Киберэтика, провластные СМИ и трансформация медиа: что обсуждали на семинаре Коллегии по жалобам на прессу

"Общественная коллегия по жалобам на прессу как ресурсный центр защиты информационных прав граждан" - семинар российского органа медийного саморегулирования с таким названием собрал членов Коллегии, экспертов и представителей СМИ на одной площадке в отеле Холидей Инн Лесная 29 и 30 мая.

Открыл заседание председатель Палаты медиа-сообщества Михаил Федотов, отметив: "Коллегия действительно стала себя ощущать как ресурсный центр. Прежде всего потому, что содействовала созданию региональных коллегий".


Первый день мероприятия был посвящен, в основном, настоящему и будущему Коллегии: как ей стать более авторитетной среди медиа? Как быть ближе к журналистам-практикам? Как работать в условиях цифровизации СМИ?

С одной стороны, считает член Коллегии, главный редактор газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев, мы не выживем без обращения к провластным структурам, потому что большинство СМИ сегодня находятся в государственном подчинении. Такие компании привыкли решать все вопросы в административном порядке и воспринимают организации типа Коллегии химерами, фикцией.  С другой же стороны, как только государство начнет узнавать больше о деятельности Коллегии, оно захочет так или иначе контролировать ее.

Мнению Павла Гусева парировала сопредседатель Казанской региональной коллегии, глава Союза журналистов Татарстана и заместитель председателя Государственного Совета Республики Татарстан Римма Ратникова: "Обращение к государству — это самый пагубный путь. В этом случае власть будет заказывать музыку. А это недопустимо".

Значение саморегулирования и гражданского сорегулирования в сети Интернет отметил Михаил Федотов.

"Единственное средство регулирования в Интернете - саморегулирование. Оно основано на солидарности и понимании. Если ты поступаешь плохо, то тебя твои же коллеги будут осуждать. Интернет — это свободная среда. Все попытки сделать ее несвободной обречены. Это то же самое, что бороться с комарами на болоте с помощью мухобойки. Я считаю, что появление той же блогосферы способствует расцвету нашего института саморегулирования, а не наоборот", - рассказал Федотов.

Что же такое Коллегия? Что удалось ей сделать за последний год? Заместитель председателя Палаты медиа-аудитории Юрий Казаков ответил на этот вопрос лаконично в цифрах: "Мы посмотрели за год 23 жалобы, а планировали 13. За год у нас было 8 председательствующих заседаний, 14 - с выработкой экспертного мнения. Что важно на сегодня: сегодня идёт легализация экспертно-консультативного совета. Это 28 человек, 4 страны, 12 городов, 11 докторов наук, 8 действующих журналистов и редакторов".

Члены Коллегии, председательствующие на заседаниях по разным жалобам, рассказали о выявленных прецедентах. Представители региональных Коллегий выступили с подведением промежуточных итогов работы.

Также в рамках семинара обсуждался программный документ "Медиаэтический стандарт Коллегии", который на данный момент является проектом. Цель дискуссии — внести основные предложения и замечания, чтобы в скорейшем времени ввести этот документ в широкое использование уже не в виде проекта, а виде полноценного стандарта.

"Любой кодекс — это такой документ, который можно совершенствовать беспрерывно. Есть кодексы по 200 страниц, а есть полторы странички. Сложно найти какие-то конкретные коррективы по типу "это должно быть, а это нет". На мой взгляд, этот проект вполне самодостаточный, полный документ", - сказала эксперт Коллегии Каринэ Назаретян.

Коммуникационные стратегии Коллегии, их развитие и способы продвижения представила менеджер по коммуникациям Коллегии Алена Болдырева.

Результатами эмпирического исследования в аудитории завтрашних журналистов по теме "Приживётся ли в России Медиаэтический стандарт Коллегии?" поделилась ответственный секретарь Александра Лукашова.



Работу во второй день семинара открыла член Коллегии Анна Качкаева с дискуссией об этике в новых медиа. В первую очередь, она рассказала об изменениях в журналистике, о различии поколений Y и Z, о том, как и что читает аудитория, как изменились человеческие ценности и мир в целом.

"Мы получили так называемые новые медиа, все вокруг оцифровывается: оцифровка религиозной жизни и проповеди в мультимедийное формате, оцифровка самовыражения, языка и эмоций (Лайки, смайлы, Эмодзи)", - рассказала эксперт.

По ее словам, такие форматы как пранки, троллинг, фейки, мокьюментари входят в журналистику и зачастую даже выдают себя за таковую. Возникает множество угроз качеству контента, все сложнее дать определение продуктам современной журналистики.

Так, среди основных трансформаций и изменений в медиа отметили:
- Нет издательств и редакций
- Сетевые издания как платформы монетизации авторских проектов и брендов
- Умирают не только газеты, но и сайты
- Потребитель может не знать, что эта страница или якобы СМИ — "хаб", а авторы зарабатывают
- Потребитель может не знать, что материалы верстаются роботами, а редакция уже давно ничего не пишет или её уже нет
- Роботизированная журналистика
- Журналистика сообществ/пабликов
- Объяснительная журналистика
- "Иммерсивная" журналистика
- Журналистика данных

Эксперты отмечали, что, вероятно, в скором будущем возникнут взаимодополняющие этики - журналистская, гблогерская, и можно будет их объединить общим понятием 'киберэтика'.

Говоря о вопросах образования, преподаватель журналистской этики в Высшей школе экономике Светлана Шомова  отметила, что вопросы студенты задают одни и те же, что сейчас, что 20 лет назад, и у них по-прежнему возникают мысли о взаимосвязи этики и карьерного роста.

Заключительным аккордом семинара стало Установочное заседание Экспертно-консультационного совета Коллегии по жалобам на прессу, которое провел Юрий Казаков.

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов