Смогут ли новые медиа восстать из праха старых медиа? Статья WIRED 1996 года

Эта статья была написана в 1996 году для американского издания WIRED, которое существует и по сей день. То есть всему, что вы прочитаете ниже, уже более 23 лет. Но попробуйте на время прочтения текста забыть о датах. Что вы увидите? Вероятнее всего, реальность сегодняшнего дня.

Это поразительно, как разделение новых и старых медиа более 20 лет назад, когда интернет только зарождался, похож на разделение сегодня, в 2019 году. Особенно по этическому и моральному принципу.



Американская журналистика сейчас – это бардак. Она находится в затяжном этическом и моральном кризисе. Один за другим опросы показывают, что общественное доверие к ней падает. И это даже не столько проблема людей, которые работают в СМИ. Это проблема каждого из нас.

Журналистика играет центральную роль в работе правительства и демократии. Или нет. Нравится нам это или нет, мы все в этом нуждаемся. Что же не так?

Знаменитые представители СМИ регулярно берут огромные взносы с торговых ассоциаций и прочих групп, которые они охватывают. Репортерам платят за то, чтобы они мелькали на телевидении и обсуждали ту или иную сторону той или иной проблемы. Репортеры пишут целые книги и снимают фильмы на темы, о которых они должны говорить отстраненно и беспристрастно. В то же время, журналисты довольно нагло расширили традиционный мандат прессы, вторгаясь в личную жизнь общественных деятелей и расследуя моральное и сексуальное поведение политиков. Современная журналистика, похоже, одержима скандалами, она пристрастилась к противоречиям и манипуляциям со стороны идеологических наемников вроде лоббистов и ораторов.

В крупных медиа-центрах вроде Вашингтона, Нью-Йорка или Лос-Анджелеса журналисты становятся частью политической и социальной элиты, которая отстранена от людей, которым они должны служить. Известные журналисты рекламируют книги друг друга, борются за телевизионные заказы, становятся публичными личностями и принимают разные денежные вознаграждения за выступления и консультации, о которых их зрители и читатели никогда не узнают.

Вообще некоторые наиболее влиятельные и известные журналисты страны сами утверждают, что журналистика подрывает демократию и наносит ущерб нашему политическому процессу.

Тем не менее, как институт, пресса продолжает игнорировать падение авторитета его в качестве силы для укрепления демократических ценностей и распространения информации, неспособность принять реальные перемены.

В этом году (напомним, речь о 1996 годе) Общество профессиональных журналистов замело свой первоначальный кодекс, впервые разработанный в 1926 году. Помимо этого, оно запрещает журналистам принимать вознаграждения за выступления от торговых организаций или прочих учреждений, которые могут участвовать в освещаемых ими материалах. Понятно, что кодекс не имеет обязательной сил: ни один журналист не обязан принимать и соблюдать его, и нет никаких штрафов за его несоблюдение.

Тем не менее, кодекс очень важен, потому что остается одним из немногих важных шагов, предпринятых СМИ для признания затянувшихся этических и моральных проблем.

Новые медиа еще не столкнулись с этими этическими проблемами не потому, что превосходят старые (традиционные), а просто потому, что они еще настолько молоды, что имеют гораздо меньшее влияние. Однако будучи новыми, они также имеют возможность пересмотреть свою деятельность – стать более гражданскими, этичными, приверженными истине больше, чем спорам. Пожалуй, самое важное, что у журналистики есть все шансы восстановить доверие читателей.

Разумеется, различия между новыми и старыми медиа становятся все более размытыми. Большинство газет, журналов и телеканалов теперь есть онлайн, а многие репортеры, редакторы и продюсеры преодолевают свою первоначальную истерию об интернете и стремятся больше о нем узнать. Большинство журналистов используют электронную почту, проводят исследования в интернете. В итоге убеждение, что интернет – это убежище извращенцев и террористов, начинает смягчаться.

Однако новые средства массовой информации все еще сильно отличаются от традиционной журналистики. Они свободнее, менее формальны и гораздо более отдалены от политики.

В качестве отправной точки было бы полезно рассмотреть этический кодекс и основные ценности для журналистов новых медиа, которые позволили бы им расположиться в лоне моральных устоев комфортно и избежать ошибок, которые успели допустить старые медиа.

 

Оригинал: https://www.wired.com/1996/12/can-new-media-rise-from-old-medias-ethical-ashes/

 

 

 

 

 Данная публикация подготовлена в рамках проекта, финансируемого  за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Автор перевода: Алена Болдырева

 

 

 

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов