Мнение эксперта - Страница 7

Оглавление

 


Мнение эксперта С.К.Шайхитдиновой
по новостному сюжету и другим медиатекстам РЕН ТВ
об инциденте с зеленкой

Мнение резюмирует итоги проведенного исследования.

Эксперт-исследователь: Шайхитдинова Светлана Каимовна, зав.кафедрой журналистики Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета, профессор,д.филос.н.; к.филол. н. по специальности «журналистика»; стаж работы в практич. жур-ке – 6 лет; опыт производства экспертных заключений по конфликтным текстам массовой информации – с 1997 года.

Время и место проведения исследования: 15-30 сентября2016г.; Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций ИСФН КФУ, г.Казань, ул профессора Нужина, д.1/37.

Лицо, назначившее проведение исследования: Казаков Юрий Венедиктович,представитель палаты медиа-аудитории Общественной коллегии по жалобам на прессу.

Материалы, предоставленные исследователю:

1. Жалоба в Общественную коллегию по жалобам на прессу Арсения Борисовича Рогинского и Елены Борисовны Жемковой, представляющих Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «МЕМОРИАЛ»*.

2. Новостной сюжет РЕН ТВ о том, что Людмилу Улицкую облили зеленкой около Доме кино, где 28 апреля 2016 проходило награждение победителей XVII Всероссийского конкурса исторических работ «Человек в истории. Россия – XX век», проводившегося правозащитным обществом «Мемориал»*. URL: https://www.youtube.com/watch?v=tXhGCSjRvpQ

3. Видеосюжет, а также информация об этом событии на сайте РЕН ТВ, вывешенная 28 апреля 2016: URL: (<http://ren.tv/novosti/2016-04-28/neizvestnye-v-forme-oblili-ulickuyu-zelenkoy-v-dome-kino>,< http://ren.tv/novosti/2016-04-28/oblivshie-zelenkoy-ulickuyu-krichali-ey-priyatnogo-appetita-nemeckie-podstilki и http://ren.tv/novosti/2016-04-28/oblitye-zelenkoy-organizatory-shkolnogo-konkursa-obvinili-vo-vsem-policiyu>).

Вопросы, поставленные перед экспертом:

1. Содержатся ли нарушения профессиональной этики журналиста в утверждениях, распространенных спорными медиатекстами:

- «И все бы хорошо, только его идея в том, чтобы школьники постигали альтернативную историю. В частности, детям рассказывают, что фашисты несли в нашу страну европейские ценности» (http://ren.tv/novosti/2016-04-28/oblitye-zelenkoy-organizatory-shkolnogo-konkursa-obvinili-vo-vsem-policiyu);

- «Школьникам (а их приняло участие в конкурсе почти 2000 человек) усиленно пытались внушить именно эту мысль. А также мысль о том, что фашистские захватчики несли в СССР не разруху и насилие, а «европейские ценности» (http://ren.tv/novosti/2016-04-28/neizvestnye-v-forme-oblili-ulickuyu-zelenkoy-v-dome-kino);

- «В доме кино Людмила Улицкая вела награждение конкурса детских сочинений. И всё бы хорошо, только его идея в том, чтобы школьники постигали альтернативную историю… В частности, детям рассказывают, что фашисты несли в нашу страну европейские ценности, которые тиран Сталин принимать не захотел» (http://ren.tv/novosti/2016-04-28/oblivshie-zelenkoy-ulickuyu-krichali-ey-priyatnogo-appetita-nemeckie-podstilki);

- «В частности, детям предлагают рассмотреть следующие идеи, якобы фашисты несли в нашу страну «европейские ценности», которые тиран Сталин принимать не захотел». (https://www.youtube.com/watch?v=tXhGCSjRvpQ).

2. Содержатся ли иные нарушения профессиональной этики журналиста в спорных медиатекстах, если «Да», то в каких фрагментах?

3. Содержатся ли в спорных медиатекстах сведения, направленные на распространение негативных утверждений, порочащих деловую репутацию Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «МЕМОРИАЛ»*.

Методология исследования базируется:

на теории профессиональной ответственности прессы, нормах профессиональной этики журналиста, воплощенной в деонтологических документах и материалах международного и российского профессиональных сообществ журналистов, на теории анализа спорных медиатекстов [1,4,5].

Характеристика объекта исследования

А) Новостной сюжет РЕН ТВ (9825 просмотров) длится 3 минуты 45 секунд. Новость, вокруг которой сформирован репортаж, заключается в том, что Людмилу Улицкую облили зеленкой. Писательница стала «жертвой нападения неизвестных» около Дома Кино перед началом награждения участников конкурса «альтернативной истории России».Эти сведения прозвучали в подводке диктора в студии.

Сам сюжет выстраивается вокруг фигуры Улицкой, которая подается как «большой профессионал, который может оценить, насколько хорошо за деньги иностранных спонсоров переписана история нашей страны». На первой минуте видеоряда использовано любительское видео, в котором показано как «несколько молодых людей брызгают из шприцев в лицо Людмиле Улицкой. Полиция сразу задержала смутьянов, уйти удалось только одному». Далее следует информация о конкурсе школьных сочинений, победителей которого награждала Улицкая. Спорная информация о том, что идея конкурса в том, чтобы школьники постигали «альтернативную историю, которая, по мнению организаторов гораздо правдивее той, что пишут в учебниках истории…», в которой, якобы, Гитлер нес в европейские ценности, а с Сталин не захотел их принять, звучит в начале второй минуты сюжета в сопровождении видеоряда, на котором из зала снята сцена с выходом победителей конкурса и их награждения. Следом идет интервью с неким Максимом Славиным, очевидно, с участником акции (заснят на улице), который высказывает негативное отношение к Улицкой, называя ее «немецкой подстилкой»

На 1.38 минуте сюжета демонстрируются «внутренние документы» о спонсорах конкурса, которыми выступают фонд Михаила Прохорова, ряд зарубежных фондов и организаций. На третьей минуте дается информация о том, что участники конкурса – дети из малообеспеченных семей, их ждет, согласно обещаниям организаторов, продолжение в виде семинаров по «альтернативной истории России», участие в которых – билеты и проживание – оплачиваются. Резюмирующий голос за кадром: «Пропагандистская машина должна была перемолоть две тысячи человек».

Далее следует интервью с Улицкой у Дома кино, в котором она говорит о том, что «нам не надо ехать в Африку, мы каждый день видим несчастных, больных, голодных, замученных… Этот конкурс для того, чтобы мы знали, для чего мы живем на свете»(2.18-2.26 минуты сюжета). Писательница продолжает еще что-то говорить, а в это время голос за кадром указывает, что это уже не первая спорная ситуация вокруг Улицкой. «Ее книгу «Другой, другие, о других» проверяла прокуратура Ульяновской области на предмет пропаганды гомосексуализма среди детей». Далее следуют кадры с презентации ее книг. На 2.50 минуте некий Михаил Шатров(съемка на улице), говорит о том, что это «…Провокация. Своими заявлениями, своими поступками вызывает ответную провокацию, ответную агрессию особенно в предверии 9 мая, когда в обществе… возрастают патриотические настроения…».

На 3 минуте сюжета голос за кадром подводит своего рода резюме ко всему сюжету: «В ходе нашего интервью я неоднократно задавал вопросы о том, как организаторы конкурса видят историю Великой Отечественной Писательница говорила о патриотизме, о современных ценностях, но в итоге так и не рассказала, что преподают школьникам и какие сочинения просят писать». Улицкой дали возможность сказать после этого, что «произошла абсолютная ерунда, она даже не стоит упоминания. Бог с ней, с зеленкой».

В заключение Виталий Ханин, комментировавший сюжет, появляется в кадре, подводя общий итог: «Следы битвы за историю повсюду около Дома кинематографистов. Это и разбитые яйца, и пятна от зеленки, которую активисты явно не пожалели. В общем-то баталия прошла вничью. С одной стороны, общественники продемонстрировали свою позицию, но с другой стороны, рассказывать ее придется теперь еще и в отделении полиции».

 

Б). Сведения на сайте РЕН ТВ об инциденте представляют собой фото Улицкой, снятое в профиль в одном из вестибюлей, и расширенную заметку под заголовком «Неизвестные в форме облили Улицкую зеленкой в Доме кино»с подзаголовком: «Инцидент произошел на церемонии награждения "Человек в истории" в Доме кино, организованной "Мемориалом"*».

Текст приводится полностью:

«Писательницу Людмилу Улицкую облили зеленкой на церемонии награждения школьного конкурса "Человек в истории", организованного центром "Мемориал"*. Как рассказала очевидец произошедшего, куратор программ центра Александра Поливанова, Улицкой брызнули в лицо зеленкой, еще одному гостю — нашатырным спиртом. Отмечается, что во время мероприятия к Дому кино, где все происходило, подошли около 20 человек в советской военной форме и с георгиевскими лентами.

"Около Дома кино, где сегодня подводят итоги конкурса "Человек в истории", бесчинствуют увешанные георгиевскими ленточками хулиганы. Улицкой залили лицо зеленкой. Учительницам кричат: "Не училки, а подстилки". Мою помощницу Наташу обозвали "либеральной шлюхой". Милиция бездействует", — написала о ситуации в соцсети член президентского совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека Ирина Ясина.

Конкурс "Человек в истории. Россия — ХХ век" проводится ежегодно с 1999 года. Организатором мероприятия является правозащитный центр "Мемориал"*. Позже стало известно и о мотивах нападения. Как оказалось, конкурс "Человек в Истории. Россия XX век", был задуман как мероприятие, призванное переосмыслить историю. Причем, переосмыслить с точки зрения того, что СССР во Второй мировой войне был страной-агрессором, страной, которая якобы и развязала войну, а не была втянута в нее фашистской Германией, напавшей затем и на своего союзника - вероломно, без объявления войны.Школьникам (а их приняло участие в конкурсе почти 2000 человек) усиленно пытались внушить именно эту мысль. А также мысль о том, что фашистские захватчики несли в СССР не разруху и насилие, а "европейские ценности". Финансировали конкурс немецкие фонды, а также структуры российского олигарха Михаила Прохорова».

 

В). Заголовки публикаций вокруг инцидента с зеленкой на сайте Рен ТВ (28-29 апреля 2016)с указанием количества просмотров и комментариев:

21:11, 29 апреля 2016

589 Свобода мнения на грани "тортинга"

В четверг российскую общественность всколыхнули сразу два происшествия, которые с легкой руки патриотов, атаковавших Касьянова в дорогом ресторане, в последнее время стали повторяться, пожалуй, слишком часто.

15:34, 29 апреля 2016

265 "Мемориал"* требует возбудить уголовное дело по нападению с зеленкой у Дома кино

Соответствующее письмо общественники направили Якунину.

11:45, 29 апреля 2016

629 В Кремле назвали хулиганством нападение на Улицкую

Дмитрий Песков прокомментировал вчерашние события у Дома кино, где проходил конкурс для школьников.

18:47, 28 апреля 2016

11,225 Облившие зеленкой Улицкую кричали ей: Приятного аппетита, немецкие подстилки

Писательница Людмила Улицкая сегодня в Москве стала жертвой нападения молодых людей, которые облили ее зеленкой.

16:29, 28 апреля 2016

14,205 Стало известно, сколько Прохоров потратил на русофобский конкурс, где напали на Улицкую

Антипатриотический конкурс для школьников, на который пришли активисты с зеленкой, был оплачен из фонда Прохорова и иностранными фондами.

16:02, 28 апреля 2016

11,711 Измазанная зеленкой Улицкая предсказала "тотальную катастрофу" после школьного конкурса

Писательница заявила, что не намерена подавать в полицию из-за нападения.

28 апреля 2016

43,200 Очевидцы сняли на видео, как Улицкую в Доме кино облили зеленкой

Сама Улицкая уже рассказала журналистам, что, несмотря на нападение, не получила никаких травм.

12:19, 28 апреля 2016

1,687 Неизвестные в форме облили Улицкую зеленкой в Доме кино

Инцидент произошел на церемонии награждения "Человек в истории" в Доме кино, организованной "Мемориалом"*.

 

Выводы исследования

Вывод 1

Спорный новостной сюжет РЕН ТВ выполнен как заказной материал, целью которого выступает формирование идеологической оппозиции «наших» и «ненаших».Таким образом произведена депроблематизация ситуации. «Не наши» представлены с использованием скрытых контрриторических стратегий [6]. Все фрагменты данного медиатекста служат его нежурналистским задачам, нарушают профессионально-этический принцип объективности.

Утверждение «И все бы хорошо, только его идея в том, чтобы школьники постигали альтернативную историю. В частности, детям рассказывают, что фашисты несли в нашу страну европейские ценности»и подобные ему в медиатекстах об инциденте с зеленкой дискредитирует организаторов конкурса исторических работ как в лице отдельных персон, так и в лице организаций.

Пояснение

Реальная общественно значимая новость, которая проговаривается «внутри» спорного сюжета РЕН ТВ, связана с тем, что подводятся итоги конкурса школьных сочинений, в которых представлено так называемое «альтернативное» видение истории страны, альтернативное тому, что изложено в школьных учебниках по истории. В этой связи надо бы попросить организаторов конкурса высказаться относительно его целей, надо бы посмотреть сочинения, которые признаны лучшими, процитировать их, надо бы провести интервью с самими школьниками. Надо бы, наконец, разобраться, что же такое «европейские ценности». Однако вместо этого сконструирована другая новость – инцидент с зеленкой (О том, как вслед скандальной информации формируется шлейф заметок и обсуждений по «боковой» теме, свидетельствует череда публикаций на сайте РЕН ТВ, приведенная выше).

Депроблематизация ситуации в сюжете осуществлена также через ееперсонификацию: основной фигурой, вокруг которой завязывается сюжетная драматургия, становится Людмила Улицкая, репутация которой уже «подмочена» пересудами в интернете вокруг проекта «Другой, другие, о других». О том, что «Другой» - это философская категория, возникновение которой связано с острой проблемой постмодернистской реальности – воскрешением субъекности[2, с.331] – речи нет. О том, что «толерантность» - термин, трактуемый как терпимость к привычкам других народов, был у нас в ходу после принятия Закона РФ о профилактике экстремизма, - тоже забыто. Оба термина в контексте спорного сюжета ситуативно привязаны к идее однополых браков, отмечено, что книгу «Другой…» проверяла прокуратура Ульяновской области на предмет пропаганды гомосексуализма среди детей. Логично, что после этих сведений, дискредитирующих личность писательницы, ее высказывания о патриотизме даны в изложении голоса за кадром.

По отношению к Улицкой и организаторам конкурса в целом применена такая стратегия «несочувствующей» контрриторики (термин разработан П. Ибаррой, Дж. Китсьюзом [6])как «уличение в неискренности». «Уличение» обеспечивается указанием на иностранные источники финансирования конкурса. Причем сведения звучат уже в подводке и повторяются с демонстрацией документов как сюжетная кульминация.

Формирование из либеральной оппозиции «образа врага» завершает поставленный знак равенства между «европейскими ценностями» и тем, что «несли фашисты». Можно сделать вывод, что сам конкурс исторических работ

«Человек в истории. Россия – XX век» использован в качестве информационного повода для проведения в массовое сознание мысли об идентичности идеологий либерализма и фашизма. Эффективность продвижения этой идеи на эмоциональном уровне обеспечивается периодом, связанным с подготовкой празднования Дня Победы. Результаты подобной работы по поляризации обывательского сознания можно наблюдать в интернете.

Иначе представлена в сюжете другая сторона конфликта. Участник митинга произносит оскорбительное ругательство об Улицкой непосредственно на камеру, и оно не удаляется при монтаже. То есть устроившие «митинг» у Дома Кино, выступают как «наши», о чем свидетельствует «сочувствующая» риторика в их адрес, выраженная в соответствующих лексемах.«Наши» - представители радикальной хулиганствующей группы - обозначены как «активисты»,«смутьяны», «патриоты», «общественники».

Очевидно, что тема инакомыслия всегда будет принадлежностью политического дискурса и без обозначения роли государственной власти здесь не обойтись. В видеосюжете власть предстает в лице полиции, которая «сразу задержала нескольких смутьянов» (хотя в заметке на сайте РЕН ТВ приведено высказывание, свидетельствующее, что «милиция бездействовала»).О задержании было сообщено в самом начале,О том, что «общественникам»«придется давать объяснения в полиции», сказано в самом конце сюжета. Такая сюжетная рамка в подаче данного рода сведений обнаруживает продуманность композиции, указывает на отсутствие «случайностей» в организации материала.

Таким образом, в спорном медиатексте использованы следующие стратегии депроблематизации ситуации, что обнаруживает его крайнюю тенденциозность, заказной характер работы:

- «антитипизация» темы через перенос смысловых акцентов с реальной общественно-значимой новости на скандальный инцидент;

- персонификация ситуации;

- «несочувствующая» контрриторика по отношению к основному персонажу сюжета;

- «сочувствующая» контрриторика по отношению к другой стороне конфликта.

 

Вывод 2

Спорные медиатексты направленны на распространение негативных утверждений, порочащих репутацию Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «МЕМОРИАЛ»*.

Пояснение

Нами поддерживается точка зрения о том, что термин «деловая репутация» применим к субъектам предпринимательской деятельности, поскольку причиненный ущерб от ее ущемления доказывается финансовыми убытками [3]. Однако в случае с общественными некоммерческими организациями правомерно, с нашей точки зрения, ставить вопрос о репутационном ущербе, который может быть выражен в падении общественного авторитета, в нарушении положительного имиджа организации.

Упоминание правозащитной организации «Мемориал»* среди организаторов конкурса исторических работ, которым вменяется продвижение идеи о том, что, якобы,«фашисты несли в нашу страну «европейские ценности», которые тиран Сталин принимать не захотел»несомненно дискредитирует доброе имя «Мемориала»*, а также Людмилы Улицкой, ставшей основным персонажем спорных медиатекстов.

 

Краткие ответы на поставленные перед экспертом вопросы:

1. В утверждениях, распространенных спорными медиатекстами, содержатся нарушения профессиональной этики журналиста, поскольку данные медиатексты выполнены как заказные.

2. Спорные медиатексты тенденциозны, в них обнаружено системное нарушение профессиональной этики журналиста.

3. В спорных медиатекстах содержатся сведения, направленные на распространение негативных утверждений, порочащих репутацию и доброе имя Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «МЕМОРИАЛ»* и Людмилы Улицкой.

 

Литература

1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. М.: Флина, Наука, 2009. 592 с.

2. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл.науч.ред и сост.А.А. Гирицианов. – М., Минск, 1312 с.

3. Информационное право: Методические материалы к междисциплинарному курсу. М., 2002.240с.

4. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / Под ред. Ю.В.Казакова. М., 2004. 480 с.

5. Шайхитдинова С.К. Медиаэтика. 0 Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007.- 80с.

6. Ясавеев И.Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации ситуации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. № 1 (34). С. 91-102 // http://ecsocman.hse.ru/data/917/825/1219/006-Yasaveev.pdf

  ----
* - с 16.01.2015 организация включена Минюстом РФ в реестр НКО выполняющих функции иностранного агента

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов