В середине апреля Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, регулирующий распространение ложной информации в социальных сетях. Он подразумевает административную ответственность (штрафы) для владельцев социальных сетей, коим может являться как физическое, так и юридическое лицо. При этом санкции не имеют отношения к отдельным пользователям, они обращены только к форме собственности. Проект закона внесли депутаты от «Единой России» Сергей Боярский и Андрей Альшевских.
Согласно законопроекту, выполнять надзорную и регулирующую функцию будет Роскомнадзор. Предлагаемые правки предоставят ведомству право требовать от социальной сети удаления недостоверной общественно значимой информации в течение 24 часов. За неисполнение предусмотрены штрафы: если платформа принадлежит физическому лицу, штраф будет от 3 до 5 млн рублей, если юридическому – в десять раз больше, от 30 до 50 млн. Законопроект находится в стадии активной разработки и требует множества дополнений и уточнений. Пока, в частности, не совсем понятно, кто, каким образом и в каком порядке будет определять недостоверность распространяемой информации. Инициатор законопроекта Сергей Боярский подчеркивает, что «такую же работу ведут наши коллеги – страны в Совете Европы. Мы видим, что они тоже озадачены информационной безопасностью своих государств».
В ряде зарубежных стран, не только входящих в Совет Европы, и правда ведется подобная политика. В зависимости от государства, его типа устройства, целей и задач, законы и санкции за распространение фейков – разные. Рассмотрим некоторые из них.
Германия
Статус закона: в силе
Одна из первых стран, которая ввела санкции за распространение непроверенной информации на законодательном уровне. Катализатором (как и во многих других странах) процесса послужили грядущие выборы и печальный опыт Соединенных Штатов. 30 июня 2017 года был принят закон Net Enforcement Act (NetzDG), который был направлен в первую очередь на борьбу с фейками, диффамацией и языком вражды в интернете. Он обязывает основные крупные платформы вроде Facebook, Twitter,
YouTube удалять или блокировать «очевидно ложный» контент в течение 24 часов с момента поступления жалобы, иначе накладывается штраф в размере до 50 млн евро на компанию. В случае, если публикация спорна и требует разбирательства, компании дается 7 дней, а также право отдельному пользователю на ответ. Министр правосудия Хайко Маас считает, что «в отношении преступности в сети должна существовать не меньшая по сравнению с преступностью на улицах ответственность».
Закон не был встречен единогласным согласием. Некоторые цифровые компании высказывали опасения, что теперь социальные сети превращаются в полицию нравов и контроля над контентом. Некоторые сочли предлагаемые сроки слишком короткими для полноценного рассмотрения дела.
Малайзия
Статус закона: в силе
Один из наиболее радикальных законопроектов против распространения фейковых новостей был принят в апреле этого года в Малайзии. Он подразумевает наказание вплоть до лишения свободы сроком до 6 лет не только за инициацию ложной информации, но и за репосты. При этом этом закон направлен на гражданское сообщество, то есть любой человек, опубликовавший запись с непроверенными или ложными сведениями в социальной сети становится преступником.
Реклама в метро Куала-Лумпур, предупреждающая об ответственности за распространение фейков
Согласно закону, фейком считается «любая новость, информация и любые данные, которые полностью или частично не соответствуют действительности, в форме статей, аудио-визуальных записей или любых других видах, способных передавать/предлагать слова и идеи».
Власти Малайзии считают, что подобный закон направлен в первую очередь на защиту граждан и бизнеса от онлайн атак. «Общество хочет закона, который смог бы защитить малайцев от фейковых новостей. Если вы становитесь жертвой чего-то вирального и одновременно ложного, ваша жизнь может быть разрушена», – говорит Министр по коммуникациям и мультимедиа Салли Саид Керуак.
Однако правовое сообщество эту точку зрения не разделяет.
Закон связан со скандалом 1MDB [1Malaysia Development Berhad] – государственной компанией стратегического развития и грядущими выборами. В 2015 году премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак был обвинен в выводе 700 млн долларов на свой личный счет со счета компании. Заместитель министра по коммуникациям и мультимедиа Джайлани Джоари дал определение того, что также попадает под новый закон: «Любая информаци о 1MDB, не верифицированная государством, будет расценена как фейковая». В свою очередь, парламентарий от демократической партии сказал: «Эти новые законы созданы для запугивания людей, укрепления мысли, что премьер-министр непременно выиграет перевыборы, и остановить это невозможно. Однако правительство не может назвать абсолютно все ложью. Правда все еще значима для Малайзии».
Индия
Статус закона: ожидает вступления в силу
Для регулирования сфера массовых коммуникаций в Индии существует Министерство информации и телерадиовещания. В начале апреля было вынесено постановление, согласно которому, журналисты будут наказываться за распространение фейков путем лишения лицензии на какое-то время (в Индии все журналисты, работающие в СМИ, обязаны иметь соответствующее удостоверение).
Филиппины
Статус закона: в силе
Радикальная тенденция регулирования непроверенной информации на законодательном уровне наблюдается во многих странах Юго-Восточной Азии. Филиппины в этом случае не исключение. В июне 2017 года был принят закон «О злонамеренном распространении ложных сведений и других связанных с этим нарушениях». Согласно определению, содержащемуся в документе, ложной считается информация, «вызывающая панику, хаос, разногласия, насилие или ненависть, а также информация, содержащая элементы пропаганды с целью очернить или дискредитировать человека». Нарушение закона влечет за собой штраф в размере до 100 тыс долларов или заключение под арест до 5 лет.
Кредит: Иллюстрация Adam Noor Iman
Франция
Статус закона: в разработке
В январе 2018 года президент Эммануэль Макрон объявил о намерении ввести поправки в «Закон о СМИ», касающиеся распространения непроверенной информации в социальных сетях. Он также подчеркнул, что он сам и его команда стали жертвами фейков и хакерских атак в ходе предвыборной кампании в прошлом году (в частности, он указал на неподобающие действия телеканала RT).
Предполагается, что по решению суда, будет удаляться неподобающий контент, отдельные пользователи или полностью блокироваться доступ к сайту. Однако диктатуры власти не предвидится: Макрон также заявил, что хочет увеличить дистанцию между властью и СМИ и изменить роль так называемого watchdog – CSA [Superior Council of the Audiovisual], выполняющего надзорную и регулирующую функция в сфере массовых коммуникаций во Франции.
Ложная информация, сплетни, сатира, слухи существовали веками. В 2016 году, благодаря выборам в Соединенных Штатах, они обрели название – фейки, а словосочетание «fake news» даже стало словосочетанием года. И вот, спустя пару лет, государства по всему миру уже во всю борются с этими врагами посредством поправок, законов, штрафов и прочих санкций. Большинство вышеописанных законов были приняты незадолго до выборов. Профессор в области информационных технологий Пол Бернал говорит: «Многие страны ищут способы эффективно контролировать неудобную для государства информацию. Фейковые новости оказались удачным поводом для этого. Это Троянский конь». Подобные законы по своей природе достаточно неоднозначны и могут угрожать свободе слова в целом.
С другой стороны, ложная или непроверенная информация – это реальная угроза для общества. Одним из наиболее разумных выходов кажется активное внедрение медиаграмотности и информационной гигиены среди граждан. Это позволит людям самим научиться правильно искать и потреблять информацию. Подобная практика существует во многих странах мира. Например, в Бельгии существует организация Lie Detectors, помогающая повысить уровень медиаграмотности среди подростков, отправляя профессиональных журналистов в школы. Так, ветеран журналистики Джулиана фон Репперт-Бисмарк отмечает: «Программа предполагает, что студенты научатся использовать собственное критическое мышление и осторожность при работе с информационным миром». Также она считает, что привитие медиаграмотности – это единственно верное решение проблемы фейковых новостей.
Еще один путь – создание органов, которые будут отслеживать ложную информацию и работать напрямую с ней, а не гоняться за отдельными пользователемя или распространителями. Сейчас созданием подобных институтов занимаются Великобритания и Чехия, причем на проблему смотрят с точки зрения национальной безопасности. Подобный подход основан в первую очередь на диалоге, а не на насильном регулировании. Например, в прошлом году в Чехии было создано объединение внутри Министерства внутренних дел из 20 человек, которые занимаются мониторингом новостей в сети и выявлением угроз. Они также ведут аккаунт в Твиттере, где размещают советы по определению надежных источников, промотируют различные лекции по медиаграмотности и указывают на конкретные фейки.
Комментарий телекомпании Russia Today
«RT категорически отвергает все обвинения в том, что канал был каким-то образом замешан в распространении «фейковых новостей» — как в целом, так и в отношении Эммануэля Макрона и выборов во Франции. И несмотря на то что на протяжении всей предвыборной кампании звучали самые безумные высказывания относительно RT, никаких конкретных доказательств того, что канал участвовал в распространении «фейковых новостей» о Макроне, предоставлено не было — ни одной ссылки, цитаты или заголовка. Как следует из статьи Reuters, даже в штабе Макрона не смогли привести ни одного примера «фейковых новостей», связанных с французскими выборами, взятого из эфира или с сайта RT».
Данная публикация подготовлена в рамках проекта, финансируемого за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Автор текста: Алена Болдырева