Оглавление

 В Общественную коллегию
по жалобам на прессу


О НАРУШЕНИИ ЗАКОНА О СМИ, ПРАВА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, А ТАКЖЕ НОРМ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКАМИ ГУП "НОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КУБАНИ" (ТЕЛЕКАНАЛ "КУБАНЬ 24")


8 февраля 2017 года государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Краснодарская государственная краевая телерадиовещательная компания (ГУП) "Новое телевидение Кубани", которое является учредителем телевизионного канала "Кубань 24" (осуществляет вещание на территории Краснодарского края и Республики Адыгея), в новостной телепрограмме "Факты" выпустила в эфир сюжет "Эковахта по Северному Кавказу" оказалась в центре скандала", в котором были распространены недостоверные и порочащие сведения, касающиеся меня и Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации (МОО) "Экологическая Вахта по Северному Кавказу", в которой я занимаю должность заместителя руководителя (координатора). Кроме того, при съемке сюжета и сбора информации для него имело место грубое нарушение сотрудниками телеканала закона "О средствах массовой информации" и норм журналистской этики.

Стенограмма данного сюжета была также размещена на официальном web-сайте телеканала"Кубань24"(http://kuban24.tv) и доступнапоследующей ссылке: http://kuban24.tv/item/ekovahta-po-severnomu-kavkazu-okazalas-v-centre-skandala-167480 (распечатка интернет-страницы со стенограммой сюжета - в Приложении 1).

Конкретно в сюжете приведено следующее высказывание, затрагивающее мою честь, достоинство и деловую репутацию, выраженное в форме утверждения о фактах в настоящем времени: "Экологическая вахта по Северному Кавказу" в прошлом году Минюстом была внесена в список иностранных агентов. По данным ведомства, финансируется она из США "Национальным фондом в поддержку демократии США", который перечисляет деньги на личные счета замруководителя "Эковахты". Стоит отметить, что этот фонд, согласно открытым данным прокуратуры, включен в список нежелательных организаций в России".

Таким образом, авторы сюжета и телеканал "Кубань 24" в лице своего учредителя ГУП "Новое телевидение Кубани" распространили утверждение о том, что я, будучи заместителем руководителя МОО "Экологическая Вахта по Северному Кавказу", якобы получаю на личные банковские счета денежные средства, предназначенные для финансирования данной общественной организации, от иностранного фонда, деятельность которого в России признана нежелательной - то есть фактически я был обвинен в совершении противоправного деяния, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 23.05.2015 No 129-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за сотрудничество с иностранной или международной неправительственной организацией, признанной в установленном порядке нежелательной на территории Российской Федерации, предусматривается административная и уголовная ответственность.

Вышеприведенная цитата является ложным, ни на чем не основанным утверждением авторов сюжета с целью, как я полагаю, возбудить по отношению ко мне враждебное настроение и возможные агрессивные проявления со стороны аудитории телеканала "Кубань 24". В действительности я не являюсь каким-либо получателем средств указанного некоего "Национального фонда в поддержку демократии США", не состою с этой организацией в каких-лило иных отношениях. Никаких претензий ко мне со стороны правоохранительных органов по поводу якобы имеющегося "сотрудничества" с данной или любой другой зарубежной организацией нет и не было - совершенно непонятно, откуда жуналисты взяли сведения, оглашенные в сюжете "Эковахта по Северному Кавказу" оказалась в центре скандала".

Помимо распространенной в отношении меня клеветы, в сюжете "Эковахта по Северному Кавказу" оказалась в центре скандала" была нарушена неприкосновенность моей частной жизни, в том числе путем незаконного сбора и распространения сведений о ней. А именно: 4 февраля 2017 года я прилетел в аэропорт г.Краснодара из г.Хельсинки (транзитом через Москву), где принимал участие в работе Гражданского форума ЕС-Россия. На выходе из здания аэровокзала меня ждала съемочная группа. Журналисты (они представились сотрудниками телекомпании "Новый город", не назвав при этом своих имен - т.е. предоставили ложные данные о своем месте работы), не спросив у меня разрешения на съемку, начали вести видеозапись, при этом девушка-корреспондент спросила меня, с какой целью я ездил на Гражданский форум ЕС-Россия и привез ли я оттуда "деньги для Рудомахи" (Рудомаха Андрей Владимирович - руководитель МОО "Экологическая Вахта по Северному Кавказу").

Я отказался отвечать на провокационные вопросы анонимных журналистов и проследовал на остановку общественного транспорта, однако съемочная группа продолжила меня преследовать и стала вести видеозапись даже в маршрутном такси.

Сведения о моем прилете (том рейсе, которым я прибываю) и о том мероприятии, в котором я участвовал и с которого возвращался - Гражданский форум ЕС-Россия, никак не могли быть получены законными способами, по открытым каналам, поскольку ни я, ни МОО "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" данные сведения не публиковали и не разглашали. Получить такую информацию журналисты могли только от неких третьих лиц, получивших, в свою очередь, незаконный доступ к моей личной переписке или телефонным разговорам.

Характерно, что в самом сюжете, который вышел в эфир 8 февраля, в качестве источника сведений о моем участии в мероприятии Гражданского форума ЕС-Россия был указан пресс-релиз (см. http://ewnc.org/node/23496) , который был выпущен МОО "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" 6 февраля и был как раз посвящен инциденту со съемочной группой в аэропорту (который, напомню, произошел 4 февраля). То, что авторы сюжета ссылаются в сюжете на то, что сама МОО "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" якобы "активно рекламировала" мой визит на международное меропритятие, является ложью и передергиванием фактов: журналисты уже на момент моего прибытия были прекрасно осведомлены, откуда я еду, в чем легко убедиться, посмотрев сюжет, в часности, мой ответ на вопрос о целях визита в Финляндию (см. видеосюжет, 1 мин. 33 сек).

Таким образом, налицо попытка сотрудников канала "Кубань 24" сокрыть факт незаконного сбора информации о частной жизни гражданина при помощи подтасовки фактов и событий.

Получив незаконным образом сведения о моем передвижении и о мероприятии, в котором я участвовал, ГУП "Новое телевидение Кубани", грубо нарушило тем самым мое право на неприкосновенность и тайну частной жизни. Статья 24 Конституции РФ запрещает сбор, хранение, использование и распространении информации о частной жизни лица без его согласия. Распространенные ГУП "Новое телевидение Кубани" клеветнические утверждения относительно меня в совокупности с разглашением сведений о моей частной жизни создали для меня угрозу физической безопасности в связи с высоким уровнем в Краснодарском крае ксенофобии вообще и подогреваемого государственными СМИ агрессивного отношения жителей региона к НКО и их сотрудникам, не разделяющим т.н. "официальную" точку зрения на события, происходящие в стране и регионе.

12 февраля 2017 года я, руководствуясь статьей 43 Федерального закона "О средствах массовой информации", обратился в ГУП "Новое телевидение Кубани" с официальным требованием (см. Приложение 2) опровергнуть следующие утверждения:

- "...По данным ведомства, финансируется она из США "Национальным фондом в поддержку демократии США", который перечисляет деньги на личные счета замруководителя "Эковахты"
- "Экологическая вахта по Северному Кавказу" разослала в краевые СМИ и опубликовала на своем сайте пресс-релиз, в котором сообщается о провокациях в адрес активиста Дмитрия Шевченко. По данным общественной организации, он вернулся в Краснодар из Хельсинки, где участвовал в Гражданском форуме ЕС - Россия. Вопреки активной рекламе приезда Шевченко, сам он рассказывать о поездке не захотел".

В опровержении первого фрагмента я попросил указать, что данные сведения носят ложный и бездоказательный характер, во втором случае попросил опровергнуть факт того, что о моем прилете в аэропорт "Пашковский г.Краснодара 4 февраля 2017г. съемочная группа канала узнала из пресс-релиза МОО "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" от 6 февраля 2017г.

Однако выполнить данные требования телеканал отказался (см. Приложение 3), что я расцениваю как нарушение законодательства о средствах массовой информации, грубое попрание норм журналистской этики и намерение руководства ГУП "Новое телевидение Кубани"идальшевестинепонятнуюиничемнемотивированную "информационнуювойну" с МОО "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" и мной персонально. Подобное особенно недопустимо для телеканала, который целиком финансируется из бюджета Краснодарского края и должен производить качественную журналистскую продукцию по действительно общественно значимым и актуальным темам, а не выполнять заказы отдельных лиц и госведомств по дискредитации общественных объединений и гражданских активистов.
Учитывая изложенные обстоятельста, прошу рассмотреть данную жалобу в порядке, определенном регламентом Общественной коллегии по жалобам на
прессу, и вынести решение в отношении сюжета "Эковахта по Северному Кавказу" оказалась в центре скандала" и методов сбора информации, примененных журналистами телеканала "Кубань 24".

Письменный ответ о результатах рассмотрения жалобы прошу направить по адресу: 385012 г. Майкоп, ул. Поселковая, 36. Электронную копию ответа прошу направить на адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Заместитель координатора ШЕВЧЕНКО Д.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ
1) Распечатка стенограммы сюжета "Эковахта по Северному Кавказу" оказалась в центре скандала" с сайта телеканала "Кубань 24";
2) Письмо в ГУП "Новое телевидение Кубани" с требованием об опровержении;
3) Ответ ГУП "Новое телевидение Кубани".

Подать жалобу

Укрепление негативных стереотипов, искажение высказываний, изложение несуществующих фактов, сокрытие истинной информации, необоснованное обвинение, публикация за взятку или взятка за непубликацию - жалуйтесь, если ваши права были нарушены, а интересы ущемлены прессой!
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Сайт Фонда президентских грантов