Жалоба Церкви евангельских христиан на телепрограмму Времечко - Страница 2

Оглавление

 

 ЗАЯВЛЕНИЕ

9 августа 2005 года в программе «Времечко» на телеканале «ТВ — Центр» был показан сюжет производства «Авторского телевидения», посвященный «сектам». Мы считаем, что данный сюжет наносит вред деловой репутации нашей Церкви, а также чести и достоинству её руководителей и членов, как содержащий недостоверную и порочащую информацию о деятельности Церкви.


После показа по телевидению сюжет был размещён на сайте Авторского телевидения но адресу:
http://www.atv.ru/programs/vremechko/announces/2005/08/09/sion/, где он доступен и по сей день.

 

Местная религиозная организация Церковь евангельских христиан - баптистов «На Шелепихе», далее Церковь, была зарегистрирована 14 ноября 1994г. Управлением юстиции т. Москвы. В 1999 году Церковь прошла государственную перерегистрацию в связи с вступлением в силу Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и на данный момент осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (свидетельство №1108 от 29 декабря 1999г.). Церковь входит в централизованную религиозную организацию Российский Союз евангельских христиан - баптистов. Это одна из традиционных для России конфессий. По данным единого государственного реестра юридических лиц, в настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано более тысячи общин этой конфессии.

 

На данный момент наша Церковь насчитывает более тридцати постоянных членов, это простые рядовые граждане нашего города, имеющие множество знакомых, соседей, сослуживцев, с которыми они поддерживают тёплые дружеские и деловые отношения. Но в результате данной передачи на них легло пятно, порочащее их в глазах окружающих как приверженцев одной из «сект», что естественно прямым образом отражается на репутации членов, так и самой Церкви.

 

Начинается сюжет со слов диктора о том, что «В столице за последние пять лет появилось пятьдесят новых сект, некоторые из них даже официально зарегистрированы в Минюсте, где значатся новыми церквями». Далее диктор поясняет для зрителей, что «Основная, цель организаторов сект, например вот этой под названием Торжествующий Сион, отъём у граждан денежных средств ... честным путём».

 (Для справки — Церковь «Торжествующий Сион» арендует помещение для своих богослужений у нашей Церкви).

 

В данной фразе представлена информация в форме утверждения о нарушении «сектами», о которых пойдёт речь в репортаже, своими действиями норм и принципов морали и нравственности, - цель всех представленных в сюжете организаций отъём денежных средств у граждан, правда делается оговорка, что производится это честным путём. Своей оговоркой авторы удержали себя от прямого обвинения так называемых «сект» в нарушении действующего законодательства, но обвинили в непорядочности, поставив их в нравственном смысле в один ряд с мошенниками, которые всегда скрывают свои истинные цели.

 

Далее приводятся слова некого Василия, который в сюжете представлен как Василий - сектант со стажем 3 года: «Десятина — это заповедь Бога, которую Он сказал, что как бы, десятая часть от всех прибытков твоих она принадлежит Мне».

 

В приведённых словах нет ничего плохого, так как это действительно заповедь Бога, данная в Библии. Данного учения придерживаются практически все христианские конфессии, в том числе и православная церковь. Однако в сюжете эти слова приведены не как часть, причём не значительная, деятельности христианских Церквей, а как основная цель деятельности «сект», чтобы очернить их в глазах зрителей.

 

Далее в сюжете идёт видеоряд, снятый скрытой камерой на служении нашей Церкви 31 июля 2005 года, с частью проповеди пастора Церкви Семченко Александра Трофимовича, который в сюжете почему-то назван как Василий Петрович. Хотя в сюжете наименование нашей Церкви не названо, она лишь названа просто баптистской, но для людей, знакомых с нашей деятельностью и с нашими прихожанами, очевидно, что речь идёт о нашей Церкви, так как на экране отчётливо видны лица прихожан.

 

Чтобы показать правильность своих утверждений, авторы выдёргивают из проповеди одну лишь маленькую фразу пастора: «А Господь говорит: «Что вы отдадите Мне сегодня?»

 

Комментируя проповедь, диктор подчёркивает, что «Добровольные взносы присутствующих так же составляют десять процентов».

 

Далее диктор переходит уже на личность пастора: «Духовник Василий Петрович ни дня в своей жизни не работал и имел срок за тунеядство, правда это было давно». Этот вывод опять же «подтверждается» словами пастора о его служении в советское время: «Участковый приходит и говорит: «Ты - тунеядец, мы тебя посадим».

 

В сюжете не приводятся истинные причины судимости Семченко Александра Трофимовича, но авторы то их знают, так же как знают они и то, что преподносят зрителю недостоверную информацию, тем не менее далее заявляют, что «Нынче срок за тунеядство представляется братьям и сестрам как гонения за веру. Пожалуй, стоило однажды отсидеть, чтобы сейчас уже не прятаться, как раньше, а открыто и безбоязненно собирать дань с легковерных и обманутых уже как официальная религиозная организация»

 

Семченко Александра Трофимовича действительно был судим в советское время, но судим он был по статье 162 часть 2 УК РСФСР за занятие запрещёнными видами трудовой деятельности. Запрещенной же деятельностью тогда было распространение Библий. К тунеядцам он никогда не относился, всегда работал и обеспечивал себя и родных. Работает он и по сей день, в должности руководителя крупной московской фирмы.

 

В приведённых фразах, искажая факты, авторы доносят до зрителей информацию в форме утверждения о нарушении пастором Церкви своим поведением не только норм и принципов морали и нравственности, но и законодательства.

Далее в сюжете говорится о том, что после проповеди проводится совместное чаепитие. Однако акт доброй воли некоторых прихожан, представлен как какой-то побор со стороны «секты».

 

Следующая часть сюжета посвящена Церкви Торжествующий Сион, к которой мы не имеем отношения.

 

Однако то, как заканчивается сюжет, относится и к данной Церкви и к нашей. А заканчивается он утверждением: «Были бы деньги, а умеющие их у нас отнять всегда найдутся» Времечко. «Умеющие отнять деньги» - это как раз те, о ком было рассказано только что в сюжете.

 

В результате, таким образом смонтированного сюжета, искажается реальное положение вещей и у зрителя создаётся превратное представление о деятельности нашей Церкви, как о мошеннической организации. Как уже было сказано выше, из сюжета следует вывод, что основная цель организаторов всех «сект», а особенно тех, о ком шла речь - отъём у граждан денежных средств.

 

Все приведённое выше говорит о преднамеренном искажении информации со стороны журналистов.

 

Таким образом, сюжет представляет собой типичный пример циничного конструирования псевдо-сенсационного материала, в котором мы усматриваем дискриминацию на религиозной почве, так как сюжет несёт в себе откровенное оскорбление религиозных чувств каждого члена нашей Церкви, и разрушает и без того шаткий межконфессиональный мир в нашей стране. Более того, авторы сюжета, преследуя свои меркантильные цели по поднятию рейтинга программы, вторглись в сокровенную область религиозных чувств, используя неэтический и мерзкий метод подглядывания. Съёмки скрытой камерой людей в момент, когда они прославляют Бога или молятся, изливая перед Богом свои чувства, к тому же является грубым вторжением в частную жизнь человека, неприкосновенность которой гарантировано статьёй 23 Конституции РФ. Такие действия не допустимы для журналистов.

 

Напомним, что Решением Большого Жюри Союза журналистов России от 18 ноября 2004 года № 42 по поводу сюжета в программе «Времечко» на телеканале ТВЦ (производство телекомпании «Авторское телевидение») уже отмечалось, «что съемка скрытой камерой во время богослужения является этически неприемлемой, поскольку создает опасность вмешательства в сферу частной жизни. В то же время, в случае, если такая видеозапись ведется в целях защиты общественных интересов, например, когда имеются достаточные основания полагать, что под видом религиозных обрядов совершается издевательство над людьми, журналист может использовать скрытую видеозапись». Однако авторы пренебрегли данным замечанием и использовали запись, сделанную скрытой камерой. При этом никаких оснований для этого не было.

 

На основании вышесказанного считаем материал, показанный в передаче «Времечко» наносящим вред деловой репутации нашей Церкви и оскорбляющим честь и достоинство её членов и пастора — Семченко А.Т. Данным материалом автор распространил недостоверную и порочащую информацию, тем самым злоупотребив правами журналиста и нарушив положения ст.51 Закона РФ «О средствах массовой информации».

 

На основании вышеизложенного и в соответствии с Уставом Общественной коллегии по жалобам на прессу

 

ПРОСИМ:

  1. -Констатировать, что в данном материале программы «Времечко» содержатся грубые нарушения действующего законодательства, норм профессиональной этики и правил поведения журналистов, проявившиеся в выпуске в эфир компрометирующей информации без принятия должных мер к её проверке с обращением к объекту критики;
  2. -Направить решение для информации в Федеральную Службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
  3. -Рекомендовать телеканалу ТВ — Центр обнародовать решение Общественной коллегии по жалобам на прессу и опровержение на распространённый материал в программе «Времечко»;
  4. -Просить редакцию журнала «Журналист» опубликовать решение Общественной коллегии по жалобам на прессу.

Приложения:
1. Копия заявления
2. Диск с записью сюжета программы «Времечко» от 9 августа 2005 гола.

30 марта 2006 года
Семченко А.Т.

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов