Иллюстрируем материал личными фотографиями из соцсетей. Можно ли и какие ограничения?

Могут ли журналисты брать фотографии из социальных сетей?

Предположим, вы пишете историю о неком происшествии или событии, но подходящих фотографий в агентствах и фотостоках найти не можете. Единственный вариант – искать на личной странице героя в социальных сетях. Но в этом случае сразу возникает вопрос: можно ли брать фотографии? Если да, то нужно ли спрашивать разрешения? Какие фотографии брать все же не стоит и какие в целом существуют ограничения? Давайте разбираться.

 

Юридическая сторона вопроса

В первую очередь, стоит обратиться к закону. Главной статьей в вопросе использования фотографий становится ст. 152.1 ГК РФ «Охрана изображения гражданина». Первый пункт говорит о необходимости согласия гражданина, чье фото вы собираетесь использовать, но также приводит ряд случаев, когда оно не нужно. 

Например:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату. Верховный Суд России в 2015 году также разъяснил правила применения положений ГК РФ и, в частности, использования чужих изображений из соцсетей:

«Размещение гражданином фотографий в общем доступе в интернете не дает права другим лицам использовать их без согласия правообладателя. Однако некоторые обстоятельства размещения изображений могут сами по себе означать согласие на их дальнейшее использование. Например, если это предусмотрено условиями сайта, на котором размещена фотография. Так, функция «Поделиться изображением», имеющаяся в соцсетях, может трактоваться судом как согласие на ее перепост», – отметил ВС РФ.

Как мы видим, формулировка и дефиниции достаточно размыты. То есть с одной стороны, мы не можем использовать изображение гражданина без его согласия. С другой – если он опубликовал это фото в открытом профиле в Фейсбуке с настройками приватности «доступно всем», получается, он уже дал молчаливое согласие на ее использование.

В любом случае, лучше не доводить дело до суда и просто спросить разрешение на публикацию у автора изображения.

 

Общественный интерес и медийные персоны

Как известно, понятие оправдывает многие действия СМИ. Использование изображений – не исключение. Согласие на использование фото/видео не требуется, если гражданин является публичной фигурой, занимает государственную должность или играет существенную роль в общественной жизни. В этом случае важно ответить на вопрос, является ли обнародование изображения общественно значимым шагом или связано ли оно с общественно-политической дискуссией?

При этом закон остается на стороне медийных личностей, если публикация изображения имеет цель «удовлетворения обывательского интереса к частной жизни лица или извлечение прибыли». То есть в этом случае не стоит брать фотографии без спроса.

«Если я что-то выкладываю в соцсети, это не дает права никому, даже журналисту, использовать мои изображения/изображения меня без моего разрешения, кроме тех случаев, когда речь идет о публичной фигуре и фотография нужна для иллюстрации его профессиональной деятельности. То есть если я "обычный" человек и сняла падение метеорита, СМИ должны спрашивать разрешение на использование моего видео/фото и обязательно указывать меня как автора. Если же я губернатор и у меня есть страница в Facebook, то к новости про мой новый губернаторский срок можете брать мое фото. Так есть всегда в приличных СМИ и у профессиональных бильдов/фоторедов [бильд-редакторов и фоторедакторов, – прим.ред.], как аксиома. Так у нас в Russia Beyond и так в RT», – говорит Вячеслава Петракина, руководитель фотоотдела Russia Beyond.

 

Фотографии детей

Предельно острожным (как с точки зрения закона, так и с точки зрения этики) необходимо быть при публикации изображений с детьми. Это означает, что при освещении любых обстоятельств, которые затрагивают несовершеннолетних, должна быть совершенно очевидная и однозначная общественная значимость.

Также важно помнить о согласии родителей или других законных представителей, которое журналисту необходимо получить для использования изображения. Согласие несовершеннолетнего не является законодательно допустимым (ст. 64 СК РФ).

 

 

 

 Данная публикация подготовлена в рамках проекта, финансируемого  за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Автор текста: Алена Болдырева

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов