Дайджест - 2018. Что произошло в мире медиаэтики в уходящем году?

Воронка фейков в Кемерово

Страшная трагедия произошла в Кемерово 4 апреля: пожар в торговом центре унес жизни многих людей, детей и животных. Там, где есть место горю, есть место и недостоверной информации. Сначала кто-то осторожно упомянул, что на самом деле там не десятки, а сотни жертв. Затем это повторил второй, десятый, сотый человек. Решающий удар нанесли блогеры и публичные личности.

В конечном итоге, весь рунет обсуждал ложь СМИ, которые якобы скрывают 400+ жертв. А все это пошло от совершенно бесчеловечного пранка [злого розыгрыша, граничащего с грубостью] от блогера Евгения Вольнова, который в день трагедии звонил в морги и похоронные бюро, представлясь высокопоставленными чиновниками, с вопросом, найдется ли определенное количество мест или гробов (в разных ситуациях он называл цифры 300, 400, 450 жертв).

О событиях тех ужасных дней мы написали материал с советами, как бороться с распространением фейков в сети и самим не попасться на них. Можно почитать здесь.

 

7 лет выдуманных историй

Сама по себе новость – фантастическая.

Клаас Релоциус – журналист немецкого еженедельника Der Spiegel, и на протяжении 7 лет он частично или полностью выдумывал сюжеты и герой для своих репортажей. По сообщению самого издания, недостоверная или вымышленная информация есть как минимум в 14 статьях. Еще интереснее, что многие из материалов журналиста были награждены премиями как лучший репортаж, а в 2014-м году CNN назвал Релоциуса «Журналистом года». Раскрыть обман удалось благодаря другому журналисту – Хуано Морено, который заподозрил, что в материале, над которым журналисты работали вместе, слишком много вторичных фактов, а сам репортаж похож на литературный. Морено связался с несколькими героями и выяснил, что Клаас Релоциус никогда не встречался с героями своего материала, а просто выдумал их слова.

История закончилась увольнением журналиста, а все его материалы на сайте Der Spiegel теперь помечены пояснением редакции до окончания внутреннего расследования.

 

Переполох в глянце

В конце июля в журнале Forbes случилась попытка цензуры.

Вечером 25 июля выяснилось, что из печатной версии журнала пропала статья «Дела семейные» о бизнесе братьев Магомедовых. Редакция подала заявление в прокуратуру с просьбой провести проверку возможного нарушения закона «О СМИ». Бывший главный редактор Николай Мазурин также распорядился опубликовать статью на сайте Forbes и в социальных сетях.

Позднее выяснилось, что журналистам заблокировали доступ к редакторской системе управления контентом и отключили элдекстричество.

Исполняющий обязанности главного редактора Николай Мазурин покинул пост, на его место пришел Андрей Золотов. Следом закрылись печатные версии изданий Numéro и SNC, которые издавал медиахолдинг Александра Федотова ACMG. Сотрудники жаловались на невыплаты и задержки зарплат. В конечном итоге, стало известно, что Александр Федотов покинул холдинг, а в совете директоров произошли перестановки.

 

Слово – не воробей

Особенное место нашего дайджеста занимают случаи, когда журналисты и медийные персоны осуждались за свои же слова.

Так произошло в августе с американской журналистской Сарой Джеонг из The New York Times. Четыре года назад она публиковала в своем твиттере посты, в которых унижала и дискриминировала белокожих людей: «Белые люди перестали размножаться. Вы все скоро вымрете. Таков был мой план».

По словам самой Джеонг, это была защитная реакция на нападки в ее адрес. Она извинилась за свои слова, а издание NYT встало на сторону своей сотрудницы. Второй громкий скандал произошел в русскоязычном медиасообществе с участием пиар-директора «Леруа-Мерлен» Галины Паниной. В июля этого года она опубликовала на своей странице в Фейсбуке ужасающую своей жестокостью историю про пьяных фанатов и сожжение девушки. В комментарии пришли несогласные, но Панина решила назвать их «ваткой» и еще больше усугубить ситуацию. И дело в этой истории не только в том, что девушка решила распространить непроверенную информацию, пересказанную с домыслов ее стажерки, но то, как история отразилась на имидже компании.

К слову про имидж компании, подобные истории (как и первая, так и вторая) сильно на него влияют. Поэтому журналистов, пиар-менеджеров и всех, кто ведет диалоги в публичном пространстве, включая социальные сети, призывают соблюдать границы и выражаться особенно аккуратно. Даже на личных страницах в соцсетях.

 

За фейки – в тюрьму

В середине апреля СМИ сообщали, что Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, регулирующий распространение ложной информации в социальных сетях. В декабре подобная информация поступила вновь. Авторы этих законопроектов разные.

Так или иначе, последний законопроект подразумевает запрет на публикацию в СМИ и интернете недостоверной информации, создающей угрозу жизни граждан или массового нарушения порядка.

Главная опасность состоит в люфте, который образовывает при трактовке закона. Кто будет проверять достоверность информации? Каким образом? Насколько тщательно?

Подобные законы уже действуют в некоторых странах мира. Однако чаще всего, это страны с низким уровнем свободы прессы, и часто сам закон свидетельствует о прямом вмешательстве государства в работу средств массовой коммуникации и попытке цензурирования.

Например, закон работает в Малайзии, которая в индексе свободы прессы от «Репортеров без границ» чаще всего оказывается после 130-й стройки (из 180 возможных). А принятие закона было связано со скандалом 1MDB [1Malaysia Development Berhad] – государственной компанией стратегического развития и грядущими выборами. В 2015 году премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак был обвинен в выводе 700 млн долларов на свой личный счет со счета компании. Заместитель министра по коммуникациям и мультимедиа Джайлани Джоари дал определение того, что также попадает под новый закон: «Любая информаци о 1MDB, не верифицированная государством, будет расценена как фейковая». В свою очередь, парламентарий от демократической партии сказал: «Эти новые законы созданы для запугивания людей, укрепления мысли, что премьер-министр непременно выиграет перевыборы, и остановить это невозможно. Однако правительство не может назвать абсолютно все ложью. Правда все еще значима для Малайзии».

История похожа в Индии и Филиппинах.

 

Хочется пожелать, чтобы у нас не оставалось новостей и инцидентов для составления дайджестов. Но мы понимаем, что это невозможно. Поэтому желаем каждому изданию, телекомпании, медному проекту и всем, кто так или иначе связан с журналистикой, уделять больше внимания этической стороне работы. Важно не только принести пользу, но и не навредить.

 

 

 Данная публикация подготовлена в рамках проекта, финансируемого  за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Автор текста: Алена Болдырева

 

 

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов