Подсудны ли онлайн-СМИ советам по прессе?
001_7230.jpg
Рассматриваем
информационные споры

с выраженной профессионально-этической составляющей и затрагивающие права граждан в сфере массовой информации

005_7230.jpg
Рассматриваем
информационные споры

с выраженной профессионально-этической составляющей и затрагивающие права граждан в сфере массовой информации

008_7230.jpg
003_7230.jpg
Рассматриваем
информационные споры

с выраженной профессионально-этической составляющей и затрагивающие права граждан в сфере массовой информации

004_7230.jpg
Рассматриваем
информационные споры

с выраженной профессионально-этической составляющей и затрагивающие права граждан в сфере массовой информации

009_7230.jpg
002_7230.jpg
Рассматриваем
информационные споры

с выраженной профессионально-этической составляющей и затрагивающие права граждан в сфере массовой информации

007_7230.jpg
previous arrow
next arrow

Члены Коллегии о журналистской этике

Журналистская этика — понятие сегодня, мягко говоря, немодное. Но те, кто несмотря ни на что, соблюдают её правила, заслуживают самого глубокого уважения. Я уверен, именно за ними будущее нашей прессы.
Эдуард Сагалаев
Медиаменеджер
Журналистская этика — важнейший стандарт профессии, разделяемый всем журналистским сообществом и регламентирующий деятельность журналиста в различных ситуациях.
Елена Вартанова
Декан факультета журналистики МГУ
Профессиональная этика журналиста, как система ориентации профессионала, опирается на профессиональную этику как систему особых профессионально-этических документов — кодексов, деклараций, хартий и т.д. Эти документы представляют собой подсказки или прямые предписания, результирующие опыт проживания профессии и её представителей в современном обществе. Что важно: даже и прямое предписание не предполагает перенесения ответственности за выбор поступка, линии поведения, образа действий живым человеком на документ.
Юрий Казаков
Медиаэксперт
Как сказал Юрий Щекочихин: «ниже пояса не бить и не лизать».
Дмитрий Муратов
Главный редактор «Новой газеты»
Журналистская этика — это то же, что профессиональная совесть газетчика или телевизионщика. Это право на правду и не разрушающий человеческие отношения способ её реализации. Это забота о репутации, своей и коллег, с тобой работающих. Журналист в этическом идеале — это профессионально образованный порядочный человек.
Алексей Симонов
Президент Фонда защиты гласности
Журналистская этика — это профессиональные стандарты, основанные на морально-допустимом поведении журналиста по отношению к человеку, субъекту публикации или источнику информации, находящемуся в фокусе интереса прессы. Соблюдение этих профессиональных стандартов является необходимым не только в целях предоставления обществу качественной информации, но и является важнейшим условием профессиональной репутации журналиста, редакции, в которой он работает, завоевания доверия аудитории, а иногда и обеспечения безопасности журналиста.
Галина Арапова
Директор Центра защиты прав СМИ
Сегодня журналистское сообщество расколото — в этом главная причина того, что нарушение стандартов не влечет за собой последствий для нарушителя, а читатель (зритель) в массе еще не научился оценивать материалы, в том числе, и с точки зрения стандартов.
Леонид Никитинский
Журналист
Журналистская этика, на мой взгляд, основывается на одном-единственном принципе: твердое понимание того, что ты, журналист, несешь ответственность только перед своей аудиторией, и что эта ответственность заключается в трех вещах: информировать максимально полно, объективно и честно.
Владимир Познер
Журналист
Журналистика не может работать только в пространстве права. Она вынуждена самоограничиваться, сдерживать свои властные устремления. Постоянно апеллируя к конкретному гражданину, к конкретному обществу и к их проблемам, она обязана пытаться самой себе объяснить, что такое норма, что такое не норма, что такое «правильное» профессиональное поведение.
Виктор Монахов
Эксперт по информационному праву
Сегодня журналистская этика вряд ли актуальна для большинства «публично пишущих» людей, поскольку и уровень подготовки аудитории, и уровень восприятия журналистского текста, и уровень «журналиста как сотрудника СМИ» значительно ниже того горизонта, на котором появляются этические проблемы профессии. Повышение интеллектуально-эстетического уровня «сотрудника СМИ» — предтеча следованию этическим принципам журналистики.
Артем Кирьянов
Председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков

Плюсы обращения в Коллегию


- альтернатива судебному разбирательству;
- неангажированность;
- открытость и публичность;
- отсутствие бюрократических проволочек;
- быстрота и простота процедуры;
- безвозмездность;
- определённость моральной оценки

 

Подать жалобу

Наша цель
Формирование культуры честной журналистики
и утверждение свободы массовой информации в России

авторитетные журналисты, юристы, экономисты, учёные, преподаватели, общественные деятели

рассмотрения жалоб на предполагаемые нарушения норм и правил журналистской профессии

большой и постоянно пополняемый опыт внесудебного регулирования споров

НОВОСТИ


ПРОБЛЕМА: Как отражается необходимость регулирования онлайн медиа в Кодексах Этики различных стран

ВОПРОСЫ:

  • • Существуют ли отдельные статьи, посвященные регулированию онлайн медиа?
  • • Какие положения были сформулированы в отношении этики онлайн медиа?

 


 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Комиссия по жалобам на прессу (Press Complaint Commission)

Раздел о регулировании онлайн медиа существует в Кодексе с 1997 года. До закрытия в 2014 году Комиссия по жалобам на прессу Великобритании (Press Complaint Commission) рассматривала жалобы на контент, который может содержать:

  • • статьи и фотографии
  • • слова, картинки и видео на сайтах изданий
  • • аудио материалы на сайтах изданий
  • • письма читателей
  • • пользовательские комментарии на сайтах изданий, которые были отредактированы

 

ГЕРМАНИЯ: Совет по прессе Германии (Deutsche Presserat)

Специального раздела в Кодексе нет, но над этим работают, так как в совет по прессе поступают жалобы именно на онлайн медиа. Одни из наиболее актуальных вопросов – комментарии на сайте и онлайн-архивы. Вопрос ответственности газет/журналов за публикуемый материал в интернете спорный, мнения в Германии разнятся.

 

ШВЕЙЦАРИЯ: Совет по прессы Швейцарии (Schweizer Presserat)

Отдельной статьи о регулировании онлайн-медиа нет, но журналисты обязаны полностью соблюдать Кодекс журналистской этики (был принят в 2000 году). Существуют, однако, несколько статей, посвященных данной теме:

  • • личная информация, взятая из социальных сетей/медиа, не может быть использована без согласия владельца; также данная информация может быть использована только в публичных интересах (2010 г.)
  • • комментарии должны носить тот же характер, что и в случае с письмами в редакцию, они не могут быть анонимными (2011 г.)

 

КИПР: Комиссия по жалобам на медиа Кипра (Cyprus Media Complaints Commission)

Жалобы в отношении онлайн-журналистики рассматриваются в том же порядке, что и в отношении традиционной журналистики, с применением тех же стандартов.

 

БЕЛЬГИЯ (Валлонский регион): Совет по журналистской этике (Conseil de déontologie journalistique)

Жалобы в отношении онлайн-журналистики рассматриваются в том же порядке, что и в отношении традиционной журналистики, с применением тех же стандартов.

Данное положение с октября 2013 года официально закреплено в Кодексе журналистской этики Валлонского р-на Бельгии.

 

ФИНЛЯНДИЯ: Совет по масс медиа (Council for Mass Media)

Жалобы в отношении онлайн-журналистики рассматриваются в том же порядке, что и в отношении традиционной журналистики, с применением тех же стандартов.

Все принципы включены в приложение 2011 года «о пользовательском контенте на медиа-сайтах». В документе приводится ясное определение редакционного материала, чтобы отделять его от пользовательских комментариев и блогов, так как совет по прессе вправе рассматривать жалобы только на журналистские материалы.

  • Редакция обязана контролировать свои сайты и не допускать публикацию контента, который нарушает частную жизнь и затрагивает человеческое достоинство. Также недопустимы публикации, разжигающие ненависть, побуждающие к насилию, дискриминирующие отдельного человека или группу лиц.
  • Редакция обязана незамедлительно удалить контент, который нарушает вышеописанные принципы.
  • Сайты для детей и молодежи обязаны контролироваться особенно тщательно.
  • Общество должно иметь возможность напрямую заявлять о нарушениях в редакцию.
  • Должно существовать четкое разделение между пользовательскими комментариями и редакторским контентом.

 

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА: Совет по прессе в Боснии и Герцеговине (Press Council in Bosnia-Herzegovina)

В Кодексе журналистской этике существует раздел, регулирующий онлайн-медиа (раздел был внесен в общий Кодекс в июне 2011 года). Жалобы в отношении онлайн-журналистики рассматриваются в том же порядке, что и в отношении традиционной журналистики, с применением тех же стандартов.

В соответствии с разделом о регулировании онлайн-медиа, редакция обязана следить за комментариями на своём сайте. Они не должны содержать оскорблений, агрессивных высказываний, угроз и подстрекательства. В противном случае модератор сайта обязан удалять подобные комментарии (в случае бездействия, редакция несет за них ответственность).

Посетители сайта, чьи комментарии содержат агрессивные и нетерпимые высказывания, подвержены уголовному преследованию. В случае возбуждения уголовного процесса, редакция обязана сотрудничать с правоохранительными органами в целях установления личности пользователя веб-сайта.

 

НИДЕРЛАНДЫ: Совет по прессе в Нидерландах (Press Council in Netherlands)

В Кодексе журналистской этике существует раздел, регулирующий онлайн-медиа (раздел был внесен в 2008 году). Он содержит следующие положения:

1. журналист может публиковать конфиденциальные материалы или их части (или гиперссылки), только если они имеют новостную ценность, имеют общественный интерес и не представляют опасности для общества;

2. при указании источника посредством гиперссылки редакция не несет ответственности за исходный материал. Тем не менее, журналист обязан взвесить ценность публикуемой информации по отношению к потенциальной опасности или вреду, которые может повлечь за собой материал;

3. интернет увеличил доступ к архивным базам данных. По большому счету, общественный интерес в большинстве случаев перевешивает интерес одного лица, поэтому удаление или изменение архивных статей может не производиться, даже если затронуты интересы определённого лица. Только в исключительных случаях этот принцип может быть не соблюден;

4. редакция несет ответственность за пользовательские комментарии. Невозможно предвидеть содержание того или иного комментария, однако редакция обязана модерировать их или вовсе удалять;

5. если пользовательский комментарий содержит серьезное обвинение или клевету по отношению к другому пользователю и человек подает жалобу на данный комментарий, редакция обязана выяснять обстоятельства. Если фактических оснований для обвинения, то следует удалить комментарий.

 

РОССИЯ: Общественная коллегия по жалобам на прессу

Публикации в сетевых изданиях рассматриваются с применением тех же норм, что и в отношении традиционной журналистики. Принимаются к рассмотрению жалобы на сайты, не зарегистрированные в качестве СМИ.

Подпишитесь на наши новости

Документы

Коллегия запустила серию подкастов 

 

В подкасте на примерах из реальной профессиональной деятельности участники дискуссии ищут ответы на вопросы: в чем различия между журналистом и блогером, станет ли ведение блога профессией и что важнее - хайп или профессиональный долг? Что ждет блогосферу - саморегулирование или госрегулирование? И если есть закон – значит ли, что ты защищен?

 

Слушать  в Яндекс Музыке

 

Слушать  в Apple Podcasts

 

Слушать  в CastBox

 

Слушать  в Pocket Casts

Больше о журналистской этике в социальных сетях Коллегии

   
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов