Визуализация наиболее ярких жалоб, которе Коллегия по жалобам на прессу рассматривала за последние 10 лет, стала по-настоящему важным проектом и состоялась благодаря поддержке Фонда президентских грантов.
Визуализация представляет собой иллюстрированные изображения процесса рассмотрения жалоб, который собран и описан в едином документе. Такой формат позволяет даже не знакомым с деятельностью Коллегии людям понять каждый из этапов и ближе познакомиться с темой медийного само- и со-регулирования.
Визуализация кейсов рассмотренных обращений в Общественную палату по информационным спорам
- Почему Коллегия стала заниматься визуализацией кейсов рассмотренных жалоб:
- важно привлечь внимание к работе Коллегии как можно большего количества людей и особенно тех, кто профессионально занимается медиа;
- важно предложить преподавателям вузов материал, который они могли бы использовать на своих занятиях со студентами;
- важно сложные для восприятия информационные конфликты рассказать и показать в более легкой и доступной форме;
- важно познакомить аудиторию не только с конфликтной ситуацией, но и показать процедуры работы Коллегии: от принятия жалобы до момента принятия решения по ней.
- Каждый кейс разделен на два блока. Это:
- вопросы процедуры;
- и процесс рассмотрения конкретной жалобы.
- Первые 5 слайдов - это блок, посвящённый подробной информации по процедурным и организационным вопросам. Этот блок размещен перед каждой жалобой:
А. Получение обращения и подготовка к заседанию Общественной Коллегии:
- поступление обращения в Коллегию (через форму на сайте или по эл.почте);
- подписание заявителем (обязательно) и адресатом Соглашения о признании профессионально-этической компетенции Коллегии;
- приглашение председательствующим эксперта и подготовка им мнения по жалобе (мнение эксперта перед заседанием видят только члены Коллегии, а заявитель и адресат видят его только после публикации решения);
- сбор ad hoc Коллегии (по уставу не менее 5 и не более 15 участников).
Б. Заседание (открытая/публичная часть). Могут присутствовать все желающие:
- Ad hoc Коллегия решает, входит ли данная жалоба в компетенцию Коллегии;
- информация ответственного секретаря об ответе адресата жалобы (его присутствии, письмах и прочем общении с ним);
- вопросы от председательствующего и членов ad hoc Коллегии заявителю (или представителю заявителя);
- вопросы от председательствующего и членов ad hoc Коллегии адресату (если таковой на заседании присутствует);
- иногда — приглашение на заседание эксперта, который писал мнение по жалобе — и вопросы от членов ad hoc Коллегии эксперту.
В. Заседание (закрытая часть (только члены ad hoc Коллегии, технического администратора и ответ.секретаря)):
- обсуждение существа жалобы, анализ ответов на вопросы заявителя и адресата, обмен мнениями между членами Коллегии;
- формулирование основных позиций для дальнейшего оформления проекта решения председательствующим.
Г. Выработка решения:
- выработка проекта решения председательствующим;
- согласование проекта решения с членами ad hoc Коллегии путем переписки по эл.почте;
- подготовка решения путем достижения консенсуса всех членов ad hoc Коллегии данного заседания;
- если в результате обсуждения проекта решения, не был достигнут консенсус, любой член ad hoc Коллегии, не согласный с решением или его пунктами, имеет право на «Особое мнение», которое будет опубликовано вместе с решением.
Д. Публикация и рассылка решения:
- после утверждения и подписания председательствующим финальной версии решения она рассылается сторонам — заявителю и адресату жалобы, а также публикуется на сайте Коллегии в разделе «Рассмотренные жалобы», кроме этого решения рассылается информационным партнерам Коллегии — на журфаки вузов, в журнал «Журналист», в общественные организации.
- Затем идут слайды с визуализацией конкретной жалобы.
- На всех этапах от получения жалобы до принятия решения на слайдах есть ссылки на полные материалы, размещённые на сайте Коллегии. Это позволит познакомится со всеми нюансами рассматриваемого кейса.
- На разных этапах рассмотрения жалобы преподаватели могут организовать
для студентов дискуссию, если такие визуальные кейсы будут использоваться на занятиях. Возможные вопросы для организации дискуссии:
- согласны ли вы с выводами эксперта;
- какие дополнительные вопросы вы бы задали заявителю или его представителю;
- какие вопросы вы бы задали адресату жалобы;
- с какими позициями в решении вы не согласны;
- какие дополнительные пункты вы бы внесли в решение;
- хотели ли вы подготовить «особое мнение».