В Кишиневе состоялась встреча Сети организаций медийного саморегулирования

 Освещение выборов, проблем мигрантов, фейки и верификация - главные темы встречи представителей советов прессы СНГ 

Проблемы освещения новостей, связанных с беженцами и мигрантами, верификация информация и совместное противодействие пропаганде - главные темы, объединившие на очередной встрече представителей членов Сети организаций медийного саморегулирования (СОМС) стран постсоветского пространства.

Ежегодное собрание прошло в Кишиневе 2 и 3 марта с участием экспертов из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы, России, Украины, а также делегатов от Совета по прессе Европы. Общественную Коллегию по жалобам на прессу представляли член Коллегии Юрий Казаков и менеджер по коммуникациям – Алёна Болдырева.

Первый день работы конференции был посвящен вопросам профессиональной этики, рискам и угрозам современной медиаиндустрии и будущему СОМС. Участники от каждой страны давали краткий анализ текущего состояния своих советов по прессе с упоминанием количества жалоб за последние три года, а также их тематики.

Члены Украинской комиссии журналистской этики  – Алексей Погорелов и Сергей Гузь – представили доклад с практическими рекомендациями по освещению проблем миграции населения, беженцев и переселенцев. В связи с конфликтом на юго-востоке страны эта тема является для украинских журналистов одной из наиболее острых и актуальных. Экспертами был проведен мониторинг, результаты которого показли:

a) Телеканалы активно говорят про "воинов АТО" (военных украинской армии, участвующих в так называемой антитеррористической операции): их упоминают в 12% сюжетов на центральных телеканалах (в 10% - на региональных). В 27% случаев эти упоминания не являются нейтральными.

b) Противоположная сторона - "ополченцы Донбасса" - упоминается в 11% сообщений центральных телеканалов и 3% - региональных.

c) Переселенцы игнорируются центральными каналами – о них упоминают всего в 1% новостных сообщений.

d) Жителей "оккупированных территорий" практически не упоминают ни центральные (4% и те – про серую зону), ни местные телеканалы (1%).

e) Тема волонтеров замалчивается телеканалами.

f) Семьи военных, а также дети получают мизерное внимание СМИ.

g) В 69% случаев источником конфликтности в новостных сюжетах являются сами журналисты, а люди в кадре – только в 31% случаев.

h) Ток-шоу центральных каналов скорее усиливают барьеры и ненависть, чем противодействуют им.

Алексей Погорелов отметил, что освещение конфликтов всегда было сложным заданием для журналистов, поскольку требовало особенных подходов, специальной подготовки и, кроме профессионализма, еще и гуманности. Вынужденно перемещенные лица нуждаются в информации двух видов: (1) практической информации для спасения жизни и (2) практической информации для устройства жизни после вынужденного переезда.

Согласно статистике, которую также привели члены Комиссии по журналистской этике в Украине, медиа, которые пишут о зоне конфликта, не дают полной картины. Из более, чем 700 материалов, которые описывали ситуацию в зоне боевых действий, только около 10 были посвящены медицине. За 3 месяца в эфире не было ни единого материала о том, что происходит с канализацией и вывозом мусора в жилой зоне ЛНР и ДНР, о том, кто лечит людей в бомбоубежищах и какая там гигиена. Не было информации и о том, где хоронят погибших от обстрелов, если пули не перестают летать городами и селами?

В презентации содержались советы, сформулированные немецкими социальными психологами, которые помогают понять стратегию работы на уровне государства по интеграции вынужденных переселенцев и предотвращения дискриминации. Эти рекомендации могут быть также ориентиром для СМИ с точки зрения понимания подходов государства к решению проблем своих граждан. Вот некоторые из этих советов:

  •  Лексика имеет значение
  • Принципы безопасности и приватности – прежде всего
  •  Люди становятся заложниками определенных обстоятельств
  • Каждая людская история – индивидуальна
  • Не способствуйте политическим манипуляциям вокруг темы
  • Всем сторонам должно быть предоставлено слово
  • Не искажайте реалии ради красивых картинок и сенсационных текстов
  • Думайте о последствиях своих материалов
  • Рассказывайте о проблемах через призму жизни конкретных людей
  • Исследуйте темы, на которые не обращают внимания другие медиа
  • Не ищите виноватых

Также Алексей Погорелов и Сергей Гузь презентовали книгу "Журналистика в условиях конфликта: передовой опыт и рекомендации", которая была выпущена В 2016 году при поддержке Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Посольства Великобритании в Украине.

Пособие является сборником рекомендаций для сотрудников СМИ относительно того, как освещать развитие конфликта и его последствия; пособие включает несколько разделов, охватывая такие темы, как безопасность журналистов в условиях конфликтов, международные стандарты и практики конфликтно-чувствительной журналистики, советы при работе с группами, пострадавшими вследствие конфликта.

Опытом разбирательства конфликтов и жалоб на материалы СМИ при освещении поделились члены органов медийного саморегулирования  Грузии, Молдовы и России.

По словам председателя Совета по прессе Молдовы Виорики Захария, основной и самой большой проблемой в предвыборной гонке являются фейковые новости, непроверенная или заведомо ложная информация. Выборы в Молдове прошли в конце октября – в начале ноябре в 2016 году в два тура. Основными кандидатами были Игорь Додон и Майя Санду, против которой в СМИ и было распространено множество дезинформации. Наиболее яркие примеры –  "30 тысяч сирийских мигрантов, которые наводнят Молдову в случае победы Майи Санду", "Майя Санду – кандидат гомосексуалистов" и "Майя Санду продаст молдавские земли американцам, как это произошло в Украине". Ни одна из этих фраз не имела под собой ничего реального, а в ее распространении участвовали не только молдавские, но и российские СМИ (в частности, "Комсомольская правда").

"Спекуляции подобного рода рождаются от внешней пропаганды и стереотипов, основными из которых сегодня являются темы, связанные с Сирией, Америкой и нетрадиционной ориентацией", - рассказала Виорика Захария.

Также глава совета прессы представила краткую статистику Координационного совета по телевидению и радио Молдовы: во время выборов было проверено 14 вещателей, из них нарушили этические нормы – 10. Всего вынесено предупреждений: 38.

Член Грузинской хартии по журналистской этике Майя Мецхваришвили рассказала о том, что во время выборов в Грузии, которые также прошли в 2016 году, был проведен мониторинг СМИ. Рассматривались две категории телепередач – новостные программы на одиннадцати основных каналах и ток-шоу на этих же канал в прайм-тайм. В случае новостных программ оценивались сбалансированность, манипулятивность, проверка фактов и время, выделенное в программе для каждого субъекта выборов. В ток-шоу - актуальность темы, выборка респондентов (непредвзятость, баланс), предотвращение распространения недостоверной информации и предотвращение "языка вражды".

По итогам исследования было обнаружено, что в случае с новостными телепередачами освещение оставалось несбалансированным, а большая часть времени была отдана проправительственным партиям. Использования "языка вражды" было меньше, чем в 2012 году, однако процент все равно ощутим. В отношении ток-шоу было установлено следующее: телеведущие часто играли роль модераторов и не старались прояснить суть вопросов, поэтому распространение неоднозначной информации по-прежнему остается вызовом для телевизионной журналистики. Также можно сказать, что ток-шоу являются мощным оружием пропаганды и диффамации.



Основные рекомендации, которые собрала в своей презентации Майя относительно освещения выборов в СМИ, звучат следующим образом:

a) Предоставление равного эфирного времени для каждого кандидата не равно квалифицированному освещению, так как это не повышает осведомленности публики, а даже наоборот, способствует распространению сообщений кандидатов, в том числе и неправдоподобных обещаний. Было бы лучше, если телекомпания показала публике, насколько реалистичны обещания и видения, и помогла бы сделать осознанный выбор. В случае, когда возникают вопросы к респонденту, и он/она отказывается от участия в шоу, ведущий должен информировать общественность об этом.

b) Телеведущий должен быть готов, что кандидат может использовать эфирное время для пропаганды и агитации. При этом он также должен пытаться исправлять фактологические ошибки гостя и предоставить зрителям достоверную информацию.

c) Команда телешоу также должна пытаться не сталкивать лицом к лицу враждующие на каком-либо основании стороны во избежание словесного или даже физического противостояния.

d) В случае, если респондент использует «язык вражды», телеведущий обязан дистанцироваться от нее и отметить, что это совершенно недопустимо.

В России вопрос освещения выборов проработан не столь детально и за последние несколько лет в Коллегию поступила всего одна жалоба, связанная с нарушением этических стандартов в СМИ – это жалоба члена комиссии с правом совещательного голоса И.А.Мальцевой на сетевое издание "В частности" в связи с публикацией "Кандидаты по 12-му кругу на выборах в Ивоблдуму: "Голос" заголосил зря". О споре и выработанном решении рассказал Юрий Казаков.

Отдельная дискуссия была посвящена работе созданной ранее в рамках СОМС Консультативной комиссии по предотвращению пропаганды. Было принято решение о создании сайта для Сети Организаций Медийного Саморегулирования, где будет отдельная страница для Комиссии.

Завершилась ежегодная встреча отдельным мероприятием "Stop Fals" с участием заинтересованных лиц и средств массовой информации Молдовы, на котором обсуждалось качество журналистики сегодня. В частности, разговор шел о пропаганде и фейках в СМИ, а Коллегия презентовала свой новый проект по верификации информации. Трансляцию заседания можно посмотреть по ссылке.

 

 

 

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов