Советы прессы стран СНГ подготовили рекомендации для СМИ и совместно выступают против информационной пропаганды
7 октября на полях ежегодной конференции Европейского альянса независимых советов прессы (AIPCE) состоялась очередная рабочая встреча представителей организаций - членов Сети организации медийного саморегулирования (СОМС).
В ходе этой встречи органы медийного саморегулирования Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы, России и Украины подтвердили готовность участвовать в деятельности созданной ими Консультативной комиссии по противодействию пропаганде и условились о скорейшем завершении её формирования.
Существенным элементом дискуссии о деятельности Консультативной комиссии на встрече СОМС в Стокгольме стал вопрос о том, может ли национальный орган саморегулирования обратиться в Комиссию по поводу жалобы на предполагаемого "пропагандиста" в собственной стране, а не в трансграничном регионе; большинством голосов была принята позиция "может".
Напомним, что идею создать подобный орган участники Сети развивали в течение последних полутора лет, с того момента, как в советы прессы начали поступать обращения с просьбой оценить те или иные журналистские материалы, освещающие конфликт на юго-востоке Украины.
Введение нового механизма, по мнению экспертов, позволит усилить взаимодействие между организациями разных стран и повысить вовлеченность всех членов СОМС в процесс противодействия все более жесткой и циничной пропаганде.
Два основных документа, на которых основывается работа комиссии - Рекомендации СМИ и Положение - были приняты основными участниками летом этого года на встрече в Грузии, к сегодняшнему дню они полностью ратифицированы.
В Рекомендациях отмечается, что медиа все чаще и чаще втягиваются в агрессивные пропагандистские кампании, распространяя под видом авторских и редакционных материалов откровенно манипулятивный контент, злоупотребляют верой аудитории в независимость редакции и честность, ответственность журналиста.
Документ содержит признаки пропаганды, перечень профессиональных общепринятых стандартов поведения, таких как избежание тиражирования сплетен, отказ от манипулирования изображением и звуком, проверка фактуры, указание ссылки источники и другие, а также ряд этических принципов профессии, необходимых для обеспечения "чистоты" контента и возможности СМИ, даже испытывая давление, не превратиться в машину пропаганды.
Согласно Положению, обращения в комиссию должны подаваться исключительно национальными органами саморегулирования, в нынешнем составе это: Совет прессы Азербайджана, армянский Наблюдательный совет по этике СМИ, Комиссия по этике Белорусской ассоциации журналистов, Совет прессы Республики Молдова, российская Общественная коллегия по жалобам на прессу, Совет прессы Таджикистана и Украинская комиссия по журналистской этике.
Обращение может быть сделано как по собственной инициативе органа, так и на основании поступившей в его адрес жалобы. Срок работы над одним делом - не более 2 месяцев, с момента поступления обращения в комиссию до обнародования итогового мнения на сайтах и в социальных сетях всех членов Сети.
Участники встречи 6-7 октября в Стокгольме приняли решение о том, что следующая полномасштабная рабочая сессия членов СОМС пройдет в Кишиневе в феврале 2017 года.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Сети организаций медийного саморегулирования (СОМС)
относительно распространения пропаганды в СМИ
Национальные органы медийного саморегулирования, члены Сети организаций медийного саморегулирования (СОМС) обеспокоены ростом числа пропагандистских материалов в СМИ, распространяемых как национальными, так и международными вещателями и издателями, включая государственные, публично-правовые и частные. В контексте данного документа под пропагандистскими понимаются журналистские материалы любого жанра:
- содержащие язык вражды, ненависти, дискриминацию, расизм, шовинизм, прославление войны и терроризма, распространяющие ксенофобию;
- прибегающие к манипуляции фактами в политических целях;
- эксплуатирующие темы повышенного общественного интереса и злоупотребляющие доверием граждан к средствам массовой информации вообще и к журналистике и журналистам, в частности.
Проблема пропаганды особенно затрагивает те выбранные в качестве объекта страны, где зарубежные СМИ, являющиеся инициаторами пропагандистского воздействия, имеют традиционно устойчивую аудиторию.
Члены СОМС с глубокой озабоченностью отмечают, что угроза широкого распространения пропагандистских материалов в средствах массовой информации, т.е. в зоне профессиональной ответственности редакций и журналистов, представляет серьезную опасность как для свободы выражения, так и для информационных прав граждан. Использование СМИ в качестве инструмента пропаганды наблюдается повседневно. При этом сама пропаганда становится всё более жесткой и, циничной.
Члены СОМС констатируют, что СМИ и их представители всё чаще втягиваются в агрессивные пропагандистские кампании, распространяя в традиционных и новых медиа под видом авторских и редакционных материалов откровенно манипулятивный контент, противоречащий общепринятым стандартам и этическим принципам профессии, подрывая веру аудитории в независимость редакции и честность, ответственность журналиста.
Члены СОМС полагают, что никакие цели не могут служить оправданием манипулирования общественным мнением, распространения откровенной лжи или же полуправды, имитирующей достоверность факта и точность передачи мнения.
Члены СОМС исходят из того, что нарушение основ журналистской этики неизбежно ведёт не только к росту недоверия граждан к добросовестным СМИ, профессиональным журналистам и журналистским организациям, но и к усилению государственного влияния на СМИ, политического вмешательства в деятельность конкретных редакций вплоть до реального и существенного ограничения права СМИ на свободное распространение информации. Ситуация прямой или косвенной вовлечённости СМИ в пропагандистскую машинерию представляет собой прямую угрозу для безопасности СМИ и журналиста, а также подрывает возможность выполнения ими своей социальной миссии, включая защиту общественных интересов.
Учитывая сказанное, организации – члены СОМС призывают журналистов, редакторов, собственников СМИ, всех тех, кто несёт ответственность за редакционный контент и за его распространение, руководствоваться в своей работе основополагающими профессиональными стандартами и обеспечивать на практике:
- актуальность, достоверность, релевантность новостей и их освещения: предоставление гражданам правдивого, полного и понятного отчета о текущих событиях в том контексте, в котором они приобретают смысл;
- добросовестность, профессиональную честность, право журналиста
придерживаться своего мнения;
- отделение журналистского материала от любого другого, способного нести пропагандистскую нагрузку или мессиджи манипулятивного характера;
- неприятие любых цензурных ограничений, защиту права граждан на получение объективной информации.
Организации - члены СОМС убеждены в том, что редакции СМИ обязаны воздерживаться от распространения любых прямых или косвенных дискриминационных, ксенофобских заявлений и должны предотвращать появление публикаций, содержащих клевету, оскорбление, унижение, умаление достоинства граждан по признакам расовой, языковой, религиозной, этнической и половой принадлежности, углубляющих социальное, политическое или иное неравенство.
Организации – члены СОМС полагают, что средства массовой информации:
- обязаны избегать тиражирования сплетен, распространения сообщений, основанных на непроверенных данных и направленных на провоцирование скандалов, запуск манипулятивного контента. Комментарии никоим образом не должны встраиваться в новостную часть информационного материала. От СМИ, полагающего, что информация, которая объективно не может быть проверена, но, тем не менее, заслуживает распространения, ожидается соответствующее уведомление аудитории;
- не вправе манипулировать изображением или звуком с тем, чтобы выбор слов или других средств выражения, изменения интонации, смещение акцентов или редакционная обработка приводили к преднамеренному искажению смысла или ценности сообщения;
- обязаны убедиться, что каждый компонент новостей содержит только и исключительно факты, соответствуюшие действительности. В новостном сообщении должна быть дана ссылка на независимые источники, подтверждающие информацию;
- должны избегать «подгонки» данных и фактов с целью искажения реального положения вещей. Определяя степень важности отдельных составляющих информационного сообщения, СМИ должны стремиться подавать новости беспристрастно и объективно, проводя различие между существенным и второстепенным или же менее значимым по характеру;
- обязаны незамедлительно информировать аудиторию о каждой ситуации выхода в свет сообщения, содержащего искаженную информацию, принося извинения в тех случаях, когда в основе такой ситуации лежит редакционная ошибка.
Организации – члены СОМС выделяют следующие основные признаки пропаганды:
- «объектное» отношение субъекта пропаганды к конкретному человеку, социальной группе, обществу в целом;
- целенаправленное сведение многомерного к двухмерному, многоцветного – к черно-белому; сужение поля личного морального выбора и ответственности за выбор;
- наличие четкой, подлежащей реализации цели как ожидаемого итога воздействия медиа на «объект», - с определенным изменением (или поддержанием) «картины мира» в его сознании; в идеале - с переведением навязанных представлений в поступок и образ действий;
- целевой, работающий на жесткий «сценарий» отбор фактов, активное обращение к дезинформации, манипулирование фактами, статистическими данными, мнениями, включая экспертные, или сдвиг акцентов там, где прямая дезинформация представляется невозможной;
- действие в логике «цель оправдывает средства»; использование средств и методов, сплошь и рядом несовместимых с такими ценностями, как честность, правдивость и т.д.
- обнаружение, создание или дорисовка «образа врага»; внесение в массовое сознание и поддержание в нём разделения на «мы» и «они»;
- формирование убеждения в моральной оправданности любого поступка по отношению к «врагу», в том числе – «внутреннему врагу», в том числе – врагу потенциальному, в том числе – к лицу, недостаточно лояльному по отношению к доминирующим в обществе институтам, интересам и идеям;
- повседневная повторяющаяся последовательность вбрасываемых в общественный дискурс тем, примеров, образов; как правило – обращение к субъективно истолкованным традиционным ценностям как к единственным устойчивым, а потому главенствующим в неустойчивом мире;
- апелляция преимущественно к эмоциям, к чувствам, а не к разуму, игра на страхах и предубеждениях, активное использование историй о злодеяниях и зверствах;
- работа «под прикрытием журналистики», стремление играть роль первичного источника новостей;
- фабрикация признаков надежности, в том числе, источников информации;
- формирование лояльности адресата манипулятивного воздействия к системе институтов, интересов и идей, которым служит субъект пропаганды.
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНСУЛЬТАТИВНОЙ КОМИССИИ
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРОПАГАНДЕ
Организации Сети органов саморегулирования СМИ договорились о создании Консультативной Комиссии по противодействию пропаганде и о следующих принципах ее работы:
1. Комиссия рассматривает только обращения, связанные с пропагандой.
2. При рассмотрении жалоб Комиссия руководствуется принятыми Рекомендациями и национальными этическими кодексами страны, на СМИ которой поступила жалоба. В случаях связанных с транснациональным вещанием - Рекомендациями Сети и принципами, установленными в соответствующих документах Совета Европы (Приложение 1).
3. Национальные органы саморегулирования делегируют в состав Комиссии своего уполномоченного представителя.
4. Обращения в Комиссию подаются исключительно национальными органами саморегулирования:
a. На основании жалобы лица или организации, чьи интересы были задеты;
b. По собственной инициативе.
5. Орган саморегулирования, подающий обращение в Комиссию, готовит к рассмотрению все необходимые документы и передает их секретарю Сети и в национальный орган саморегулирования стороны, на которую поступила жалоба.
6. Модератором на заседании Комиссии выступает председательствующий в Сети (без права голоса, если он не является членом Комиссии).
7. Действующий председатель Сети обязан в двухнедельный срок проинформировать об обращении всех членов сети и назначить дату начала его обсуждения.
8. К рассмотрению Комиссией принимаются обращения по жалобам, поступившие в национальные органы саморегулирования не позже, чем через 3 месяца.
9. Сроки рассмотрения обращения: не более 2 месяцев на подготовку и передачу в Сеть мнения Комиссии.
10. Правила рассмотрения:
a. Комиссия информирует СМИ, в отношении которого поступило обращение, и предлагает дать необходимые разъяснения.
b. Комиссия рассматривает обращение в режиме электронного обсуждения (по электронной почте, социальным сетям, скайпу);
11. Представители Комиссии, делегированные стороной, подавшей обращение, и стороной, на которую поступила жалоба, не принимают участия в выработке мнения Комиссии.
12. В случае, если у модератора заседания Комиссии есть конфликт интересов (он представляет сторону, подавшую обращение, или сторону, на которую поступила жалоба), функции модератора переходят уполномоченному члену Комиссии, согласно Регламенту Сети.
13. Решение принимается по принципу «консенсуса – 1 голос». При этом член Комиссии, проголосовавший против имеет право приложить к проголосованному мнению свой комментарий.
14. Окончательное мнение Комиссии передается секретарю Сети и рассылается в национальные органы саморегулирования.
15. Национальные органы саморегулирования Сети обязаны обнародовать мнение Комиссии на своих официальных страницах/веб-сайтах в сети Интернет или другим способом.