Качество прессы и новые формы. Итоги делового форума и практической конференции СМИ
Российские и зарубежные медиаэксперты, руководители и редакторы успешных СМИ, журналисты и представители факультетов масс медиа ведущих российских университетов 12 и 13 апреля собрались на масштабном отраслевом мероприятии "Золотой фонд прессы". В первый день экспертов объединил Деловой форум СМИ по теме "Качественная пресса и перспективы ее развития". Во второй - практическая конференция "Мультимедийная журналистика - новые возможности для развития".
В разговоре о качестве прессы большое внимание уделялось вопросам профессиональной этики. Одним из основных выступлений, связанных с этой темой, стал доклад консультанта ООН, ЕС, Совета Европы, ОБСЕ и Офиса по международному сотрудничеству Великобритании Марека Бекермана, посвященный росту слухов и недостоверной информации.
МАРЕК БЕКЕРМАН, консультант ООН, ЕС, Совета Европы, ОБСЕ и Офиса по международному сотрудничеству Великобритании, University of Salford, Манчестер
Фейковые новости – фейковая проблема?
«Мы подверглись бинарной журналистике: только черное и белое, хорошее – плохое, правда – ложь».
По своей сути, фейковые новости – это и есть фейк, потому что подобного рода информация существовала всегда и называлась "неправдой". Однако с развитием информационных технологий феномен получил новый виток развития, появились подвиды фейковых новостей. Это создает две большие проблемы, среди которых главные - разрушение редакторского процесса и снижение качества.
Новые модели СМИ, новые модели распространения. Журналистов не стало меньше, и они не стали хуже, просто журналистика изменилась, редакторские процесс упростился, свелся к минимуму, и никто теперь не хочет много платить за редакторскую работу. А хорошие журналисты привыкли получать соответствующие деньги.
О том, как состоят дела с соблюдением журналистской этики в Европе рассказали директор ЕФА Рената Шредер и член Совета Союза журналистов Швейцарии Роман Бергер.
РЕНАТА ШРЕДЕР, директор Европейской федерации журналистов
Вызов этическим стандартам - опыт Европы
«Возродить прежнее доверие аудитории – новый вызов и задача для СМИ»
Мы часто слышим слово "медиакризис", а сейчас еще и словосочетание "фейковые новости". Мало кто сегодня настроен оптимистично по отношению к будущему журналистики. Основная задача для нас, журналистов, – заставить аудиторию вновь поверить в журналистику и поверить журналистам, улучшить ее качество.
Доверие аудитории падает на фоне общего снижения качества журналистики.
В целом нельзя сказать, что нам не хватает информации, наоборот – мы тонем в ее обилии, в тоннах дезинформации и пропаганде. Феномен социальных медиа приобретает все большее значение.
Все больше становится потребность в проверенных, продуманных, качественных новостях, которые впоследствии будут переданы в ясной, четкой форме. Для того, чтобы производить такие новости, нужны профессионалы, а им надо платить. Однако у многих возникает внутреннее противоречие: зачем платить больше, если можно заплатить тому же блогеру в разы меньше, и он напишет, что пожелаешь. Отсюда проистекает заметное снижение общего качества журналистской продукции и профессии в целом.
Доверие – одна из главных проблем в отрасли сейчас. Недавнее исследование "Евробарометра" показало, что из всех видов СМИ, наиболее вызывающим доверие является радио. В исследование входили как страны ЕС, так и потенциальные и будущие кандидаты.
Например, в Германии уровень доверия к печатным СМИ заметно снизился на фоне притока мигрантов. Точнее, на фоне того, как средства массовой информации освещают эту тему. В то время как к радио – наоборот, доверие увеличилось. Частично это связано с тем, что на радио приглашаются живые люди (мигранты, например) и рассказывают о проблеме от первого лица.
Исследование "Journalism: A Profession Under Pressure?". В нем приняло участие 947 журналистов из 47 стран, включая Россию. 60% опрошенных журналистов говорили о психологическом давлении, 50% – об оскорблении со стороны заинтересованных групп, 28% респондентов вообще не жаловались в виду страха, 57% - не обращались к полиции.
Вот РЕКОМЕНДАЦИИ, которые выработала Европейская федерация журналистов :
• Необходимо поддерживать общественные СМИ;
• Прозрачность владельца СМИ, механизмов финансирования;
• Обратить внимание на условия труда;
• Стимулировать следование этическим нормам через консультирование, организацию всевозможных конференций, семинаров, вебинаров, круглых столов и так далее, создание внутренних редакционных Кодексов этики и так далее;
• Необходимо заставить соцсети брать на себя ответственность за издание новостей;
• Поддерживать медиаграммотность;
• Вкладывать деньги в образование, тренинги для журналистов, обмениваться опытом в разных регионах.
Рената Шредер также написала статью для журнала «Журналист», которая во многом послужила основой для ее выступления на форуме 12 апреля.
РОМАН БЕРГЕР, член Совета Союза журналистов Швейцарии, профессор Университета Цюриха
«Пытаясь определить медиа в цифровую эпоху – все равно что стрелять по крохотным тарелочкам»
Как освещать острые политические ситуации и конфликты? Можно, конечно, посылать журналистов как парашютистов, но они не знают региона, не говорят на языке, поэтому результат подобных «выбрасываний» – это очень плохое качество репортажей. Самый дешёвый способ сегодня – описывать события посредством Интернета: можно рассказать о любой точке мира, не имея специальных корреспондентов. Но это влияет на качество.
Мы перегружены новостями, но не информированы полностью. Интернет не создал медиа разнообразия, а наоборот – породил монополистов вроде Google или Amazon. Интернет содержит одинаковый контент и мнения, то есть Интернет только усилил концентрацию и коммерциализацию медиа рынка.
В США сотни газет исчезли, а те, которые остались, стали частью больших холдингов. Новая компания Spirited Media хочет закрыть рынок локальных медиа (сотни миллионов людей), чтобы вернуть аудитории ее локальную идентичность. Потому что именно эти люди (жители fly-over country) выбрали Трампа. Ведущие американские газеты не знали, что происходит в остальной части США, поэтому результаты выборов стали для них сюрпризом. Это и есть медиа кризис. Урок из этих выборов: журналисты должны покинуть редакции и начать говорить с людьми на улицах. Некоторые газеты стали создавать виртуальные ньюсрумы, которые состоят из журналистов на местах.
Группа европейских СМИ в 2016 запустили проект European Journalism Data Network, чтобы делиться историями и переводить их на 12 языков. Они верят, что там можно увеличить продуктивность редакций, которые освещают европейские новости.
Есть принципы, которые остаются неизменными:
1. Опасть, что в цифровую эру технологии становятся важнее журналистики.
2. Журналисты должны оставаться журналистами, а не становится инженерами.
3. Информация имеет цену, она не бесплатна, но с другой стороны, информация – это не товар. Новые технологии помогают редакции достичь более широкой аудитории.
4. В демократических системах информация – это кислород, поэтому медиа нельзя оставлять наедине с медиарынком.
5. Интернет делает операции с информацией дешевле и доступнее, проще. Для нас это большой шанс и большой вызов одновременно.
Теме принципиально важного взаимодействия издателя с читателем и основных тенденциях на мировом и отечественном рынках посвятил свое выступление представитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий.
Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обожествление Интернета
По мнению Кудия, издатели слишком сильно увлеклись Интернетом. Не то чтобы это плохая тенденция, но при повальном слепом увлечении идеей существования только онлайн, теряются деньги (которые, в свою очередь, берутся с печатки не всегда окупаются). С точки зрения монетизации, все достаточно печально, так как в среднем по миру Интернет дает до 10% дохода.
Мировой рынок
Первая тенденция – массовый и стремительный переход из оффлайна в онлайн. Однако при этом значительно страдает качество контента.
Вторая тенденция – в сфере рекламы возникает необходимость развивать контакт с читателем и продажей продукта потребителем. Для этого необходимо серьезно заниматься как с контентом, так и с читателем. Продажа тиражей и в розницу, и по подписке, и в сети (электронный контент, как целыми номерами, так и отдельными статьями).
Вывод: издателю в настоящее время надо интенсивно заниматься работой по продвижению своего бренда. То есть помимо основных своих продаж, необходимо проводить всевозможные круглые столы, конференции, конкурсы, вебинары. Издатели должны работать везде и всюду.
Ближе к нашему отечественному рынку
Первая тенденция – финансовые трудности и технологический прорыв, влекущий за собой определенные последствия для печатных СМИ.
Вторая тенденция – потребительский спрос падает (часто по вполне прозаическим причинам: подорожание периодической печати из-за роста цен на бумагу, особенно на фоне кризиса + спад интереса к чтению).
Третья тенденция – недостаточность гос.поддержки прессы.
Доклад о трансформации печатных изданий в цифровые форматы и связанных с этим проблемах представил генеральный директор издательского дома "Алтапресс", член Общественной коллегии по жалобам на прессу Юрий Пургин.
По его словам, в журналистике, как и в природе не бывает чудес, и все нужно делать буквально своими руками. Он поделился с участниками своим видением основных шагов, которым стоит следовать при переходе из печати в "цифру".
Также в первый день Делового форума выступили: Юрий Таранцов генеральный директор ИД "Свободная пресса" (г.Воронеж), Михаил Казаков – руководитель департамента подписки ФГУП "Почта России", Сергей Мешавкин – эксперт проекта "Золотой фонд прессы", Камилла Нигматуллина – доцент кафедры периодической печати СПБГУ (г.Санкт-Петербург) и другие.
В рамках практической конференции "Мультимедийная журналистика – новые возможности для развития" главный редактор Russia Beyond The Headlines, эксперт и сооснователь MediaToolBox, редактор журнала "Журналист" Всеволод Пуля рассказал об управлении мультимедийной редакцией.
Основным метрикам, сервисам редакционной аналитики и работе с ними были посвящены выступления сотрудников Mail.ru Group Сергея Паранько и Надежды Егоровой.
Также на конференции своими знаниями и опытом поделились Роман Худагонов – директор по продукту и сооснователь Setka, Геннадий Булаев – глава отдела по сопровождению клиентов Setka, Оксана Силантьева мультимедийный продюсер и руководитель компании "SilaMedia", медиаобозреватель Саша Жуковская, Ксения Салюкова – руководитель спецпроектов в Cosmo, Илья Красильщик – издатель "Медузы", Мария Рзаева – директор спецпроетов компании "Бумага Медиа" и Мария Вылежанина-Донская – управляющий директор MDK Creative Agency.
Текстовую трансляцию первого и второго дня можно прочитать на сайте журнала "Журналист", а также в канале MediaToolBox в Telegram. Также все материалы, в том числе видео, фото и презентации будут доступны в Клубе Журналиста.
Автор текста: Алена Болдырева
Фотографии: журнал "Журналист"