Традиционно в конце каждого месяца мы выбираем наиболее интересные события из мира медиа и этики, произошедшие за это время. Чаще всего в поле внимания попадают дезинформация, ложные новости и скандалы. В этом дайджесте - о необычной протестной акции СМИ в Австралии, заявлении Facebook в отношении дипфейковых видео, об информационной автократии и другом.
Загадочный таксист
В конце января в сети и СМИ появилась новость про таксиста, который проработал более суток без перерыва, выпил 9 банок энергетиков и умер за рулем.
Сообщалось, что мужчина был гражданином Таджикистана и работал за рулем порядка 28 часов и у него попросту остановилось сердце.
Проект Baza сообщило в своем телеграм-канале, что такой истории просто не было.
«По словам представителей МВД, за последнее время в Домодедово не было подобных случаев, тем более трудолюбивых таксистов, которые выпили ровно девять банок энергетика. Фотографию, которой иллюстрировали смерть таксиста, вообще взяли из ДТП в Новосибирске, которое случилось аж в октябре».
Необычный протест
13 января все главные газеты Австралии вышли с закрашенной первой полосой. Это стало частью кампании против стремления властей идентифицировать и наказывать источники, которые сливают журналистам информацию. В стране хотят ввести уголовную ответственность для журналистов за публикацию «слитой» информации. В твиттере кампания идет под тегом #righttoknow.
За последние 20 лет законодательство в Австралии значительно ужесточились политика в отношении разглашения информации в медиа и шпионажа. Правительство приняло около 60 законов, 22 из которых были приняты за один 2017 год.
При этом 87% австралийцев верят в демократию, где люди хорошо и непредвзято информированы. Но только 37% считают, что в Австралии сейчас именно такое общество.
Порядка 88% жителей Австралии уверены, чтоы люди, которые раскрывают важную информацию и могут привлечь членов правительства и других высокопоставленных лиц к ответственности, должны быть защищены. А 88% считают, что осведомители и журналистские источники не должны быть криминализированы, даже если они нарушили закон, рассказывая изданиям правду.
Информационная автократия
2 января в издании The Moscow Times колонка экономиста Сергея Гуриева. В ней Гуриев говорит о том, что Кремль вынужден выделять большую долю ресурсов, чтобы заставить молчать информированных.
Статья сохраняет академический тон и основана на работе Гуриева и Дэниела Трейсмана, в которой они объясняют постоянную популярность Путина: современные автократы способны контролировать информацию, которую получают люди, что позволяет им убеждать большинство населения в том, что несмотря на имеющиеся недостатки режима, он все же лучший вариант для страны.
Также в статье приводятся интересные цифры. Например, согласно индексу Freedom House, интернет в России менее свободный, нежели в Беларуси, Казахстане или Турции, а отчет «О доступности сервисов и данных» от Google показывает, что Россия лидирует в мире по официальным запросам на удаление онлайн-контента. В первой половине 2019 года Россия разместила более 10.000 запросов на удаление. На втором месте Турция, там было размещено всего 1.000 запросов (Китай не входит в рейтинг).
Пиарщики готовы врать
Никогда такого не было, и вот опять. Издание BuzzFeed опубликовало большое расследование «дезинформация по найму», в котором рассказало о новом виде пиар-агентств, которые продают услуги манипуляции в сети.
Эта история схожа с печально известной фабрикой троллей, которую обнаружили несколько лет назад. Однако сейчас таких агенств по всему миру достаточно много, а одними из первых в этом направлении начали работать в Китае.
Для генерации контента в агентстве применяются автоматические системы, который потом распространяется с помощью ботов и выдается за настоящий.
Facebook официально запретил публиковать дипфейки
В преддверии выборов в ста в 2020 году социальная сеть уделит еще больше внимания сгенерированным с помощью компьютера видео, которые носят цель манипуляции общественным мнением и могут считаться подделкой (дипфейками).
Однако это касается не всех видео, которые подвергаются обработке. Например, если вы генерируете с помощью искусственного интеллекта видео, на котором Трамп говорит о поддержке Путина, то это будет нарушением. А вот если вы сделаете то же самое, но с помощью наложения звуковой дорожки и монтажа, то у вас есть шансы избежать санкций.
В статье The Washington Post отмечается интересная мысль: если раньше видео служило практически неопровержимым доказательством чего-либо, то сейчас, в эпоху искусственного и интеллекта и фейков, оно перестало быть таковым. Подделать можно почти все.
Хорошим примером служит видео, ставшее виральным в 2019 году в Фейсбуке, на котором спикер Нэнси Пелоси (США) выглядит пьяной. Видео было намеренно смонтировано таким образом – звуковая дорожка замедлена, чтобы голос звучал вялым и невнятным. Причем сделано это было с помощью достаточно просто программного обеспечения для редактирования видео.
Кстати, совсем недавно мы рассказывали про дипфейки в своем материале: https://presscouncil.ru/novosti/6077-belgijskij-zhurnalist-rassledovatel-o-sovremennykh-tekhnologiyakh-media-i-dipfejkakh.