Воронка как природное явление (например, в воде или воздухе) появляется не мгновенно. Она растет постепенно, увеличивая мощность поглощающей силы. Если вы хотя бы на картинке видели такую воронку, то можете себе представить, как выглядит и работает воронка из фейков.
Кажется, это наиболее точное определение того, что произошло во время последней трагедии в Кемерово: сначала кто-то осторожно упомянул, что на самом деле там не десятки, а сотни жертв. Затем это повторил второй, десятый, сотый человек. Решающий удар нанесли блогеры и публичные личности.
Водоворот непроверенной информации закрутился настолько быстро, что уже через сутки после случившегося вся Россия, кажется, разделилась на лагерь тех, кто истошно требует сказать им «правду» и тех, кто просто непонимающе молчит. Первых, к слову, было явно больше.
Почему так происходит?
Все дело в наших эмоциях и устройстве нервной системы в целом, именно благодаря им мы иногда принимаем не самые верные решения и легко поддаемся панике. Умберто Эко говорил, что драмы имеют общечеловеческое значение. Поэтому когда происходят трагические ситуации вроде недавнего пожара в ТЦ «Зимняя Вишня», люди не только разделяют чувства друг друга и практикуют сплочение, но и активно ищут истину.
Вторым немаловажным фактором становится уровень доверия к СМИ. В России он не так высок, поэтому люди скептически относятся к официальной информации и считают, что власть что-то скрывает
Третью причину хорошо описал анонимный телеграм-канал «Медиатехнолог»:
«Кто-то так хулиганит в стиле 2ch, 4chan [популярные молодежные паблики с неоднозначным содержанием, – прим.ред.] и прочих имиджборд - и потом смотрит, как его слух ползет "от Москвы до самых до окраин", от всеверующих "Одноклассников" до админов телеграм-каналов.
Многим хочется хайпа. Обывателю в его серой жизни хочется немного побыть Незыгарем для своего окружения. Стать инсайдером. Быть первым, кто напугает. Хоть раз побывать в центре внимания и смешанного со страхом восхищения "ну ты молодец, такое узнал».
В том же самом посте резонно замечается, что это картинный случай и в современной истории таких – масса. При этом не только российской.
И если профессиональные журналисты уже пережили этот год «постправды», поняли, что фейки – это плохо и даже частично научились с ними бороться, то пользователям социальных сетей еще предстоит пройти этот путь. Мы решили обозначить несколько ключевых советов, чтобы хождение по мукам и фейкам не казалось слишком болезненным.
1. Не поддавайтесь эмоциям
Если вас призывают сделать что-либо немедленно стоит сделать ровно наоборот: остановиться и подумать. Такие фразы как «срочно распространите», «срочно расскажите» и тд, особенно написанные капслоком должны заставить задуматься. Банерная реклама (та, что преследует вас в боковых блоках на многих сайтах) – это еще один хороший пример всего того, на что вестись не стоит: «вы не поверите, но», «от вас скрывают правду», «Вася Пупкин рассказал всю правду».
2. Смотрите на источник
Источник должен быть достоверным. Если это челове, то к него должно быть имя, которое можно проверить многими способами (особенно, если имя связано с каком-либо должностью в учреждении).
Например, в истории с трагедией в Кемерово все источники звучали как «зять подруги брата свата». Это не источники, это слухи. Даже выступавший на митинге мужчина, назвавший себя врачом, – это не источник. Да, слухи обрели лицо но все еще не обрели имя. Я тоже могу назвать себя врачом.
3. Найдите ту же информацию в проверенном источнике
Если вы увидели сообщение, которое вас смутило, попробуйте найти его в других источниках. Чаще всего информации либо будет очень мало, либо не будет вообще. Достоверными источниками можно считать информационные агентства ТАСС, Интерфакс, такие издания как Медуза, Ведомости, а также ряд телеграм-каналов. Лучше всего смотреть на подачу информации сразу в нескольких источниках, потому что ошибаться могут все.
4. Читайте дальше заголовков
В эпоху клипового мышления и социальных сетей СМИ пытаются привлечь внимание пользователей яркими заголовками, а кто-то и кликбейтом [способ привлечения внимания пользователя к последующему информационному сообщению заведомым искажением смысла этого сообщения – прим.ред.] грешит. Бывает так, что игра слов в заголовке не полостью или вовсе не отображает содержания самого текста, поэтому лучше убедиться, правильно ли вы поняли заголовок.
Чаще всего такие недопонимания среди пользователей появляются после смерти человека, у которого есть известный однофамилец. Например, в августе 2017 года погиб популярный в Инстаграме блогер Стас Думкин. У Стаса есть не менее известный однофамилец – Александр Думкин, тоже блогер. Что произошло среди пользователей соцсетей, вы можете предположить. До сих пор на канале Александра люди продолжают спорить, кто же все-таки погиб. И это далеко не единственная история в своем роде.
5. Проверяйте визуальные объекты
Часто в нестабильных ситуациях начинают появляться фотографии сомнительного происхождения. Во-первых, это могут быть старые фото, выдаваемые за актуальные. Во-вторых, это может быть фотомонтаж. В-третьих, автор фотографии может просто выдавать желаемое за действительное (так, к примеру, произошло с фотографией колонны военных грузовиков, которая разошлась по интернету как потенциальное доказательство лжи правительства).
Помимо скептического подхода к любой информации, любую фотографию можно проверить. Портал StopFake описали 13 онлайн-инструментов для проверки подлинности фотографий.
6. Тренируйте медиаграмотность
Для этого существует прекрасный со всех точек зрения международный проект «Медианавигатор», созданный в 2016 году и объединивший специалистов стран Западной и восточной Европы. В русской версии был создан тулкит, представляющий из себя сборник практических упражнений. Найти его можно по ссылке: https://medianavigator.org/toolkit.
Кто оказался все же виноват? Хорошую статью в ответ на этот вопрос написали MediaLeaks: «Пожар в Кемерово: откуда пошли разговоры о том, что власти скрывают 300 погибших».
Одной из основных причин считается пранк [злой розыгрыш, граничащий с грубостью – прим.ред.] блогера Евгения Вольнова, который специализируется на подобных розыгрышах уже не первый год. В день трагедии он звонил в морги и похоронные бюро, представлясь высокопоставленными чиновниками, с вопросом, найдется ли определенное количество мест или гробов (в разных ситуациях он называл цифры 300, 400, 450 жертв).
Автор: Алена Болдырева