Анализируем данные из открытых источников и исследования за последние три года, чтобы понять, как менялось отношение граждан РФ к средствам массовой информации за это время.
Доверие – единица непостоянная и склонная к изменчивости. Она зависит от интереса человека, его установок, эмоциональных реакций и личного опыта. Позитивные результаты взаимодействия человека с другим объектом вызывают доверие и при повторении закрепляют положительную реакцию. Так мы реагируем на СМИ, которые являются для нас основным источником информации.
Однако повестка у изданий и телеканалов всегда меняется и подстраивается под текущие событие и происшествия (даже, если это развлекательный портал). Так что паззл доверия, сложенный из мельчайших элементов вроде картины дня, подачи, формата, тона, ответной реакции человека, очень нестабилен. Хотя на протяжении уже многих лет лидерство за собой сохраняет телевидение, как с точки зрения массовости, так и с точки зрения доверия граждан. Невероятно, но факт.
2015 год
По данным исследовательского центра ФОМ, порядка 88% опрошенных узнают новости из телевизора. При этом:
* 63% выделяют телевидение как доверительный источник информации,
* лишь 15% ставят на это место новостные сайты в интернете,
* еще меньше опрошенных доверяют печатной прессе – всего 9%.
Что касается объективности подачи информации, то большинство людей (70%) выделило телевидение как источник, а вот какие телеканалы оказались в ряду лидеров по доверию граждан в 2015 году:
1. Первый канал
2. Россия 1
3. НТВ
4. Россия 24
Интернет как источник информации собрал лишь 7%, лидирующим оказался Яндекс (1%).
Интересно, но в вопросе об освещении тем многие граждане дали неожиданные с точки зрения журналистской этики и свободы массовой информации ответы:
* 66% россиян в 2015 году считало, что существуют такие общественно важные проблемы и темы, информацию о которых допустимо умалчивать в государственных интересах.
* 36% россиян также уверено, что искажение информации в государственных интересах – это допустимо; большинство из них посчитало такими темами военные тайны, обеспечение обороноспособности страны и работу спецслужб (9%), чуть меньший процент – безопасность и события на Украине (8% в совокупности).
По данным аналитического центра «Левада» (с 05.09.2016 организация включена Минюстом РФ в реестр НКО выполняющих функции иностранного агента), в 2015 году большая часть россиян в значительной мере доверяла как телевидению, так и интернету (48% и 31% соответственно).
При этом мнения о неполной картине, которую дают СМИ, разделились. 34% граждан считают, что им что-то недоговаривают довольно часто, но столько же (34%) считают, что это происходит довольно редко.
А вот относительно заведомо ложной информации, которую предоставляют СМИ, граждане России были более однозначны: 36% считало, что это происходит довольно редко.
Итоги 2015 года: лидер по доверию граждан среди СМИ – телевидение. Респонденты подозревали, что информация может поступать искаженной или не до конца правдивой. Однако зачастую считали, что это нормально, и связано это с государственными интересами или тайнами.
2016 год
По данным опроса аналитического центра «Левада» (с 05.09.2016 организация включена Минюстом РФ в реестр НКО выполняющих функции иностранного агента), 44% граждан доверяет распространяемой в СМИ информации, 34% – лишь отчасти.
При этом, у 36% граждан довольно часто складывается впечатление, что им что-то недоговаривают и не дают полной информации о происходящем.
Интересным пунктом опроса «Левады-центра» (с 05.09.2016 организация включена Минюстом РФ в реестр НКО выполняющих функции иностранного агента) стал вопрос о цензуре, который звучал так: «Как вы считаете, необходима ли цензура (запрещение доступа к отдельным сайтам и материалам) в интернете»? На него большинство опрошенных (36%) дали ответ «скорее да», а 24% – «определенно да».
К сожалению, опросов другими исследовательскими центрами проведено в этот год не было.
Итоги 2016 года: доверие граждан к средствам массовой информации держится на хорошем уровне, который колеблется в районе 40%. Однако, несмотря на это, многие считают, что они не получают полную картину.
2017 год
По итогам опроса исследовательского центра ФОМ, большая часть граждан в 2016 году узнавали новости по телевидению (78-79%). Чуть меньше (39-42%) – из интернета. При этом доверие к телевидению оказалось намного больше, чем к новостным сайтам в интернете: 47% против 16%.
Также в ходе опроса участникам задавался вопрос об уровне объективности предоставляемой информации. Мнения разделились почти поровну: 47% опрошенных посчитали, что информация в целом подается объективно, 40% – что необъективно. Доверие в целом сохранило за собой телевидение – 47% респондентов сделали выбор в его пользу.
Проследить динамику доверия на протяжении последних лет с 2015 до 2017 года можно на этом графике:
Итоги 2017 года: телевидение сохраняет за собой лидирующие позиции, хотя в этом году интернет уже занимает более твердое положение в жизни россиян.
2018 год
«Левада-центр» (с 05.09.2016 организация включена Минюстом РФ в реестр НКО выполняющих функции иностранного агента) отмечает в своем исследовании:
"Уровень доверия к информации, получаемой из телевидения, заметно меняется от опроса к опросу. Это может быть связано с актуальной новостной повесткой.
Предыдущие исследования показывают более высокий уровень доверия населения в отношении информации о внешней политике и меньшее доверие – к новостям, касающимся внутренней политики России. Соответственно, смещение баланса новостей, касающихся внутренней и внешней политики, может оказывать влияние на доверие тем или иным источникам».
Несмотря на это, лидерство по доверию среди респондентов по-прежнему сохраняет телевидение (51% по состоянию на 18 марта 2018 года). Наиболее популярные новостные телеканалы: «Первый канал» (72%), «Россия-1» (57%), НТВ (44%), Россия-24 (38%).
Данная публикация подготовлена в рамках проекта, финансируемого за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Автор текста: Алена Болдырева