Краткий свод рекомендаций для журналистов по ограничению доступа к фото и видео, содержащим сцены насилия

 Два основных принципа маркирования аудиовизуального контента со сценами насилия и последствий трагедий

Краткий свод рекомендаций для журналистов по ограничению доступа к фото и видео, содержащим сцены насилия и чрезмерно «живописные» изображения

Одна из первостепенных задач журналиста – достоверно и полно описывать происходящее, хотя порой оно бывает ужасающим и трагическим. Что делать, если по долгу службы пришлось описывать случай суицида, последствия теракта или смерть человека?

Аудиовизуальные средства передачи информации имеют более непосредственное и сильное воздействие на реципиента, нежели текстовые форматы. Поэтому в случае трагедии их использование должно быть строго оправдано.

В первую очередь, никогда не стоит забывать об ответственности журналиста перед родственниками и близкими погибшего. Согласно Рекомендациям по защите частной жизни в СМИ, специальные меры предосторожности должны быть приняты, чтобы защитить людей, находящихся в горе, трауре, шоке из-за происшествия с ними, с их близкими или родственниками.

Оправданием для публикации того или иного видео/фото может служить "общественный интерес". Важно отделять его при этом от общественного любопытства. Медиаэтический стандарт - 2015 Коллегии по жалобам на прессу учитывает подход британского Кодекса практики 2004 года и признает, что "общественный интерес" распространяется на обнаружение и раскрытие преступлений и серьезных проступков, защиту общественного здоровья и безопасности, а также на предотвращение заблуждений, возникающих у общественности в результате заявлений или действий отдельных лиц или организаций. В качестве наглядного примера можно рассмотреть публикацию телеканал РЕН-ТВ "Заигрывания со смертью: видео последних минут жизни основателя Soho Rooms, упавшего с 19-го этажа в Москве", размещенную на их официальном сайте 29 января. На первый взгляд кажется, что сопровождающее текст видео (при этом акцент делается именно на визуальной части материала) не имеет "общественного интереса" ни в узком его понимании, ни в широком. Цель публикации скорее можно определить как "общественное любопытство" с оттенком сенсационности и юмора в заголовке, что в данном случае недопустимо.

Для ограничения некоторых групп граждан от нежелательного воздействия на психику существует несколько примеров маркеров. Первой в списке подобных ограничителей стоит возрастная классификация информационной продукции, которая была введена после вступления в силу Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Ценз говорит о возрасте, с которого рекомендуется просматривать/прослушивать те или иные аудиовизуальные материалы, в зависимости от их содержания. Например, в случае с публикацией РЕН-ТВ, это мог бы быть ценз минимум 16+, так как видео содержит изображение несчастного случая с натуралистичным показом последствий.

В английском языке существует понятие "graphic image", которое дословно означает "живописное изображение" – то есть драматичное, яркое, и используется оно именно в отношении аудиовизуального контента в СМИ. В зарубежной практике существует ряд рекомендаций по использованию и маркировке подобных материалов.

Например, международная организация Radio Television Digital News Assosiation (RTNA) составила собственное руководство по этому вопросу. И в первую очередь, оно заставляет журналиста задуматься: какова цель публикации? Оправдана ли она значительным общественным интересом или имеет социальную значимость? На эту тему есть рассказ директора фотоотдела британского издания "Guardian" о том, как отбираются фотографии и графические материалы для публикаций. Важно заметить, что перед самой статьей имеется предупреждение, что в тексте содержатся изображения, которые некоторые читатели могут счесть неприятными/пугающими (пер.: Warning: this article includes graphic images some readers may find disturbing). Подобные надписи перед графическим и аудиовизуальным материалом – второй из принятых способов маркировки. Также можно прочитать статью на английском языке "Как новостные организации должны обрабатывать визуальные изображения драматического характера в эру социальных медиа?" на сайте Columbia Journalism Review.

Возвращаясь к примерам, стоит вспомнить недавнее трагическое событие – теракт в отношении российского посла Андрея Карлова и его освещение средствами массовой информации. Роль "общественного интереса" в наглядном изображении последних минут жизни всегда достаточно спорная. Иногда в случаях, когда дело касается государственных служащих и высокопоставленных лиц, размещение деталей может быть оправдано именно "общественным интересом", однако при положительном решении о публикации или трансляции подобных случаев, аудиовизуальные элементы стоит строго маркировать. Так, например, предупреждает читателя онлайн издание BuzzFeed:

(Пер.: «Осторожно, изображение ("graphic image") носит драматический характер.
Кликните, чтобы открыть»)

А так, размещая видео на популярной платформе YouTube, и предупреждает, и одновременно выставляет возрастной ценз правозащитная организация Комитет по предотвращению пыток.

Euronews показали видео с убийством посла, однако, оно было обрезано – без изображения момента выстрела и предсмертных гримас.

В день трагедии многие СМИ как в России, так и за рубежом либо избегали наглядного изображения убийства, либо обрезали чрезмерно эмоциональную часть, либо маркировали свои материалы текстовым предупреждением о наличии сцен насилия и выставляли возрастной ценз. Это правильная и жизненно важная практика, которой стоит пользоваться всем российским медиа при освещении трагических ситуаций.

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов