The Guardian. Путешествие по этическим нормам редакционного кодекса одного из крупнейших СМИ

The Guardian – одна из крупнейших британских газет. Она была основана в Манчестере в 1821 году и называлась Manchester Guardian. В 1959 году издание сменило имя на нынешнее. Текущий тираж печатной версии – более 161 тыс экземпляров. Газета не раз публиковала громкие материалы. Так, статьи в Guardian, связанные с незаконным прослушиванием телефонных разговоров частных лиц одной из самых высокотиражных газет News International, дали ход расследованию, которое привело к закрытию новостного издания. Также в 2013 году The Guardian опубликовала сведения о ведении массовой слежки АНБ в США, которые получила у своего осведомителя Эдварда Сноудена.

Как и многие авторитетные газеты, Guardian следует определенным этическим стандартам, закрепленным в редакционном кодексе [Editorial Code]. Последний раз он был обновлен в 2007 году. Рассмотрим некоторые ключевые разделы.

«Наиболее ценная валюта Guardian – это доверие», – такими словами начинается Кодекс.

 

Профессиональная практика

Позиция газеты в отношении саморегулирования

Первое, что бросается в глаза – это подчеркнуто уважительное отношение к британской Комиссии по жалобам на прессу: «О решениях Комиссии по жалобам на прессу и судебных решениях по делам о диффамации, касающимся The Guardian, необходимо без промедления сообщать в газете». В Великобритании  работала Press Сompaints Comission (PCC) – аналог российской Коллегии по жалобам на прессу, которая занималась рассмотрением информационных споров в досудебном порядке и медийным сорегулированием. Организация чтила свой Кодекс этики, который был создан при поддержке печатных СМИ Великобритании, ратифицирован Комиссией и регулировал ее работу. Этот свод правил также находится в приложении к основному кодексу газеты Guardian (п. 3.1 документа).

 

Работа с анонимными источниками

"Мы понимаем, что люди охотнее и честнее предоставляют информацию, если им позволено говорить анонимно", – говорит кодекс.

Использование анонимных источников должно быть оправданно. Важно быть честным в отношении своих осведомителей, даже если их нельзя назвать.

Относительно цитат уничижительного характера Guardian приводит слова из Кодекса этики The New York Time: "Экспрессивный язык прямых цитат дает нечестное преимущество герою или автору, который прячется за материалом, и представляет мизерную ценность для читателя, который в свою очередь не может получить достоверные сведения об источнике".

 

О детях

Особенную аккуратность стоит проявлять при работе с детьми, не достигшими 16 лет. Руководители отдела должны быть осведомлены, если дети были сфотографированы или проинтервьюированы без согласия родителей или опекунов (это положение также содержится в Кодексе этики Комиссии по жалобам на прессу Великобритании).

 

Частная жизнь

"Соблюдая Кодекс PCC и Акт о правах человека (1998 года), мы уважаем частную жизнь каждого человека. Мы избегаем вторжения в личную жизнь, если это не оправдано явным общественным интересом. Также мы с особой осторожностью подходим к публикации обличающих деталей, таких как названия улиц, номера домов, которые могут угрожать безопасности людей, ставших героями наших материалов".

 

Расовая принадлежность

В статьях не принято указывать национальность, расовую, этническую или религиозную принадлежность без весомой причины. Так, подобные детали могут быть описаны, если это имеет важность для истории (например, речь идет об убийстве на почве ненависти по каким-либо из вышеперечисленных признаков).

 

Случаи суицида

Журналисты и сотрудники газеты обязаны проявлять особую деликатность при освещении случаев самоубийства или вопросов, с ними связанных. Это правило относится как к непосредственному описанию событий и деталей, так и к использованию фотографий. Обязательно стоит помнить и о чувствах родственников.

В разделе также указан телефон психологической помощи, которым любой журналист может поделиться с пострадавшими или нуждающимся в поддержке.

 

Конфликт интересов

"Для Guardian важна репутация издания и стремление к независимости. Очевидно, каждый сотрудник газеты имеет личную жизнь, интересы, хобби, убеждения вне стен редакции. Нам важно убедиться, что все это не вступает в конфликт с интересами редакции".

Сотрудники должны быть честными относительно любых своих интересов, которые могут конфликтовать с их профессиональными обязанностями в Guardian.

Специальный раздел Кодекса посвящен декларации интересов и корпоративным интересам самого Guardian. В приложении 3.3 есть также перечень интересов и компаний, которые входят в состав медиахолдинга GMG (Guardian Media Group).

 

Взаимоотношения

Сотрудники газеты не должны публиковать что-либо, включая фотографии, о своих родственниках или близких. В случае, если журналист все же оказался в подобной ситуации, он обязан посоветоваться в главой своего отдела.

В конце Кодекса этики Guardian [п. 3.2] находится эссе известного журналиста, а позже и владельца газеты C.P. Scott на тему призвания журналистики, написанное им еще в 1921 году в Manchester Guardian. Статья была опубликована к столетию газеты.

 

Почитайте также наш материал о правилах работы и этических стандартах американской газеты The Washington Post: http://presscouncil.ru/novosti/5912-missiya-printsipy-vkusy-rabota-v-sots-setyakh-chto-sostavlyaet-pravila-zhizni-the-washington-post

 

 Данная публикация подготовлена в рамках проекта, финансируемого  за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.  Автор текста: Алена Болдырева


 

Эссе Чарльза П. Скотта, напечатанное в Манчестер гардиан в столетнюю годовщину со дня выхода в свет первого номера газеты

Чарльз П. Скотт, главный редактор,четверг 5 мая 1921 г.

Сто лет — немалый срок; это большой срок даже в жизни газеты, и обратить взор на минувшее столетие означает не только оценить масштаб развития самой газеты, но и отдать должное тому важному месту, которое она занимает в жизни нации, в мировом развитии и в изменении человеческого сообщества.
Газеты как институт общества сыграли свою роль во всеобщем развитии, и роль, надо сказать, немалую.
Свою роль в нём, и как хочется надеяться, не без некоторой пользы для общества, сыграла и та газета, к которой я имею непосредственное отношение.
Я вношу свою лепту в её деятельность на протяжении вот уже чуть более полувека; я работаю её редактором без малого последние пятьдесят лет; я отчетливо помню её полувековой юбилей; сегодня я счастлив принимать участие в праздновании её столетия.
Поэтому я вправе говорить о ней как человек близкий и знающий.
Я сам был частью её, я был допущен в её внутренние покои.
Возможно, именно поэтому в данном случае я буду писать от себя лично, как очевидец событий, а не от имени газеты в качестве члена её редакционного коллектива.
Во всех живых существах должна быть некая цельность — принцип жизнеспособности и развития.
Так же обстоит дело и с газетой, и чем полнее и отчётливее эта цельность, тем энергичнее и плодотворнее проходит её рост.
Я спрашиваю себя, что значила газета тогда, когда я впервые узнал её; чем она была в последующее время, и чем она стала теперь? В существовании газеты есть две стороны.
Во-первых, она такое же коммерческое предприятие, как все другие компании, и чтобы жить, она должна платить — в материальном смысле.
Но она много больше, чем просто коммерческое предприятие; она представляет собой общественный институт; она отражает жизнь всего общества и влияет на неё; она может воздействовать и на судьбы мира в целом.
В известном смысле, она является инструментом управления.
Она влияет на умы и сознание людей.
Она может воспитывать, побуждать, помогать, а может оказывать и прямо противоположное влияние.
Поэтому она имеет духовную, равно как и материальную составляющую, а характер её и влияние определяются главным образом соотношением этих двух сил.
Она может сделать главной своей целью извлечение выгоды или стремление к могуществу, или же она может видеть своё предназначение в исполнении более возвышенных и трудных задач.
Мне кажется, я могу искренне сказать, что со дня основания газеты, славные традиции которой я наследовал и в которой имел честь служить всю свою профессиональную жизнь, в отношении к её поведению не было никаких сомнений относительно того, какой составляющей отдать предпочтение.
Если бы это было не так, то лично я не смог бы работать в ней.
Характер — вещь едва различимая, с множеством оттенков и граней.
Он не из тех определений, о которых можно много и долго говорить; его нужно прочувствовать душой.
Это постепенное накопление предыдущих поступков и идеалов.
Для каждого человека это самое драгоценное его имущество, а с течением времени характер приобретает не меньшую ценность и в жизни газеты.
В основе своей он предполагает честность, чистоту, мужество, справедливость, чувство долга перед читателем и обществом.
Газета по своей необходимости является чем-то вроде монополии, и её первичная обязанность — не поддаваться искушениям, вытекающим из положения монополиста.
Главная задача газеты — торговля новостями.
Отсутствие с её стороны должного контроля за качеством предлагаемого товара способно поставить под вопрос её собственное существование.
Ни в том, что она предлагает, ни в том, что она не предлагает, ни в манере подачи материалов безоблачный лик истины не должен страдать от неправды.
Комментарии свободны, но факты священны.
Так называемая пропаганда посредством газеты омерзительна.
Голос оппонентов имеет не меньшее право быть услышанным, чем голос друзей.
В комментариях нужно быть добровольно сдержанным.
Хорошо быть откровенным, но ещё лучше быть честным.
Это — идеал.
Достигнуть его человеку вряд ли возможно.
Мы можем только пытаться делать это и просить прощения за наши недостатки.
Но если нам будут благоволить небеса, к каким дальнейшим завоеваниям могли бы мы стремиться, каким целям служить, какие ставить перед собой задачи? Это масштабный вопрос, и на него нельзя ответить исчерпывающе.
Мы стоим перед новой громадной силой, которая продолжает возрастать.
Куда направляется этот юный гигант? Какие плоды он принесёт? Как он будет использовать свои привилегии и полномочия? Какое влияние окажет он на умы людей и на общественную жизнь? Не стоит считать, что на подобные вопросы можно дать уверенный и полностью исчерпывающий ответ.
В некоторых отношениях опыт даёт основания для тревоги.
Развитие не всегда идет в том направлении, в каком нам бы хотелось.
Одно из достоинств газеты, — возможно, самое главное, — это её независимость.
Какими бы ни были её позиция и характер, по меньшей мере, газета должна обладать своей собственной, неповторимой душой.
Но среди газет, как и среди других коммерческих предприятий, в наши дни прослеживается тенденция к слиянию.
Пропорционально тому, как развиваются функции газеты и расширяется её организационная структура, увеличиваются и её расходы.
Небольшие газеты изо всех сил пытаются остаться на плаву; многие из них, однако, прекращают своё существование.
Их место занимают огромные организации, контролирующие целый ряд самых разнообразных изданий, причём некоторые из них проповедуют разные и даже противоположные политические взгляды.
Возможно, процесс этот неизбежен, однако, очевидно, что есть в нём и недостатки.
По мере роста организации может наблюдаться тенденция к исчезновению в ней индивидуальности.
Непростая задача — хорошо руководить одной газетой; и, по-видимому, совершенно неподъёмна для одного человека, и даже для группы людей, задача руководить с тем же успехом полудюжиной газет.
Возможно, мы преувеличиваем опасность, ибо общественность вовсе не бестолкова.
Она умеет распознавать подлинные голоса совести и убеждения, и обладает тонким чутьём в отношении того, чему верить можно, а чему нет.
Этот вопрос должен рано или поздно разрешиться, и тем, кто отдаёт предпочтение старому идеалу газеты, не следует приходить в отчаяние.
Им нужно лишь сделать свои газеты достаточно хорошими, чтобы завоевать, а также заслужить успех; ресурсы газеты измеряются не одними только фунтами, шиллингами и пенсами.
Конечно, сделать это можно лишь в том случае, если повсюду будет править бал компетентность, а все сотрудники будут объединены тем духом взаимодействия, какой может внушить только общий идеал.
Есть люди, которые полагают, что руководить газетой не труднее, чем разжечь костёр, а знания, подготовка и способности — не более чем излишние качества.
На базе этого предположения были даже предприняты эксперименты, но они не увенчались успехом.
Для начала должна быть компетентность в коммерческой сфере, точно так же, как и в любом другом большом предприятии, но было бы ошибкой считать, что коммерческая сторона газеты должна доминировать, как иногда случается, — с весьма печальными последствиями.
Чтобы стать качественной, газета должна быть единым организмом, каждая часть которого в равной степени понимает одухотворяющие её цели и идеалы и способна соответствовать им.
Между двумя её сторонами должен быть счастливый союз, а редактор и коммерческий директор должны идти рука об руку, — первый, да будет это правильно понято, на дюйм-другой впереди.
То же самое можно сказать и о сотрудниках.
Они должны быть компанией друзей.
Разумеется, они не обязаны соглашаться по каждому пункту, но они должны разделять общую цель и беречь традиции.
Газета строится на основе их совместных последовательных усилий, а их работа ни в коем случае не должна становиться рутинной, выполняемой по предписанию.
Они должны быть чем-то вроде слаженного экипажа на соревнованиях по гребле, когда каждый делает всё, что в его силах, потому что ему это нравится, и потому что перед командой стоит общая славная цель.
Это путь самоуважения и наслаждения, это же и путь к успеху.
А что это за работа! Сколь она многообразна, сколь отзывчива к каждой потребности и к каждому происшествию жизни! Какие несметные возможности для творческих достижений и мастерства! Люди говорят о газетных штампах, как будто журналист обязательно представляет собой надменного и неряшливого писаку; напротив, он может быть одним из лучших в мире, — часто так оно и оказывается.
По крайней мере, он не должен удовлетворяться чем-то меньшим.
И потом — события.
Каждый год, почти каждый день приносит нам рост и новые свершения, а в случае газеты, которая действительно полна жизни, их не просто можно увидеть, они прямо-таки бросаются в глаза.
Пусть кто-нибудь возьмёт в руки подшивку этой газеты, или какой-либо ещё из полдюжины других газет, и сравнит весь облик и главные черты современных газет с теми, что были пять, десять, двадцать лет назад, и тогда он поймёт, сколь существенным был этот рост и сколь значительными — достижения.
Это-то и делает деятельность газеты интересной и заслуживающей уважения.
Она имеет столько граней, она соприкасается с жизнью в столь многих точках, и в каждой из них заключён такой потенциал для развития и совершенствования! Каким бы ни было положение человека в газете, в какой бы её части — редакционной или коммерческой, и даже в той её части, какую можно назвать технической (а она тоже не менее важна для конечного результата), — он ни работал, он не должен довольствоваться ничем кроме лучшего, а лучшее всегда должно представляться чуть впереди того, что есть на самом деле.
Здесь-то и важны способности, здесь-то и важен характер, и именно на них должна полагаться газета, если она, подобно всякому великому предприятию, желает быть достойной своего могущества и своего общественного долга.

Источник русской версии текста эссе: https://freedocs.xyz/doc-167323162
Оригинал: http://image.guardian.co.uk/sys-files/Guardian/documents/2007/06/14/EditorialCode2007.pdf

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов