По каким правилам живет BBC? Знакомимся с этическими принципами британского вещателя

BBC (British Broadcasting Corporation) – это британская общенациональная общественная телерадиовещательная организация, ведущая свою деятельность с 1922 года. Главный офис компании располагается в Лондоне, а вот работает она по всему миру, включая Россию (известна как «Русская служба новостей»).

Интересно, что финансирование ВВС осуществляется из специального налога, который платят все жители Великобритании, владеющие телевизорами и любыми устройствами, с помощью которых можно просматривать видеосигнал в режиме реального времени, включая мобильный телефон. Ежегодно эта сумма составляет порядка 2,8 млрд фунтов.

Специализируется ВВС на телевидении и радио, хотя, как и любое новостное медиа в современном мире, у них есть сайт, социальные сети и прочие каналы дистрибуции.

Вся корпорация руководствуется в своей деятельности Королевской хартией, которая гарантирует ВВС полную независимость от государства, правительства и час того бизнеса. Все сотрудники компании по всему миру руководствуются единым Сводом правил (Producers’ Guidelines).

«В идеальном мире редакционные правила BBC состояли бы из одного предложения: используйте собственное суждение. Никакой набор правил или руководств не сможет заменить продюсерам, редакторам и менеджерам необходимость использовать мудрость, основанную на опыте, здравом смысле и четком наборе редакционных и этических ценностей, когда они сталкиваются со сложными редакционными проблемами», – говорится во вступлении.

Руководство было написано в 2005 году, поэтому с течением времени было переработано теперь правила можно найти на сайте Би-би-си, в разделе «Руководства». Так или иначе, основные положения остаются неизменными в течение лет – это беспристрастность, честность, уважение личной жизни, не причинять вреда.

Рассмотрим некоторые пункты руководства.

 

Сбор информации

1. Важно получить информацию самим, с места события. Если по каким-то причинам это невозможно, стоит поговорить с первоисточником или свидетелем, а там где необходимо, проверить и подтвердить их свидетельства. Не стоит

полагаться на один источник. Если это все же неизбежно, стоит назвать его под запись.

2. Если информацию и факты невозможно проверить на соответствие действительности, необходимо сказать об этом аудитории.

3. UGC – контент, созданный пользователями, всегда подвергается проверке и обязательно маркируется как таковой.

4. Зона особой осторожности – это интернет. Никто не застрахован от фейковых сайтов и ложной информации. Важно всегда проверять, что это за сайт, кому он принадлежит.

5. Материалы, полученные от третьих сторон, – также предмет особой осторожности. Мы можем полагаться на достоверные и доверительные источники. Например, если это сводка погоды, финансовые отчеты или музыкальные чарты. Также, если информация получена от таких источников как службы экстренной помощи, благотворительные фонды, экологические организации и т.д., необходимо четко обозначать источник.

 

Работа с онлайн материалами

1. Каждый материал должен иметь дату публикации, дату последнего серьезного обновления, а если страница больше не обновляется, должна быть плашка «Архив».

2. При внесении изменений в смысловое и содержательное поле текста необходимо уведомить об этом читателей.

3. Обычно материал, опубликованный однажды на сайте, становится частью всемирного веб-архива и не удаляется, если только история не была временной.

4. Иногда приходится удалять материалы с сайта. Например, аудио-визуальный контент в целях безопасности человека или по любым другим законным причинам. Но делается это только с разрешения главного редактора по соответствующей теме.

 

Освещение преступлений и асоциального поведения

1. Материалы, которые могут повлечь за собой совершение преступления или привести к беспорядкам, должны избегаться. В редких случае, когда есть

очевидный общественный интерес, необходимо получить разрешение на трансляцию от директора по редакционной политике и стандартам.

2. Нельзя детально демонстрировать техники совершения преступления (например, как вскрыть машину).

3. Бывают исключительные случаи, когда в интересах общества ВВС вынужден показывать незаконное причинение вреда животным третьими лицами, чтобы собрать доказательства или проиллюстрировать жестокость, асоциальное поведение. Подобные случаи должны быть также согласованы с руководством.

4. Мы должны четко понимать, какое впечатление мы произведем на аудиторию демонстрированием преступлений и незаконных действий. Наша задача – дать факты и своем контексте, а не напугать.

5. Освещение фактов преступления может включать в себя детали о семейных обстоятельствах, однако важно избегать той информации, которая может повлечь за собой негативные последствия для самой семьи. Также важно избегать обвинений в содействии преступлению без доказательств.

 

Освещение гипнотических и оккультных актов, экзорцизма и паранормальных явлений

1. Согласно Акту от 1952 года в Великобритании любая демонстрация гипноза в развлекательных целях должна быть строго лицензирована. Документ запрещает демонстрацию на лицах, не достигших 18 лет. Действие не должно показывать полностью и прямо на камеру. Любые предложения по демонстрации акта гипноза должны быть согласованы с руководством.

2. Демонстрации паранормальных или оккультных явлений не должны показываться/транслироваться в часы, когда дети с наибольшей вероятностью будут перед телевизором или радиоприемником.

 

Религия

Необходимо всегда помнить и принимать во внимания религиозную чувствительность разных народов и их различие при использовании и упоминании имен, образов, божеств, ритуалов, священных писаний, которые лежат в основе разных конфессий. Например, распятие, Святое причастие, еврейский Шаббат, Коран и так далее.

 

Работа с детьми и несовершеннолетними

1. Мы должны основываться на принципах Политики защиты детей Би-би-си, согласно которым, их интересы и безопасность должны иметь приоритет над любыми редакционными требованиями.

2. При работе с детьми до 16 лет стоит запрашивать не только согласие самого ребенка, но и согласие родителей. Исключение могут составлять ворс-попы (опросы на улицах) на нечувствительные темы, когда детям не сложно спорить или выражать свое мнение. Хотя все зависит от обстоятельств, лучше всегда перестраховаться.

3. Продолжение сотрудничества с несовершеннолетним даже после отказа его родителей – дело серьезное и должно быть передано руководству. Исключительные случаи могут быть основаны на общественном интересе или праве ребенка высказывать свое мнение.

4. Когда мы приглашаем детей взаимодействовать с нами, используя технологии, подразумевающие списание средств (например, телефонный звонок или текстовое сообщение), мы должны четко дать понять в прямом эфире или онлайн, что они должны получить согласие родителя или платежеспособного лица, прежде чем связаться с нами.

 

Почитайте также о редакционных стандартах одного из крупнейших международных агентств Reuters здесь (https://presscouncil.ru/novosti/5939-kakikh-eticheskikh-printsipov-priderzhivaetsya-odno-iz-krupnejshikh-mezhdunarodnykh-agenstv-reuters).

 

 Данная публикация подготовлена в рамках проекта, финансируемого  за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Автор текста: Алена Болдырева

 

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов