Мнение эксперта - Страница 4

Оглавление

Мнение эксперта С.К.Шайхитдиновой

о фильме «Русская Ванга» (эфир каналов НТВ и REN-TV)

Мнение резюмирует итоги проведенного исследования.

Эксперт-исследователь: Шайхитдинова Светлана Каимовна, зав.кафедрой журналистики Института массовых коммуникаций и социальных наук Казанского (Приволжского) федерального университета, профессор, к.филол. н. по специальности «журналистика»; д.филос.н.; стаж работы в практич. жур-ке – 6 лет; опыт производства экспертных заключений по конфликтным текстам массовой информации – с 1997 года; член экспертно-консультационного совета при управлении Роскомнадзора по Республике Татарстан, член Казанского регионального центра экспертиз.

Время и место проведения исследования: 16-26 августа 2013г.; Институт массовых коммуникаций и социальных наук КФУ, г.Казань, ул.Товарищеская, д.5.

Лицо, назначившее проведение исследования: Казаков Юрий Венедиктович, председатель палаты медиа-аудитории Общественной коллегии по жалобам на прессу.

Материалы, предоставленные исследователю:

- Жалоба адвоката Смаль Жанны Александровны, выступающей от имени организации «За веру православную», с претензиями к руководству канала REN-TV, в связи с неоднократным показом фильма «Русская Ванга», в котором задеты интересы жительницы города Скопин Натальи Косоротовой ( в миру), ныне - схимонахине Феодосии.

- фильм «Русская Ванга». Эфир от 08.02.2013 по каналу REN-TV в программе «Еще не вечер». Первый эфир фильма состоялся 08.08.2011 по программе «Максимум» (НТВ) и в связи с ее закрытием передан для показа другим каналам. Режим доступа: http://video.yandex.ru/search?text=%D0%95%D1%89%D0%B5%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0&where=all&id=5672935

Вопросы, поставленные перед экспертом:

1. Содержатся ли в фильме «Русская Ванга» нарушения профессиональной этики журналиста в освещении образа схимонахини Феодосии.

2. Если содержатся, то в каких фрагментах фильма.

Методология исследования базируется на теории социальной ответственности журналиста, на социологии массовых коммуникаций.

Выводы исследования

Вывод 1

Фильм «Русская Ванга» не является документальным, он может быть отнесен к такому формату (который характерен именно для канала НТВ) как «докудрама». Этот формат пополняет ряд эфирных и печатных текстов так называемого «нового журнализма» [1].

В основе данного телевизионного продукта лежит некая идея, под которую «подстраиваются» «подтверждающие факты», добытые журналистскими методами (интервью, наблюдение, репортажные картинки), что придает правдоподобность сконструированной концепции. Объективное освещение реальности не является целью этого рода телевизионного продукта. Его цель – привлечь массового зрителя, используя эффективные манипулятивные способы: идея должна быть драматической, интригующей, домысел и вымысел подаются в тесной связке с документальным материалом, за счет которого достигается эффект правдоподобия. Возможно использование спецэффектов и постановочных кадров. Операторская съемка и монтаж активно работают на замысел. В жертву ему приносятся документальные герои, их реальные жизненные ситуации, обстоятельства, судьбы. Таким образом рейтинговый бизнес-продукт привлекает рекламодателя.

Пояснение

Сюжет фильма «Русская Ванга» продолжительностью 47 мин.14 сек. выстраивается на мистической идее о том, что прорицательница Ванга после своей смерти оставила свою последовательницу. Телевизионщики ищут эту последовательницу среди российских жителей (среди них есть и «казахская Ванга»), обладающих неординарными способностями. В ходе сюжета зрителям представляются различные люди – дети, взрослые, - из разных мест России – целители, ясновидящие. Их биографические сведения излагаются в соответствии с идеей фильма. Интригующая цель поиска, завеса тайны вокруг всего, что обыденное сознание связывает с передачей магических знаний и навыков, связь этих навыков с потребностями страждущих создает сюжетное напряжение.

Матушка Феодосия – одна из многих документальных героинь этого фильма. Ей посвящено в общей сложности около 4-х минут: на 5мин.49 сек.-8 мин.50 сек. фильма дается информация о ней. Информация выстраивается в соответствии с сюжетной линией как «чудо превращения обычной девчонки в ясновидящую». Информация о том, что после 18-ти лет сна у нее открылось «внутреннее зрение» сопровождается показом во весь экран глаз, но, скорее всего, не глаз матушки Феодосии. Показывается также ее дом, ее изображение. Уважающие ее односельчане, которые ходят к ней лечиться и с другими проблемами, отвечают на вопросы о ней. В этом же отрезке матушку Феодосию голос за кадром называет «рязанской Вангой». Интонационно выделено его сообщение о том, что матушка Феодосия принимает только ночью.

В отрезке на 39 мин.35 сек. по 40 мин.35 сек. сообщается, что телевизионщики встали в очередь, которая выстраивается к матушке Феодосии с утра, а прием начинается только с десяти вечера. Посетители из очереди, которые говорят на экране, снимаются, как можно заключить по ракурсу кадра, скрытой камерой. В келье, куда попадает под видом посетительницы журналистка, съемка и запись ведется скрытой камерой. В келье темно, ничего не видно. Записан вопрос журналистки и ответ послушницы, которая говорит за матушку Феодосию.

Сведения о персонажах фильма представлены в виде их собственных высказываний, характеристик людей, которые с ними общаются, их близких, интерпретаций сюжетной линии, которые подаются через голос за кадром. Голос за кадром играет интонациями, придает значение тому, что выгодно усилить в соответствии с идеей фильма. В ряде мест используется перебивка документальных кадров картинами Вселенной, врезкой глаз, снятых крупным планом с использованием спецэффекта в виде молний из зрачков. Эти глаза не принадлежат какой-либо из героинь, они олицетворяют образ некой всесильной прорицательницы - последовательницы Ванги.

Вывод 2

В связи с тем, что использованы журналистские методы сбора информации, фильм «Русская Ванга» может быть оценен на позициях профессиональной этики журналиста [3]. В фильме нарушены такие принципы как:

- уважение к личности героев произведения. (В фильме, где биографические сведения, высказывания, личные изображения героев, информация о них из уст близких и круга общения используется в угоду придуманному, нежурналистскому замыслу, умаляются таким образом честь и достоинство героев).

- корректность сбора информации (недопустимость скрытой камеры в материалах, не являющихся журналистским расследованием, сбор информации инкогнито, без информирования о том, что информация была взята и будет использована в телевизионном фильме);

- невмешательство в частную жизнь (проникновение в жилище со скрытой камерой);

- недопустимость дискриминации по конфессиональному признаку – некорректными интерпретациями и контекстом в сюжете с матушкой Феодосией нарушены права православных верующих.

Пояснение

Журналист имеет право сбора информации в любых местах, где не запрещено законом, однако это право дается ему только в случае общественно значимой проблемы. В связи с тем, что идея фильма «Русская Ванга», как говорилось выше, является сконструированной, не имеющей отношение к журналистской проблематике, поведение телевизионщиков как журналистов не оправдано и может рассматриваться как манипулятивный прием.

В сюжете с матушкой Феодосией имеет место жесткое навязывание интерпретации ее дара в контексте, чуждом ее мировоззрению и мировоззрению православных верующих.

Краткие ответы на поставленные вопросы:

1. В фильме «Русская Ванга» нарушены принципы профессиональной этики журналиста: 1) уважение к личности героев произведения; 2) корректность сбора информации; 3) невмешательство в частную жизнь; 4) недопустимость дискриминации по конфессиональному признаку.

2. Первые три принципа нарушаются по ходу всего фильма. Четвертый принцип нарушен в сюжете, связанном с матушкой Феодосией.

Литература

1. Медиаконвергенция и «ситуация человека»: новые вызовы, старые вопросы: Сб-к науч.статей под ред.С.К.Шайхитдиновой. – Казань, 2012

2. Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. М., 1997;

3. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / Под ред. Ю.В.Казакова. М., 2004;

4. Шайхитдинова С.К. Медиаэтика. Казань: Изд-во казанского ун-та, 2007;

5. Шайхитдинова С.К. Экспертиза тестов массовой коммуникации как исследование / Культурологическая экспертиза. Теоретические модели и практический опыт. Коллективная

монография / Под ред. В.А. Рабоша, Л.В.Никифоровой, Н.А. Кривич.- СПб., 2011.- С.243-263;

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов