быть полезной для рассмотрения жалоб. По мнению участников, новые договоренности, позволят исключить угрозу общественного или государственного давления на национальные органы саморегулирования.