Обращение заместителя председателя Государственной Думы, члена Союза журналистов России Жириновского В.В. в связи с публикацией в газете "Московский комсомолец" статьи Минкина А.В. "Штопаный ….он"
Дата принятия: 29 марта 2004 года
РЕШЕНИЕ БОЛЬШОГО ЖЮРИ
Союза журналистов России
"Об обращении заместителя председателя Государственной Думы, члена Союза журналистов России Жириновского В.В. в связи с публикацией в газете «Московский комсомолец» от 19.03.04 статьи Минкина А.В. «Штопаный ….он».
Москва, 29 марта 2004 года № 40
Большое Жюри Союза журналистов России на заседании коллегии ad hoc в составе сопредседателей Большого Жюри М.А. Федотова (председательствующий) и М.Ф. Ненашева, а также членов Большого Жюри Д.С. Авраамова, А.Е. Бовина, И.Ю. Еремина, Ф.М. Карманова, А.К. Копейки, В.С. Кожемяко, Г.В. Лазутиной, Д.Ф. Мамлеева, М.А. Мельникова, В.Н. Монахова, Л.В. Никитинского, И.Е. Петровской, Ю.А. Полякова, А.З. Рубинова, В.Н. Руднева, Ю.В. Феофанова, В.А. Челышева
рассмотрело обращение заместителя председателя Государственной Думы, члена Союза журналистов России Жириновского В.В. в связи с публикацией в газете «Московский комсомолец» от 19.03.04 статьи Минкина А.В. «Штопаный ….он».
Заявитель утверждает, что данная статья, а также другие публикации А.Минкина об авторе обращения носят откровенно оскорбительный и вульгарный характер, порочат его имя, а факты, приводимые А. Минкиным, большей частью не соответствуют действительности. В приложенном к заявлению Жириновского В.В. письме пресс-службы фракции ЛДПР в Государственной Думе, в частности, говорится о том, что автор публикации «Штопаный ….он» не полностью приводит заявление Жириновского В.В. на пленарном заседании Думы, где он призывал коллег дать протокольное поручение Комитету по СНГ. Тем самым, якобы, Минкин А.В. намеренно опустил часть выступления Жириновского В.В. с целью продемонстрировать его плохое отношение к Аджарии. В письме пресс-службы также обращается внимание на фразу: «Это говорит та самая Ж., у которой были братские (а может сестринские) отношения с Саддамом Хусейном», и подчеркивается, что «намекая на личную дружбу с Саддамом, Минкин искажает смысл и причины действий и выступлений Жириновского относительно Ирака».
В заявлении также отмечается недостоверность утверждения Минкина А.В. о том, что Жириновский В.В. - «…человек, которому мы оплачиваем … полеты по всему земному шару …». Как сообщает пресс-служба фракции ЛДПР, Жириновский В.В. выезжает за рубеж за счет бюджета только в исключительных случаях – на заседания ПАСЕ или для участия в работе других международных организаций. Во всех остальных случаях Жириновский В.В. выезжает в другие страны только за счет принимающей стороны, либо за свой счет.
Большое Жюри
приняло к сведению согласие заместителя председателя Государственной Думы, члена Союза журналистов России Жириновского В.В. признать юрисдикцию Большого Жюри в отношении, как данной конфликтной ситуации, так и иных конфликтных ситуаций, предусмотренных мандатом Большого Жюри;
приняло к сведению также заявление В.В.Жириновского о том, что его обращение в Большое Жюри не связано с подачей искового заявления в суд и вне зависимости от выводов Большого Жюри он обязуется не использовать его решение в каких-либо юридических процедурах;
приняло к сведению согласие обозревателя газеты «Московский комсомолец» А.В.Минкина признать юрисдикцию Большого Жюри в отношении, как данной
конфликтной ситуации, так и иных конфликтных ситуаций, предусмотренных мандатом Большого Жюри;
заслушало мнение заместителя председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Жириновского В.В., пояснившего, что журналист Минкин А.В. уже более 10 лет самыми грязными словами поносит его и ЛДПР; что чашу терпения переполнила статья Минкина А.В. «Штопаный ….он», где его «посылают на три буквы»; что любой факт автор пытается интерпретировать против него и ЛДПР. Он подчеркнул, что Минкин А.В. пытается изобразить его «в виде бомжа с окраины Москвы».Он сообщил, что имел телефонный разговор с главным редактором «Московского комсомольца» Гусевым П.Н., который «согласился с тем, что статья недопустимая, но наш ответ так и не опубликовал»;
заслушало мнение депутата Государственной Думы Островского А.В., заявившего, что сам в прошлом работал журналистом и знает о репутации Минкина А.В. среди коллег; что возможная личная неприязнь между Жириновским В.В. и Минкиным А.В. не дает последнему оснований для оскорбительных высказываний на страницах газеты. «Оскорбляя Жириновского, Минкин посылает на три буквы более 7 миллионов избирателей, проголосовавших за ЛДПР».
заслушало мнение обозревателя газеты «Московский комсомолец» Минкина А.В., пояснившего, что принимает участие в заседании исключительно из уважения к Большому Жюри. «Здесь не суд и здесь принимаются во внимание не нормы закона, а правила профессиональной этики». Цель статьи, о которой идет речь, состояла в том, «чтобы объяснить, что с некоторыми людьми не нужно полемизировать, а нужно просто посылать их куда подальше». Он также пояснил, что газетой не руководит, а только публикует в ней свои заметки. Он подчеркнул, что свобода слова, конечно, не означает свободу мата. Он сообщил также, что главный редактор «Московского комсомольца» Гусев П.Н. в беседе с ним выразил опасение, что Жириновский В.В. подаст в суд в связи с данной статьей, однако никакого порицания не высказывал.
изучило представленные участниками заседания документы и материалы;
признало рассмотрение данной конфликтной ситуации соответствующим мандату Большого Жюри
и приняло следующее решение:
1. Констатировать, что статья журналиста А.В.Минкина представляет собой полемические заметки, жанр которых допускает повышенную эмоциональность и элементы субъективности. Кроме того, данный материал посвящен злободневным политическим вопросам, что заставляет рассматривать его в контексте свободы политических дискуссий как основополагающей ценности правового государства. Журналист имеет безусловное право на критику политического деятеля любого уровня, как и на публичную полемику с ним.
2. Констатировать, что собственно полемика занимает в тексте журналиста А.В.Минкина второстепенное место, а основной пафос заметок направлен на уничижение оппонента. При этом автор использует лексические приемы, недопустимые с точки зрения норм журналистской этики. В связи с этим Большое Жюри СЖР напоминает, что журналист должен считать оскорбление серьезным профессиональным нарушением (п. 8 Декларации принципов поведения журналиста), а также обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений (п. 5 Кодекса профессиональной этики российского журналиста). Совершенно недопустимо в серьезной журналистике подменять аргументы резкими выражениями, находящимися на грани нецензурной брани.
3. С сожалением констатировать, что использование оскорбительной лексики стало в нашей стране характерной составляющей политических и общественных
дискуссий, в том числе в средствах массовой информации. Уничижительные выражения,
использованные заявителем, членом СЖР В.В.Жириновским в переписке с журналистом А.В.Минкиным, как и отдельные его выступления по телевидению и радио, не являющиеся эталоном корректности, не могут служить оправданием для публичного поношения оппонента. Помимо прочего, подобные лексические приемы свидетельствуют о неуважении журналиста к аудитории, снижают профессиональный уровень публикаций и передач, превращают лексическую агрессию в норму общественного поведения.
5. Просить редакцию газеты «Московский комсомолец» ознакомить читателей с решением Большого Жюри.
6. Просить редакцию журнала “Журналист” опубликовать настоящее решение.
М.А.ФЕДОТОВ председательствующий, Сопредседатель Большого Жюри